«Полярный» ислам грозит России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

«Полярный» ислам грозит России

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что неконтролируемый приток мигрантов из-за рубежа ведет к активизации исламских радикалов и росту числа законсервированных ячеек террористических организаций на Урале. В будущем такая ситуация чревата дальнейшим нарастанием угроз не только национальной безопасности, но и территориальной целостности страны.

Заявление о миграционной ситуации Н. Патрушев сделал в ходе совещания по вопросам обеспечения национальной безопасности в Уральском федеральном округе, состоявшемся в административном центре Ханты-Мансийского автономного округа Хаты-Мансийске. «Неконтролируемое увеличение притока иностранных трудовых мигрантов, в том числе из государств с повышенным уровнем террористической активности, – отметил он, – способствует формированию "спящих" ячеек радикальных исламских организаций». Скопление мигрантов в местах проживания, по его словам, ведет к росту напряженности. С 2017 года в округе выявлено 26 ячеек террористических организаций, а число экстремистских преступлений выросло в 2,5 раза. Полагаем, что озвученные Н. Патрушевым данные являются лишь вершиной айсберга.

Место для совещания было выбрано отнюдь не случайно, поскольку именно регионы Северного Урала в последние годы стали крупным центром распространения радикального ислама. По оценкам исследователей, на Севере, богатом полезными ископаемыми, а потому привлекательном для мигрантов из самых разных регионов РФ и стран СНГ, формируется третий после Северного Кавказа и Поволжья мусульманский регион России. Такие мнения, в частности, высказывались на состоявшемся в конце января этого года семинаре «Миграционные исследования» ВШЭ, посвященном мигрантам-мусульманам на российском Севере. Как отмечает старший научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона Марлен Леруэль, миграционный приток населения в крупных центрах добычи полезных ископаемых хорошо заметен по растущему числу мечетей.

В расселении этнических мусульман по территории северных регионов РФ заметна определенная региональная «специализация»: в Мурманской области больше азербайджанцев, в Якутии – выходцев из Средней Азии, а в северных нефтедобывающих регионах – жителей российских мусульманских регионов: Башкирии, Татарстана и Северного Кавказа. По данным старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмета Ярлыкапова, в Новом Уренгое, крупнейшем городе Ямало-Ненецкого автономного округа с населением около 120 тыс. человек, сформировались многочисленные татарская, башкирская, дагестанская, ногайская, вайнахская общины, а также проживают около 10 тыс. мигрантов из среднеазиатских государств, преимущественно киргизов. При этом численность русских, по данным последней Всероссийской переписи 2010 г., составляла около 64% населения, а вместе с украинцами и белорусами – около 3/4 жителей города.

Внутри мусульманской общины существуют заметные этноконфессиональные различия: уроженцы российского Поволжья – Татарстана и Башкирии, придерживаются более традиционной, умеренной версии ислама, чем выходцы из республик Северного Кавказа и государств Средней Азии. В полном соответствии с данными социологов о том, как в принимающем обществе функционируют мигрантские сообщества, выходцы из южных мусульманских регионов формируют свои диаспоральные сетевые структуры, которые берут на себя работу с вновь прибывающими мигрантами. С помощью этих структур они находят жилье, работу, налаживают деловые и соседские связи, договоренности о которых нередко достигаются на встречах в мечетях или халяльных кафе. В результате такого общения мигранты начинают принимать более радикальные версии ислама, который приносят с собой выходцы из кавказских регионов России и азиатских стран СНГ.

По данным, которые приводятся в докладе Московского центра Карнеги «Ислам на современном Урале», на середину 2010-х гг. в регионах Уральского федерального округа насчитывалось более 400 мусульманских культовых объектов, включая 267 мечетей, 84 молельных дома и 51 молельную комнату. Для сравнения: в советский период на всей территории современной России насчитывалось всего около 70 мечетей. Подавляющее большинство мусульман до распада СССР на территории Урала составляли татары и башкиры, а политическое влияние ислама было минимальным.

К 2010 г., когда проводилась последняя всероссийская перепись, количество выходцев из Средней Азии на Урале увеличилось на 70%, из Азербайджана – в 2,1 раза, а с Северного Кавказа – в 2,4 раза. Общая численность мусульман за два постсоветских десятилетия выросла почти на 100 тыс. человек, притом что численность татар и башкир в этот период, напротив, сокращалась. Причем прирост мусульманского населения происходил почти исключительно за счет нефте- и газодобывающих регионов – Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов.

Выходцы с Кавказа и из Средней Азии принесли с собой нетрадиционный, более радикальный и политизированный ислам, которого местное мусульманское население ранее не знало. Вместе с ними на Урале появились исламские фундаменталисты – салафиты, идеи которых стали пользоваться популярностью у части местной молодежи. Поскольку приток мигрантов из Средней Азии происходил главным образом в города, выходы из этого региона стали составлять большинство прихожан местных мечетей, тогда как большинство татарских и башкирских мечетей оставалось в сельской местности. Как следствие, росла доля выходцев из азиатских стран СНГ и среди имамов городских мечетей. В отличие от местного мусульманского духовенства, многие из этих имамов получили религиозное образование в странах Ближнего Востока, что обеспечивает им более высокий авторитет среди верующих мусульман. Причем распространение салафизма наиболее заметно как раз в тех регионах, где отмечается максимальный приток кавказских и среднеазиатских мигрантов – в Тюменской области, ЯНАО и ХМАО.

С конца 1990-х гг. в регионах Северного Урала началось формирование салафитского подполья, первоначально подпитываемого за счет воевавших против федеральных сил на Северном Кавказе боевиков. Общая численность приверженцев радикального ислама на середину 2010-х гг. оценивалась в несколько тысяч человек, а главными центрами его распространения стали наиболее привлекательные для мигрантов Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Одним из признаков распространения радикального ислама стали участившиеся случаи конфликтов его последователей со сторонниками традиционных мусульманских течений. Феномен «полярного» ислама и формирование «спящих» ячеек исламистов, о которых говорил Н. Патрушев, являются прямым следствием этих процессов. Более того, за последние десять лет контроль за миграционными потоками в России отнюдь не улучшился, приток мигрантов из среднеазиатских государств продолжал нарастать, а значит, ситуация с распространением радикального ислама могла лишь ухудшиться.

Постоянные задержания сторонников радикального ислама говорят именно об этом. Так, по итогам 2019 г. Тюменская область, ЯНАО и ХМАО вошли в число регионов-лидеров, на территории которых были обнаружены ячейки ИГ*. В феврале 2019 г. сотрудниками МВД и ФСБ в ХМАО были задержаны трое участников террористической ячейки, имевшей связи с северо-кавказским бандподпольем и готовившей теракты в местах массового скопления людей. В сентябре 2019 г. пресс-служба Росгвардии Уральского округа   сообщила о задержании в Нижневартовске трех сторонников ИГ, у которых нашли экстремистскую литературу, боеприпасы и наркотические вещества. 21 июля 2019 г. в Когалыме был задержан террорист-смертник, у которого был обнаружен пояс шахида с 2,5 кг гексогена. В октябре 2020 г. связанного с ИГ жителя Ямало-Ненецкого автономного округа, готовившего с помощью самодельного взрывного устройства теракт в ямальском городе Тарко-Сале, суд приговорил к 13 годам лишения свободы. Кроме того, за 2020 г. УМВД было выявлено 13 жителей Тюменской области, уехавших воевать в Сирию на стороне ИГ.

Очевидно, что без ужесточения миграционной политики, включая контроль за количеством и составом мигрантов, положение с распространением радикального ислама на российском Севере будет лишь ухудшаться. А учитывая, что Урал занимает с точки зрения геополитики «срединное» положение, это чревато расколом России на европейскую и азиатскую части.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3560
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика