Посол Румынии в Молдавии Даниэл Ионицэ в интервью телеканалу PROTV заявил, что молдаван нужно вакцинировать не от коронавируса, а от «примитивного молдовенизма и тех чувств, которые они испытывают к Румынии, унаследованных от советских времён». Ионицэ возмутился: мол, в то время как Румыния является другом молдаван, часть молдавского общества по-прежнему смотрит на неё как на жандарма.
Высокомерные заявления посла возмутили молдавских политиков. Депутат от Партии социалистов Григорий Новак подчеркнул, что молдавский народ признателен Румынии за предоставляемую помощь, в том числе вакцины от COVID-19, но не может согласиться с демонстрацией со стороны Бухареста чувства превосходства и неуважения к молдаванам.
К слову, посол Ионицэ не впервые позволяет себе скандальные высказывания о Молдавии и молдаванах. Оккупацию Молдавии румынскими союзниками Гитлера, стоившую молдавскому народу многих жертв, он называл борьбой за справедливость и свободу ради воссоединения страны, а также неоднократно подчёркивал, что Бессарабия – румынская земля, незаконно отторгнутая в результате пакта Молотова–Риббентропа.
Высказывания румынского посла лишены логики. Почему пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова–Риббентропа) он считает преступным, а соглашение о прямом сотрудничестве боярской Румынии с Германией таковым, оказывается, не является? В пакте Молотова–Риббентропа не шла речь о союзе Гитлера и Сталина, а в соглашении Гитлер–Антонеску обговаривались планы совместного немецко-румынского «натиска на восток». Пактом Молотова–Риббентропа СССР чётко обозначил рубежи, пересечь которые он Германии и другим странам не позволит. Соглашение Гитлер–Антонеску обозначило чужие земли, которые фюрер и кондукэтор планировали захватить себе.
Молдавские унионисты слова Ионицэ покорно проглотили. Политическое будущее унионистских партий зависит напрямую от Румынии, поэтому они сделали вид, что никакого оскорбления в адрес молдаван из уст дипломата не прозвучало. Представитель правящего комитета прорумынской Национал-либеральной партии (НЛП) Виктория Павличенко заявила, что Румыния всегда будет ближе молдаванам, чем абстрактная Европа. Странный зачин, если учесть, что унионисты громче всех звали молдаван двигаться в ЕС. Теперь движение в ЕС заменили движением в Румынию?
Явно прорумынскими являются, кроме НЛП, Румынская народная партия (бывшая Либерал-реформаторская), политическая платформа «Демократия дома» и Союз спасения Бессарабии. От чего эта партия собралась спасать Бессарабию, непонятно, тем более что часть Бессарабии входит в состав Одесской области Украины, с которой у молдавских унионистов вроде как союзнические отношения. Остальные прозападные партии мечутся между прорумынизмом и проевропеизмом, выжидая, к кому выгодней приклеиться – Бухаресту или Брюсселю.
Унионистские партии объединены в блок Unirea («Объединение»). Сейчас они вынашивают планы учреждения т. н. Румынской конвенции Республики Молдова – движения, которое должно вобрать в себя все прорумынские силы. В перспективе это движение должно стать базой для объединения всех прозападных партий РМ.
Это проявления негласной конкуренции между Румынией, опирающейся на США, и «тяжеловесами» внутри ЕС, прежде всего Германией. Вашингтон и Бухарест заинтересованы в том, чтобы прилагательное «прорумынский» стало синонимом слова «проевропейский» и чтобы никаких других проевропейских политических сил в Молдавии не было. Иначе, если такие проевропейские, но не прорумынские силы будут, они будут прогерманские, поскольку с выходом Великобритании из ЕС Берлин держит курс на укрепление своего влияния внутри ЕС. Европа становится более немецкой и менее англосаксонской. Объединение всех молдавских унионистов под скипетром Румынии – это ход Вашингтона по сдерживанию растущего влияния Берлина в регионе.
Молдавские унионисты ополчились даже на президента Майю Санду. По их словам, унионисты обеспечили гражданке Румынии Санду на президентских выборах около трети голосов. Но она, будучи прорумынским политиком, не перестаёт быть проевропейским. Как тот телёнок, который двух маток сосёт. И Санду понять можно: ведь неизвестно ещё, кому будет принадлежать в Европе первая скрипка – Берлину и Брюсселю или Вашингтону и Бухаресту? Тут не помешает «многовекторность»…
Павличенко выразила претензию к Санду в виде намёка: «В политике Германии возможны изменения в связи с уходом Ангелы Меркель, и, может быть, в ЕС на первое место выйдет Франция». Посему НЛП и прочие прорумынские силы призывают избавиться от партий с размытыми политическими целями и конкретно выразить курс на объединение с Румынией.
Франция – историческая любовь унионистов. В XIX в., когда бухарестские политики взялись за создание искусственной во многом румынской нации, своим идеалом они выбрали Францию. Через французскую культуру, политическую моду и язык они надеялись вывести румын на простор мировой культуры и политики. Румынский язык, дотоле прекрасно обходившийся кириллическим алфавитом, был переведён на латиницу. Славянизмы в румынском языке специально заменялись словами из французского, итальянского и латинского. Румыния объявила себя восточным форпостом латинской цивилизации.
Экономическую и культурную отсталость Румынии премьер-министр Ионел Брэтиану объяснил просто: румыны грудью прикрыли Европу от русского нашествия, обеспечив европейцам время и возможность для развития. Теперь Европа должна, мол, отблагодарить румынский народ, веками стоявший на передовой, принять его в лоно семьи европейских народов и поделиться благами культуры и экономики.
Усиление влияния Парижа в ущерб влиянию Берлина отвечает интересам Бухареста. Соответственно, и молдавские унионисты, во всём подчиняясь Бухаресту, стараются изнутри расколоть проевропейские политические силы в Молдавии. Сейчас обсуждается вступление молдавской Румынской народной партии в блок AUR (Альянс за единство румын). По-румынски «aur» означает «золото», основатель альянса Георге Симион надеется, видимо, что такое броское название поможет привлечь на свою сторону побольше избирателей. AUR пользуется поддержкой молдавских унионистов, и, возможно, не только Румынская народная партия, но и другие молдавские силы прорумынского толка войдут в альянс.
В Румынии появление какой-нибудь Молдавской народной партии невозможно. В Молдавии же Румынская народная партия спокойно ведёт свою пропаганду, уговаривая молдаван отречься от родного имени и стать дубликатом румын. Высокомерие румын к молдаванам – исторический факт. Молдаване для румын – это неполноценные румыны, «испорченные» русским культурным влиянием. Чтобы восстановить в них румынское самосознание во всей чистоте, надо, считают в Бухаресте, избавить их от русской культуры и языка, а также от общей с русскими истории, в т. ч. истории Великой Отечественной войны. Поэтому посол Ионицэ и заявляет, что – вы только послушайте – румынские приспешники Гитлера сражались в Молдавии за свободу и справедливость.
Современный румынизм – это парафашистская идеология. Парафашизм – это когда некоторые элементы фашистской идеологии присутствуют, а некоторые отсутствуют. В румынском парафашизме присутствует культ румынского карателя маршала Антонеску и его присных, а подвиг солдат Красной армии, вышвырнувших вон из Молдавии румыно-немецких оккупантов, отрицается.
Румыния – носитель деструктивных смыслов, призванных разрушить единство молдавского народа и спровоцировать гражданское противостояние, если другим путём добиться поглощения Молдавии Бухаресту не удастся. Это видно из слов румынского посла, румынских политиков и тех политических петрушек, назвавшихся унионистами, которые подпевают им внутри Молдавии.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram