В Ялте вот уже 100 лет существует музей писателя, открытый благодаря сестре Антона Павловича, бывшей хранительницей ялтинского пристанища писателя на протяжении 56 лет. Все это столетие музей является одним из главных центров русской культуры в Крыму.
Статус Государственного музея Белая дача, как ещё при жизни Антона Павловича стали назвать усадьбу в пригородной Аутке, получила 9 апреля 1921 года по настоянию Марии Павловны. Для посетителей же чеховский дом был открыт сразу после смерти Чехова. Сестра всю обстановку в доме оставила без изменений, постепенно переработала и систематизировала ценнейший литературно-мемориальный архив. Брат писателя Михаил Павлович так оценил создание музея: «Россия обогатилась полным поэзии и трогательной чеховской лирики культурным учреждением, которое известно теперь всему просвещенному миру и которое носит название «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте».
Белая дача
За сто лет сначала дом, а потом и музей пережил немало трагических страниц. Самое страшное, конечно, годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Одно время спасение музея в годы фашистской оккупации приписывалось то немецкому майору, поселившемуся в доме, то племяннице Ольги Леонардовны, супруги Антона Павловича, актрисе Ольге Чеховой, жившей в Германии. На самом же деле это заслуга исключительно Марии Павловны, которая категорически отказалась эвакуироваться, узнав, что музейные ценности вывезти возможности нет. Оставшись, Мария Павловна совершила настоящий подвиг, став «охранной грамотой» дома. Она ничего не прятала, всё оставила на своих местах, но кабинет и спальню заперла так, чтобы туда никто не входил, выделив захватчикам лишь гостиную. К счастью, «оккупация» дома продлилась всего около трёх недель. И всё это время Мария Павловна жила как на вулкане. Но сила её духа не позволила разграбить музей. Своей самоотверженностью она вызывала уважение даже у врагов.
Антон Павлович с мамой Евгенией Яковлевной, сестрой Марией (слева во втором ряду) и женой Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой
За самоотверженную работу по спасению, изучению и изданию наследия Антона Павловича Чехова в июле 1944 года Марию Павловну удостоили ордена Трудового Красного Знамени, а в 1953-м, в 90-летний юбилей, – звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В завещании, которое хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, рукой Марии Павловны написано: «Созданный мною после смерти моего брата писателя Антона Павловича Чехова в 1904 году из собственного владения и имущества Дом-музей А.П. Чехова в Ялте оставить в ведении и составе Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина как её филиал, как это было при моей жизни».
Завещание выполнялось до 1979 года. Затем музей перевели под опеку Министерства культуры СССР, а потом – на баланс Министерства культуры Крыма. Белая дача с флигелем получила статус памятника национального значения.
В своё время известный российский меценат Савва Мамонтов сказал: «...Аутская дача Чехова заняла в глазах русского человека почётное место наряду с Михайловским Пушкина, Спасским-Лутовиновом Тургенева, Ясной Поляной и другими незабвенными уголками, рассеянными по лицу нашей родины». Так оно и есть по сей день.
«Все поколения сотрудников этого поистине очага русской культуры в Крыму сохраняли здесь дух писателя, – отмечает чеховед Алла Головачёва, одна из многолетних директоров музея. – Антону Павловичу довелось не так уж долго прожить здесь – с 9 сентября 1899 года до 1 мая 1904-го. Но этот короткий период был очень плодотворным и для творчества, и для общения. Здесь родились пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «На святках», «Архиерей», «Невеста». Были отредактированы почти все тома первого собрания сочинений. Отсюда он отправил более 1900 писем, которые представляют интерес для исследователей его жизни и творчества.
Двери чеховского дома были открыты для всех. У гостеприимных хозяев останавливались Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Гиляровский, Шаляпин, Рахманинов, Левитан, Станиславский, Немирович-Данченко, артисты Московского Художественного театра. Надо отметить, что Антон Павлович охотно принимал не только знаменитых людей, но и местных гимназистов, своих давних друзей, путешествовавших по Крыму иностранных туристов.
И эта традиция сохранялась и после ухода писателя из жизни. О своих впечатлениях о посещении Белой дачи оставили воспоминания Константин Паустовский, Вениамин Каверин, Юрий Казаков, Самуил Маршак, Юрий Левитанский и многие другие отечественные писатели. Не случайно у побывавшего здесь в 1925 году Михаила Булгакова возник образ «вечного дома», описанный им в романе «Мастер и Маргарита» как последний приют, данный в награду не только Мастеру и его подруге, но и их друзьям, которые будут приходить сюда по вечерам. Поделились в книге отзывов своими впечатлениями писатели Джеймс Олдридж, Джон Пристли, певец Поль Робсон. Оставил свою запись и президент России Владимир Путин.
Книга для посетителей, которую завела в 1911 год Мария Павловна, превратилась с годами в настоящий рукописный фолиант, ставший одним из уникальных документов музея.
Мария Павловна с первыми посетителями музея после Великой Отечественной войны
Уезжая из Ялты больным, за два месяца до кончины в Германии, писатель оставил свой дом таким, каким он складывался годами: наполненным книгами, фотографиями, произведениями искусства, мебелью, одеждой, личными вещами. Дом, казалось, ждал возвращения хозяина и оставался семейным очагом для его родных – сестры, матери, братьев с семьями.
«Поэтому музей и сложился как бы сам собой, – отмечает один из директоров музея Геннадий Шалюгин. – Задачей было всего лишь сохранить дом как последнее жилище писателя. Что и было сделано его близкими, а мы просто поддерживали это, что соблюдается и новыми поколениями музейщиков. До сих пор остаётся ощущение, что Чехов только что вышел отсюда, чтобы прогуляться вдоль моря, и может вернуться в любой момент».
Белая дача хороша тем, что в ней царит неподдельная подлинность. В музее бережно сохраняется богатейшее собрание уникальных вещей той эпохи. Чеховская усадьба с прекрасным садом, который писатель сам вырастил, с современной постройкой литературного отдела, стала местом паломничества людей из разных уголков нашей планеты.
Столетний юбилей музея ознаменуют многие события. Среди них – издание фундаментального научного издания, посвящённого истории «Белой дачи». Как рассказала директор Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника, в который теперь входит чеховский музей, Лариса Ковальчук, впервые в нём будут обнародованы уникальные документы и фотографии.
Новая выставочная экспозиция рассказывает, как дом превращался в музей, как пережил революцию и Гражданскую войну, крымское землетрясение, Великую Отечественную войну, как менялся вместе с эпохой, чем живёт сейчас. А также о том, как Мария Павловна Чехова выстраивала диалог с властями и гостями, какое влияние музей оказал на отечественную и мировую культуру. Расскажет также об известных на весь мир международных научных конференциях «Чеховские чтения в Ялте», в рамках которых проходят театральные фестивали. Многие уникальные предметы из фондовой коллекции, насчитывающей более 13 тысяч единиц хранения, экспонируются впервые за всю историю музея.
Кабинет писателя
Музей – живой орган. Вместе с сохранением традиций здесь внедряются новые технологии. Созданный на платформе Аrtefact в рамках нацпроекта «Культура» при поддержке Министерства культуры РФ мультимедиа-гид помогает посетителям самостоятельно получать подробную информацию о музейной коллекции. Доступ к мультимедийному гиду – бесплатный и возможен как с компьютера, так и со смартфона. Каждый желающий легко «перелистает» редкие издания, увидит фотографии и рассмотрит со всех сторон объёмные экспонаты.
Размышляя о значении ялтинского пристанища Антона Павловича, Константин Паустовский подметил: «Почему-то почти каждый человек, попавший в этот дом, начинал думать о своей судьбе, особенно если он проглядел свою жизнь и только сейчас спохватился. Почему так случилось, трудно сказать. Очевидно, гармоничность чеховской жизни и его подлинный оптимизм заставляли людей проверять свою жизнь по этим признакам». И в этих словах разгадка притягательности дома, в котором остался дух писателя.
У Чехова каждый находит созвучие своим пристрастиям, мыслям, душевному настрою. Каждый открывает его для себя. Величие и суть гения – в его неисчерпаемости. Всё это переосмысливаешь в ялтинском пристанище писателя и мысленно благодаришь всех, сохранивших в неприкосновенности этот дивной уголок русской культуры.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram