Белоруссия и Запад – заморозка отношений или просто режим ожидания? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Белоруссия и Запад – заморозка отношений или просто режим ожидания?

Нынешний кризис взаимоотношений между Белоруссией и странами Запада, который разразился после прошедших в августе 2020 года в республике президентских выборов, на первый взгляд выглядит как самый острый период конфронтации между сторонами за всю историю двустороннего сотрудничества. Заморозка политических контактов, введение обоюдных санкций, постоянное нагнетание обстановки и даже инцидент с раскрытием заговора против Александра Лукашенко – все это и многое другое, действительно, кажется   разрастающейся пропастью между Белоруссией и Западом.

И все же сегодня вряд ли можно говорить о пройденной сторонами конфликта точке невозврата, так как Минск и его западные партнеры при всей их грозной риторике все еще не спешат возводить между собой железный занавес.

Известно, что среди стран Евросоюза самые сложные отношения сегодня у Белоруссии сложились с ее ближайшими соседями – Польшей и странами Прибалтики. И на первый взгляд сложно сказать, что должно произойти между сторонами, что бы их политическое сотрудничество хотя бы вернулось в прежнее русло. Стоит напомнить, что Польша, а вместе с ней и прибалтийские республики одними из первых заявили о том, что не признают итоги президентских выборов в Белоруссии и не считают Лукашенко легитимным главой государства, после чего начали вводить национальные санкции в отношении белорусских чиновников, не дождавшись общего решения ЕС.

Кроме того, именно Варшава, Вильнюс и Рига стали местом прибежища белорусских оппозиционеров и фактически зарубежными центрами руководства протестами в Белоруссии. Экс-кандидата в президенты Светлану Тихановскую и ее окружение вместе с бывшим министром культуры Павлом Латушко можно наблюдать в Литве, один из лидеров оппозиции Валерий Цепкало в настоящее время живет в Риге, а многие из наиболее радикальных националистов перебрались в Польшу. Помимо всего прочего, Вильнюс, Рига, Таллин и Варшава настойчивее остальных требовали от Брюсселя ввести санкции против Белоруссии и выделить как можно больше средств на поддержку противников Лукашенко.

Подобная политика соседей не могла оставаться без ответа со стороны Белоруссии, хотя в Минске долго призывали своих партнеров одуматься и не разрушать достигнутого с 2014 года прогресса в отношениях. Именно поэтому первые ответные шаги белорусских властей были крайне осторожные. Например, Белоруссия еще осенью отозвала своих послов из Польши и Литвы, после чего Лукашенко посоветовал прибалтийским соседям сократить количество дипломатов в республике. Особое внимание белорусские власти уделили Литве, которая при крайне негативной риторике в отношении президента Белоруссии и открытой поддержке протестов в республике всерьез рассчитывала на сохранение торгово-экономических отношений со своим южным соседом. Когда же стало понятно, что Вильнюс не собирается идти на диалог, Минск перешел в наступление, которое выразилось в переносе части транзита нефтепродуктов в российские порты.

Однако даже такой, казалось бы, радикальный шаг, не заставил прибалтийские республики отказаться от явно деструктивной позиции в отношении Белоруссии. В конце марта власти Эстонии, Латвии и Литвы запретили въезд в свои страны 118 сторонникам Лукашенко, которые якобы ответственны за подавление «продемократического движения». Тогда же президент Литвы Гитанас Науседа на встрече с Тихановской отметил, что Евросоюз продолжит работу по борьбе за освобождение заключенных и превращение Белоруссии в подлинно демократическую страну.

Не отстает в своем стремлении «изменить» Белоруссию и Польша, которая не только отказывается вести переговоры с официальным Минском, но и недавно предложила Литве и Латвии ввести против Белоруссии совместные экономические санкции. Причиной стали события вокруг незарегистрированного Союза поляков в республике, который белорусские власти после многих лет игнорирования решили считать агентом польского влияния в стране и занялись его зачисткой. Как отмечал недавно Лукашенко, контакты с Варшавой всегда были непростыми, но сейчас «чаша терпения Минска переполнена». Польше вспомнили все – и работу на территории республики ее неправительственных организаций, и польские СМИ, вещающие на территорию Белоруссии, и некие планы по захвату западных областей страны, и поддержку оппозиции, и руководство прошлогодними протестами, и многое другое.

Поэтому совершенно неслучайно после всего этого Лукашенко заявил о своей готовности пойти на более серьёзный шаг и сократить дипломатическое присутствие республики в тех странах, которые «ведут деструктивную работу против Минска». Несложно догадаться, что в случае практической реализации этого заявления, первыми будут сокращены диппредставительства именно в странах-соседях Белоруссии, что ознаменует новый этап конфронтации между сторонами.

Вместе с тем сегодня в Минске решили противодействовать не только Польше или странам Прибалтики, но и остальным западным партнерам, которых уличили в недружелюбии к политическому режиму Лукашенко. Правда, в отличии от истории с Литвой, белорусские власти пока предпочитают действовать достаточно аккуратно, скорее лишь подавая сигнал о возможности более серьезных своих действий. В частности, после того как чешский производитель автомобилей ŠKODA в январе сообщил о том, что не будет спонсором чемпионата мира по хоккею, если он пройдет в Минске, с 11 марта в Белоруссии были приостановлены продажи самой популярной модели автоконцерна Rapid. Позже подобная участь постигла продукцию немецкого бренда Nivea, которая также отказалась спонсировать хоккейный чемпионат. 23 апреля и вовсе стало известно, что «для обеспечения защиты национальных интересов» и «с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа» правительство Белоруссии установило перечень товаров, запрещенных к ввозу и реализации на территории республики на полгода, в который попали товары групп компаний BEIERSDORF (бренд Nivea и пр.), LIQUI MOLY и ŠKODA AUTO.

И по всей видимости, это далеко не последние контрсанкции белорусских властей, о которых заявил в конце марта Лукашенко. Правда, стоит заметить, что вводимые ограничения весьма условны, в отличие от введенных трех пакетов санкций со стороны ЕС – многие производства вышеуказанных компаний располагаются на территории России и Евразийского экономического союза, а значит Белоруссии, если Минск решит пойти до конца, придется решать вопрос и со своими партнёрами по объединению. Пока такой вариант развития событий маловероятен, хотя определенные трудности иностранным компаниям белорусские контрсанкции, кончено, создадут.

Однако наиболее интересными и крайне неоднозначными на сегодня остаются взаимоотношения между Белоруссией и США. Именно они показывают, что официальный Минск не собирается закрывать окно для переговоров и по-прежнему ждет случая, чтобы вернуться к своей многовекторной вешней политике. В частности, известно, что США, как и ЕС, ввели санкции в отношении некоторых белорусских чиновников, отказались признавать Лукашенко президентом и даже готовы выделять в год по $200 млн белорусской оппозиции. Более того, Белый дом решил больше не продлевать заморозку санкций в отношении 9 предприятий нефтехимического комплекса республики, что может стать самым серьезным шагом со стороны Запада в отношении Белоруссии и ее экономики. Дополнительно к этому 17 апреля Лукашенко сообщил, что КГБ республики и ФСБ России раскрыли заговор с целью государственного переворота в стране, к которому причастны спецслужбы США. Позже белорусский лидер даже назвал три сценария и сумму, выделенную на его физическое устранение – $10 млн, а местные СМИ связали инцидент с деятельностью администрации Джо Байдена.

Казалось бы, такие обвинения должны были повлечь за собой серьезные последствия в дипломатической сфере. Однако, как показывают последние события, этого не произошло. Более того, в белорусском МИД и вовсе заявили о том, что готовы рассмотреть вопрос о принятии в стране американского посла Джули Фишер. Как отметил министр иностранных дел РБ Владимир Макей, Минск «заинтересован в установлении прямых контактов» с США, хотя и должен понимать, для чего Фишер прибудет в Минск. Правда, подобные заявления из уст такого опытного дипломата, как Макей выглядят неубедительно, так как абсолютно очевидно, с какой целью американский посол хочет попасть в белорусскую столицу, что она будет здесь делать и на чьей стороне будет выступать.

Уже сейчас Фишер говорит о недолговечности власти Лукашенко, встречается с бежавшими из Белоруссии оппозиционерами, которые осели в Варшаве и Вильнюсе, и даже готова вести свою работу «удаленно». Об этом недавно заявил глава литовского МИД Мантас Адоменас, по словам которого Вильнюс получил запрос из Вашингтона с просьбой аккредитовать Фишер в Литве. Правда, официальный Минск сразу же заметил, что «посол, находящийся в Литве, никакого отношения к Белоруссии не может и никогда не будет иметь». При этом даже такое поведение Фишер и ее руководства в Белом доме по-прежнему не вызывает никакой прямой и жесткой реакции со стороны белорусского внешнеполитического ведомства или самого Лукашенко.

Таким образом, Белоруссия, несмотря на все нынешние противоречия, по-прежнему готова искать точки соприкосновения со странами Запада. Об этом, в частности, заявил 25 апреля Владимир Макей, который, помимо всего прочего, отметил, что страна не будет сокращать свои посольства в странах ЕС и готова искать «надежных партнеров» помимо России. Для республики это является вопросом выживания ее экономики, которой придется крайне сложно в случае введения полномасштабных санкций со стороны Евросоюза или США.

В свою очередь, критикуя официальный Минск и не признавая Лукашенко главой государства, Запад также не торопится форсировать ситуацию. Об этом говорят не только действия или бездействие западных политиков, но и конкретные их заявления. Например, представитель Госдепа США Нед Прайс ранее отмечал, что в Вашингтоне «всегда надеялись, что произойдет нормализация этих отношений, и это по-прежнему остается нашей целью». В данном случае следует понимать, что для Белого дома главной целью является не допустить ситуации, при которой Минск окончательно окажется под политическим влиянием Москвы, чему вполне может способствовать дальнейшая эскалация напряженности в отношениях между Белоруссией и Западом.

Поэтому в Вашингтоне, как и в Брюсселе, где к политико-идеологическим мотивам добавляются и торгово-экономические интересы, в ближайшем будущем вряд ли пойдут на усиление конфронтации. Для Запада, как бы это ни звучало парадоксально, Лукашенко с его стремлением быть максимально независимым от Кремля остается вполне приемлемой политической фигурой, заменить которую на своего ставленника в Белоруссии вряд ли удастся.

Понимают сложившуюся ситуацию и в белорусской столице. Поэтому вполне вероятно, что на фоне стабилизации обстановки в Белоруссии и возникшего, как показала встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко 22 апреля, очередного включения режима ожидания в процессе интеграции в рамках Союзного государства, официальный Минск в самое ближайшее время будет снова пытаться договориться с Западом.

Правда, сегодня, в отличие от прошлых кризисов, белорусские власти решили использовать не тактику переговоров, а угроз и ответных санкций. Теперь, как считают в Минске, им есть что предложить в качестве основы для переговоров своим западным партнерам и осталось лишь подождать. Все это означает, что в Белоруссии не отказываются от своей многовекторной повестки дня и никакого железного занавеса с Западом ставить не собираются.  

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3384
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика