В странах Балтии разворачивается новый этап охоты на инакомыслящих. В Эстонии схвачен и брошен за решетку известный русский правозащитник Сергей Середенко – один из наиболее ярких оппонентов правящего режима. Специалист по конституционному праву он хорошо известен в качестве последовательного и аргументированного критика построенных в этой стране этнократических порядков. Абсолютный бессребреник, он принёс карьеру в жертву своей общественной позиции и был вынужден работать дворником: работодатели боялись связываться с человеком, который столь смело критиковал государство.
В итоге Середенко угодил в узилище этнократов, и есть серьезные поводы опасаться за его дальнейшую судьбу.
Исчезновение диссидента
Первым на исчезновение Середенко из публичного пространства обратил внимание его коллега по НКО «Русская школа Эстонии», правозащитник Мстислав Русаков. Он заметил, что последний свой пост в соцсети Facebook Середенко оставил 2 марта. «Кошка Белка. Развлечений у кисева немного. Собственно, только я», – написал правозащитник – и пропал. Поскольку других домочадцев, кроме кошки, у него не было, хватились его далеко не сразу. «12 марта я отправил ему личное сообщение, но он его даже не прочитал. Тогда я написал и забыл, а недавно он мне снова понадобился. Я ему позвонил, а телефон был выключен», – вспоминает Русаков. Он поднял на ноги знакомых журналистов.
О возможном аресте Середенко первым сообщил 30 марта эстонский оппозиционный портал Dokole.eu. По его информации, правозащитника обвинили в «шпионаже». В связи с этим портал отметил, что обвинение звучит крайне абсурдно: в силу того, что Середенко (с которым эстонские работодатели, ввиду созданного ему имиджа «агента влияния Москвы» боятся связываться) вынужден был работать дворником при одной из школ города Маарду. Он явно не имел доступа к государственным тайнам. Вместе с тем общественная, публицистическая и правозащитная деятельность Середенко, направленная на отстаивание позиций местной русской общины, крайне раздражала эстонские власти. М. Русаков, в прошлом сам подвергавшийся гонениям спецслужб эстонского государства, мрачно иронизировал: «Подтвердился настолько худший сценарий, что даже и в голову не могло прийти. Дворник-шпион. Какой-то несмешной эстонский анекдот…»
Немногим позже информацию об аресте Сергея Середенко подтвердил официозный портал эстонского телерадиовещания err.ee. Пресс-секретарь Государственной прокуратуры Кайри Кюнгас сообщила сайту, что Середенко был задержан в начале марта. «Его подозревают в связях, направленных против Эстонской Республики. По ходатайству прокуратуры суд заключил подозреваемого под стражу», – пояснила Кюнгас. Здесь напрашивается аналогия с литовским диссидентом Альгирдасом Палецкисом, которого власти его страны в октябре 2018-го тоже бросили за решетку по обвинению в «шпионаже на Россию». Как и Середенко, Палецкиса арестовали тайно – и информация о его аресте была опубликована лишь спустя полтора месяца после свершившегося факта.
По словам Кюнгас, «в интересах расследования уголовного дела» прокуратура в настоящее время не может предоставить более подробную информацию о сути обвинений в адрес Середенко. Впрочем, она сослалась на статью 235-ю Пенитенциарного кодекса, подразумевающую «создание или поддержание отношений с иностранным государством, иностранной организацией или лицом, действующим по заданию иностранного государства – с целью совершения преступления, направленного против Эстонии».
Присяжный адвокат Владимир Садеков, представляющий интересы 57-летнего Середенко, тоже предпочел воздержаться от комментариев, объяснив это интересами своего клиента. «Как у него здоровье? На сегодняшний день у меня нет особо тревожной информации, но известно, что Сергей Середенко в таком возрасте, в котором требуются уход и внимание. Я не врач. Не могу сказать о его состоянии. Но надеюсь, что пребывание под стражей не ухудшит состояния его здоровья. Если же оно начнет ухудшаться, то защита предпримет действия, чтобы попытаться изменить меру пресечения. Пока мы такое ходатайство не предоставляли. Но мы внимательно следим за ситуацией и за тем, как проходит следствие», – отметил Садеков.
В чём причина ареста?
Общественный деятель Максим Рева, хорошо знакомый с Середенко, предположил, что арест произведён по заказу Партии реформ, недавно вернувшейся в правящую коалицию Эстонии. Бывший активист организации «Ночной дозор», поднявшейся в апреле 2007-го на защиту «Бронзового солдата» в Таллине, М. Рева отметил, что арест правозащитника представляет собой «чисто политическое дело». Он напомнил, что события «бронзовой ночи» 2007 года, приведшие к восстанию русского населения и его жестокому подавлению силами полиции и спецназа, имели место, когда пост премьер-министра занимал «реформист» Андрус Ансип. За год до трагедии Ансип заявил, что «стоящий на Тынисмяги Бронзовый солдат является символом оккупации и его давно следовало бы снести».
Максим Рева решительно отмёл толки о «пророссийской ангажированности» Середенко, отметив: «Середенко – тот человек, что будет всегда оставаться правозащитником, где бы он ни жил. В Эстонии – значит, эстонский правозащитник, в России – значит, российский. Таков его характер. Он, как истинный правозащитник, всегда будет против государства, выступая за права человека. И только в этом можно его обвинять».
Сергей Середенко
Тут стоит отметить, что правозащитной деятельностью Сергей Середенко занимается с 2000-х годов, добровольно взяв на себя обязанности «русского омбудсмена Эстонии». Например, в 2016 году он сумел оспорить штрафы, навязанные эстонской полицией организаторам акции «Бессмертный полк» в Таллине. Как отмечает представительница НКО «Русская школа Эстонии» Алиса Блинцова, Середенко, как юрист, помогал оспаривать решения властных органов, направленные на закрытие учебных заведений нацменьшинств. «Когда мы сталкивались со случаями каких-то нарушений, он всегда приходил к нам на помощь», – поясняет Блинцова.
Арест правозащитника сразу же нашел однозначную оценку. «Это политические репрессии, которым не место в 21-м веке на пространстве Евросоюза и государств-членов ОБСЕ… В Прибалтике пытаются криминализировать любые контакты собственных граждан с Россией – будь то политические, дипломатические, культурные или хозяйственные. По имеющейся информации, именно за свои культурные, академические связи с Россией – ведь Середенко ещё и ученый-правовед – сейчас он стал жертвой политических репрессий», – рассказал Андрей Стариков, главный редактор портала BaltNews, на котором Середенко долгое время вёл свою колонку «Политкорректор».
Посольство России в связи с произошедшим фактом отметило следующее: «Эстонию – и это факт – обоснованно критикуют на многих международных площадках, в том числе в Совете по правам человека ООН, в Совете Европы, ОБСЕ и др. И тому есть немало причин. Это и сохранение так называемого института негражданства, и дискриминация в системе образования, нарушение прав русскоязычных граждан и многое другое. Находятся при этом и в самой Эстонии люди, которые не боятся привлекать внимание к подобным дефицитам, руководствуясь вполне понятными соображениями. Исправление наблюдаемой уже в течение нескольких десятилетий ситуации на обозначенных направлениях способно лишь улучшить имидж Эстонии за её пределами и, что ещё более важно, привести к нормализации межобщинного диалога в стране, прекращению деления эстоноземельцев на людей первого и второго сорта».
Российские дипломаты отметили, что Середенко на протяжении многих лет выступал с критикой сложившегося положения дел. «Тем более ошеломляюще прозвучало сообщение, причём появившиеся со значительным опозданием, о его аресте, да ещё, если верить озвученной информации, по обвинению в "поддержании отношений, направленных против Эстонской Республики". Трудно избавиться от впечатления, что мы имеем дело ещё с одним примером подавления инакомыслия в Эстонии, заявляющей о себе, как о стране с передовой демократией. В свете этого хотелось бы надеяться, что в ходе начатого расследования будет доказана полная несостоятельность выдвинутых против Сергея Середенко обвинений», – заключили в посольстве.
Соратники правозащитника искренне недоумевают, что конкретно вменяется ему в вину? «Суть претензий к Середенко пока неизвестна, и дело, скорее всего, будет засекречено лет на сто пятьдесят. Для русской диаспоры сейчас важна реакция не только в Эстонии, но и официальных, подчеркиваю, высоких официальных лиц государства, в отношениях с которым подозревают Середенко», – рассуждает общественный деятель Андрей Заренков. Он связал арест Середенко с приближающейся датой выхода традиционного ежегодника эстонской Полиции безопасности (КаПо). «В преддверии выхода нового отчета КаПо, вероятно, где-то решили внести какой-то "оживляж" в общую истерию отношений Европы с Россией», – предполагает А. Заренков.
«Угроза» засекречена
И всё же какую «угрозу» для эстонского государства может представлять безработный юрист? «Думаю, что мы узнаем это только после суда. Сам процесс, вполне возможно, будет закрытым, и сейчас трудно предположить, как много информации сочтут возможным обнародовать», – зловеще предупредил депутат Рийгикогу от Партии реформ Юрген Лиги. Тут стоит отметить, что когда-то Середенко небезуспешно делал политическую карьеру, в 1996 и 1999 гг. избирался депутатом в горсобрание Маарду. «На заседаниях горсобрания он был очень активен, брал слово при обсуждениях постановлений, выдвигал идеи и предложения», – вспоминает тогдашний коллега Середенко Лео Реппонен. Однако в дальнейшем карьера забуксовала, в том числе не без «помощи» государства. Так, несколько лет назад Середенко планировал попытаться избраться в парламент по списку Объединенной левой партии Эстонии (ОЛПЭ). Но аккурат перед парламентскими выборами марта 2019 года список ОЛПЭ, в который входил и Середенко, не прошёл регистрацию в избирательной комиссии – власти сочли, что в рядах этой партии собралось слишком много «нелояльных» и «неблагонадежных», и постарались её «торпедировать».
Напомним: в последние годы Середенко вынужден был работать дворником при гимназии города Маарду. Директор этого учебного заведения Юлия Розова в разговоре с официозной прессой затруднилась сказать, когда он был принят на работу. «Я стала директором Маардуской гимназии перед началом этого учебного года. Сергей Середенко у нас уже работал. Характеризовать его мне сложно. Я его не настолько хорошо знаю», – поспешила откреститься Розова. Представители официоза пытаются представить факт того, что известный правовед вынужден был трудиться дворником, как нечто нормальное. «Я бы и сам поработал дворником, будь я помоложе. Махать лопатой или метлой два часа в день – это здорово и интересно. Да и для здоровья очень полезно. Я не думаю, что у него были финансовые затруднения», – уверяет Реппонен.
Однако М. Русаков подтверждает, что в дворники Середенко пошёл отнюдь не от хорошей жизни. «К сожалению, он столкнулся со "стеклянным потолком". В последние годы на работу по специальности его не брали. Он долгое время являлся безработным. Около пяти лет назад трудился сторожем в одной из гостиниц в центре Таллина. Но работодатель расторг с ним трудовой договор, поскольку Сергей участвовал в акции, посвящённой годовщине апрельских событий 2007-го. Работодатель, узнав Сергея Середенко на фотографиях с этого мероприятия, решил, что такой сотрудник ему не нужен», – рассказывает Русаков.
Солидарен с такой оценкой положения дел и Андрей Заренков. «Причина, по которой Сергей трудился дворником, та же самая, по которой я почти пять лет не мог найти подходящую работу. Та же самая, по которой из страны уехали Максим Рева, Дмитрий Линтер (участники защиты "Бронзового солдата". – А.А.) и многие другие, менее известные люди. Это – черная метка КаПо», – свидетельствует Заренков.
Русаков рассказал и о реакции на арест Середенко в эстонском обществе. «Правозащитник, юрист, журналист, учёный, русский омбудсмен, просто весёлый и компанейский человек. И кто он для эстонцев? Не скажу, что для всех, но для большинства – активист "Бессмертного полка". Новость в эстоноязычных СМИ подают именно так – арестован активист "Бессмертного полка". В сюжете "Актуальной камеры" (новостная передача телеканала ETV. – Ред.) подавалось так, что чуть ли не за это его и арестовали. Это и есть антигосударственная деятельность. И, судя по всему, для эстонской аудитории это действительно какое-то страшное преступление, за которое сажать – самое оно», – с горечью отмечает Русаков.
Соратники арестованного правозащитника собираются на митинг в его поддержку. А дальнейшую судьбу Сергея Середенко предсказать, увы, трудно…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram