Открывая 12 апреля в Баку Парк военных трофеев, президент Азербайджана Ильхам Алиев продемонстрировал обломки предположительно найденных на территории страны ракет от оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер» российского производства.
«Откуда эти ракеты взялись у армянской армии? Этих ракет у них не должно было быть», – сказал он, добавив, что ждет ответа на вопрос, каким образом ракеты оказались у Армении.
Напомню, «Искандеры» давно стоят на вооружении у Армении. К слову, это единственная страна мира, которой Россия поставила эти комплексы, что является знаком особого внимания. Все эти годы ракеты должны были играть роль своеобразной гарантии для Еревана. Однако войну с Азербайджаном прошлой осенью Армения с треском проиграла, потеряв и районы т. н. пояса безопасности, и часть территорий самой НКР. И потеряла бы намного больше, если бы Москва не усадила стороны за стол переговоров, остановив войну.
К слову, до последнего момента ничего не было известно о применении «Искандеров». Уже осенью к армянским властям у местных политиков возникало немало вопросов, среди которых был и тот, «почему столь грозное оружие так и не было применено»? Впрочем, вопросов в целом по причинам поражения было очень много, и этот явно не был главным. Власть во главе с Николом Пашиняном все это время была занята защитой своих позиций внутри общества, стараясь перевести фокус внимания с военного поражения на текущие политические дела.
Вопрос о причинах неприменения российских ОТРК снова замаячил перед армянскими властями в феврале этого года, когда его прямо поставил перед Пашиняном его вечный оппонент экс-президент Серж Саргсян, который выдвинул версию, что «Искандер» не был применен по территории противника из-за страха ответного удара по той территории, откуда был произведен залп. Впрочем, по его словам, у него есть информация, что «Искандер» все же применен был, но по Шуше, которая уже была занята азербайджанскими силами.
«Искандер» надо было применить уже на 4-5-й день войны, когда Азербайджан сконцентрировал огромное количество живой силы и техники в Горадизе и по другим ударным (направлениям)», – сказал С. Саргсян, давая понять, что власти применили ракеты тогда, когда было уже поздно. «Зачем мы покупали эти ракеты? Чтобы не использовать в нужный момент»? – возмутился президент.
Пашинян на это ответил, что Саргсян «сам знает ответы на свои вопросы». «Пусть задаст вопрос, почему ракета «Искандера» не взорвалась? Или почему взорвалась на 10%, например?» – заявил премьер-министр. На вопрос журналиста, «разве и так бывает?», Пашинян ответил: «Не знаю. Может, оружие 80-х».
Пашиняну тут же указали на то, что ОТРК «Искандер» был разработан в конце 90-х и принят на вооружение в России в 2006-м. Рассуждения о 10% также выдают в нем дилетанта в области вооружений. Разъяснения на этот счет дал заместитель главы Генштаба ВС РА Тиран Хачатрян, деликатно назвав рассуждения премьера «несерьезными»: «Как? «Искандер»? Один выстрел? На 10%? Извините, но это несерьезно. Нельзя говорить такие вещи, делать подобные заключения».
Ответом Пашиняна стало решение об отставке Хачатряна, что привело к очередному обострению конфликта премьера с Генштабом, который обвинил премьера в неэффективном управлении и ошибках во внешней политике, которые привели страну на грань гибели, и потребовал его отставки.
Впрочем, военные в лице экс-главы Генштаба Мовсеса Акопяна фактически подтвердили использование «Искандера», подчеркнув, что проблем с подрывом не было. Экс-глава Генштаба тогда также отметил, что мощность заряда может рассчитать только противник. «Я знаю, что по противнику стреляли», – почеркнул он.
В то же время российский журналист и медиаменеджер Арам Габрелянов в своем телеграм-канале рассказал о разговоре с действующим начальником Главного штаба ВС Армении Оником Гаспаряном. По его словам, Гаспарян рассказал, что на третий день войны он решил применить «Искандер» по двум стратегическим объектам, среди которых нефтепровод Баку–Джейхан, однако Пашинян категорически запретил, хотя Москва якобы дала понять, что, мол, это ваше дело и ваша война. За три дня до падения Шуши Гаспарян якобы запросил у Пашиняна разрешения нанести удар двумя «Искандерами» по огромному скоплению живой силы противника прямо у подножия Шуши, однако Пашинян категорически запретил, сказав, что «мировая общественность нас проклянет, если мы единовременно убьём несколько тысяч солдат врага».
«Единственный раз мне разрешили применить «Искандер» уже по городу Шуши. Я его применил. Мы воспользовались этим и успели ввести в город несколько танков. Через два дня пришёл приказ мне – оставить Шуши и отступить», – якобы рассказал Гаспарян.
Заявление немного странное, учитывая, что столь высокопоставленный военный вряд ли стал бы изъявлять желание стрелять по скоплению живой силы комплексом, предназначенным для уничтожения высокоточных целей, таких как штабы, центры управления и связи, аэродромы, РЛС и т. д.
В российском Минобороны не подтвердили информацию о применении «Искандеров», отметив, что все ракеты остаются на военных складах Армении.
История выглядела еще более странной на фоне сделанного 26 февраля заявления Алиева о том, что Баку не обладает достоверными данными о применении комплекса. Заявление Пашиняна он и вовсе назвал анекдотическим. «Я не хочу иронизировать по этому поводу, но с российской стороны были определенные комментарии. Надо сильно постараться, чтобы эта ракета взорвалась на 10% своей мощности. <...> Сегодняшняя ситуация в Армении нам напоминает какую-то трагикомедию, как взорвалась ракета на 10% своей мощности – это анекдот», – заявил он.
В общем, все это можно было бы принять за внутриармянские политические разборки, если бы Алиев спустя чуть больше месяца не заявил, что удалось найти обломки ракет.
Можно, конечно, предположить, что армяне действительно применили их в последний момент, когда уже ничего нельзя было исправить, от отчаяния. Но почему же в Азербайджане это заметили лишь спустя полгода? Удар «Искандера» при массе боевой части ракеты в 480 кг пропустить мимо внимания просто невозможно.
При этом Алиев утверждает, что речь идет об «Искандере-М», а не «Искандере-Э», который Россия поставила Армении. А «Искандер-М» – это оригинальная версия с дальностью стрельбы в 500 км, её Россия не поставляет даже союзной Белоруссии: передавать такие комплексы запрещено международными соглашениями. Экспортную версию (с дальностью в 300 км) – пожалуйста…
Вопрос, откуда у армянской армии взялись ракеты ОТРК «Искандер-М», был задан Ильхамом Алиевым при открытии в Баку Парка военных трофеев
Но если Алиев утверждает, что найденные обломки – это именно «Искандер-М», то, скорее всего, так оно и есть, ибо такими обвинениями не бросаются, не имея убедительных доказательств. Но откуда могли взяться эти обломки?
Москва от своей причастности отмежевалась в тот же день, 2 апреля, когда Агентство Азербайджана по разминированию продемонстрировало то, что осталось от «Искандера». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что комплекс в ходе эскалации конфликта в Нагорном Карабахе осенью 2020 г. не применялся. Песков добавил, что Кремль «не располагает информацией», откуда взялись обломки, якобы обнаруженные азербайджанской стороной.
Сегодня азербайджанские СМИ, ставя эти слова под сомнение, вытащили на свет божий статью в «Коммерсанте» двухлетней давности, в которой со ссылкой на «источник в сфере ВТС» утверждалось, что ранее Москва передала Еревану дивизион «Искандер-М» для создания «паритета между Арменией и Азербайджаном». Странное утверждение, учитывая, что Москва продавала оружие и Баку тоже. Тем более сомнительного доверия заслуживает анонимный «источник в сфере ВТС».
В то же время армянские СМИ выдвигают другую версию – ракеты Арменией по Шуше не применялись, а обломки «Искандера-М» (именно обломки) были доставлены в Азербайджан из Сирии, где Россия, действительно, активно применяла эти ракеты против международных террористов. И доставлены, как утверждается, с легкой руки «лучшего друга» – президента Турции Эрдогана, который таким образом хочет рассорить Баку с Москвой и вытеснить российских миротворцев из зоны конфликта.
Круги по «воде» пошли. На прошлой неделе в азербайджанской столице у российского посольства состоялся митинг националистов из «Мусават», резко критикующих Россию за ее якобы участие в войне на стороне Армении и призывающих к пересмотру формата миротворческой миссии. Конечно, «Мусават» – это радикальная оппозиция, которая не упускает случая упрекнуть власть в недостаточном отстаивании национальных интересов, но, как говорится, что у пьяного на языке…
Сегодня, если почитать, что пишут азербайджанские соцсети, создается впечатление, что общественность недовольна российскими миротворцами, которых обвиняют в подыгрывании армянской стороне. Чувствуется, что начинается спланированная кампания по дискредитации российской миссии.
Кому это выгодно? Может быть, тем странам, которые недовольны активным участием Москвы в урегулировании конфликта, её ролью в Закавказье в целом?
Собственно говоря, таких стран две: США, которых фактически не пригласили в процесс урегулирования, и Турция, которая хоть и стала одним из главных бенефициаров осенней войны, явно недовольна тем, что ее присутствие в регионе ограничивается миротворческой миссией России, и которая хотела бы повысить его уровень, а в идеале – вообще убрать оттуда российских миротворцев.
И показательно, что заявление Алиева о найденных «Искандерах» совпало по времени с антироссийскими заявлениями Эрдогана про «аннексию Крыма» и демонстративными шашнями с украинской военщиной, угрожающей России войной.
Мог ли Эрдоган надавить на Баку, чтобы раздуть скандал? Вполне мог. Я уже не раз писал, что растущая зависимость азербайджанских властей от Анкары становится опасной не только для России, но и для Азербайджана. Если мы не сможем договариваться сами, без Турции, да и кого бы то ни было еще, это грозит серьезными рисками в регионе. Ведь несомненно то, что российская миротворческая миссия будет и дальше подвергаться нападкам. Кого-то очень сильно не устраивают итоги войны и кому-то хотелось бы разморозить конфликт для доведения до конца своих планов.
________________________
Фото: https://president.az
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram