Уже больше недели продолжается скандал вокруг феерической по своему маразму истории с якобы причастностью России к взрывам на складах в чешском Врбетице в 2014 году.
История действительно беспрецедентна по своей абсурдности. Спустя семь лет чешские власти внезапно обнаруживают «российский след» там, где все давно быльем поросло. Более того, исполнителем объявляется воплощение ужаса западного обывателя – ГРУ. Разумеется, в лице «супергероев», про которых в «мирное время» можно было бы снять остросюжетный сериал покруче «Джеймса Бонда» – Петрова и Боширова.
И пусть никого не смущают многочисленные нестыковки, выдающие попытки притянуть раскрученных полумифических персонажей к делу. Достоверность, по мнению авторов маразматической истории, тут вовсе не обязательна.
От себя добавим: она давно не обязательна во всем, что касается обвинений России в том или ином преступлении. Для сомневающихся есть аксиома – «весьма вероятно» (по-англ. highely likely, (по-чешск. – velmi pravděpodobné), рожденная 12 марта 2018 года устами тогдашнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в ходе выступления перед палатой общин, в котором содержались обвинения России в причастности к отравлению Скрипалей.
В самом деле, если западный обыватель верит, что Россия напала на Грузию и Украину, бомбит больницы и детские сады в Сирии, травит своих оппозиционеров по всему миру, вмешивается в выборы и даже назначает своих агентов президентами таких великих держав, как США, разве можно усомниться, что она и склады там какие-то взорвала. Пусть и семь лет назад, когда противостояние с Западом только начиналось, а Чехия в нем вообще никак не участвовала.
Впрочем, мотивацию нашли быстро: оказывается, речь шла о складах старых советских боеприпасов, которые распродавались направо и налево всем желающим, включая сирийских боевиков и Украину. Так что возмущение Москвы и желание помешать сделке выглядит вполне логичным.
Для подтверждения этой версии срочно состряпали письмо владельца боеприпасов – болгарского бизнесмена Емельяна Гебрева почему-то американской NYT, где тот признал, что они предназначались украинским боевикам, что пытались скрыть от России, чтобы она не помешала отправке. Однако, по его словам, российские власти узнали о поставках и потребовали от Болгарии, чтобы они прекратились. Логический вывод: не добившись ничего уговорами, Москва пошла на крайние меры.
Почему Петров и Боширов? Ну просто других нет. Если сказать, что это были какие-нибудь Иванов и Сидоров, это будет не столь эффектно. Петров и Боширов – раскрученный еще в связи со Скрипалями бренд, который вселяет ужас и не оставляет сомнений в реальности того, о чем рассказывают по ТВ.
В России уже гуляют карикатуры, на которых эти самые Петров и Боширов разгуливают по палубе «Титаника». «Титаник», конечно, на них не повесят по причине столетней давности, а вот что-то из новейшей истории, начиная от угона самолетов, атаковавших США в сентябре 2001 года, до перекрытия Суэцкого канала, – вполне вероятно.
Повторю, нестыковки, которые делают утверждения о причастности этих персонажей к взрывам смехотворными, никого не смущают. Трудно объяснить только то, почему понадобилось семь лет для установления виновных?
Да, и еще. Петров и Боширов по логике были исполнителями, кто-то должен был их координировать. Разумеется, сотрудники посольства, которых Прага поспешила выслать, обвинив в причастности к взрывам. Вот только дипломаты обычно находятся на одном посту от трех до четырех лет. То есть, если даже теоретически кто-то из сотрудников посольства участвовал в инциденте семилетней давности, он давно не работает в Праге. На это обстоятельство обратила внимание немецкая World Economy. Кроме того, журналисты напоминают, что на складах предположительно взорвались противопехотные мины чешской армии, запрещенные соглашением, к которому Чехия присоединилась еще в 2007-м. То есть их там просто не могло (или не должно было) быть.
Таким образом чехи сами привлекли внимание к собственным нарушениям, которые никто ранее просто не замечал. Так же странно было заострять внимание на то, что всё это предназначалось сирийским террористам. Оправдания, что оружие принадлежало некоему частнику, звучат странно. Или чешские власти не знают, что происходит на их территории, или сознательно молчали об этом.
При этом мины, судя по всему, были старше 30 лет, а при хранении боеприпасов в течение столь длительного срока их начинка начинает спонтанно разлагаться, и они могут в любой момент взорваться. То есть версия об их преднамеренном подрыве выглядит не очень убедительно.
Показательно, что даже президент Чехии Милош Земан в своем телеобращении заявил, что никакой информации о возможности участия иностранных агентов за семь лет не было, и предположил, что взорваться снаряды могли из-за неосторожного обращения. Он, правда, оговорился, что версию об агентах никто не снимает, но его сомнения тут весьма показательны. Ни тогда, ни все семь прошедших лет никто не находил никаких следов диверсии.
Но сегодня понадобилось во что бы то ни стало их найти, причем след должен был быть именно российским. Вот и нашли, не особо заморачиваясь достоверностью.
Зачем?
Наиболее правдоподобная версия – это необходимость получить повод лишить Росатом возможности участвовать в тендере на строительство нового энергоблока АЭС «Дукованы». Шансы выиграть у российской компании были высоки, что не могло не напрягать американский «Вестингауз». Вот и поступила команда – любой ценой убрать конкурента. То, что сделано это было наспех, топорно и смешно – уже не важно, главная цель достигнута.
Есть и другая версия, но и она указывает на то, что чехи не самостоятельно пошли на конфликт с Россией, их к этому подтолкнули американцы. Только уже в интересах «Биг фармы» (так именуется группа крупнейших международных фармацевтических компаний, штаб-квартиры которых расположены в основном в США и Европе и которые занимаются изготовлением лекарств и медицинских препаратов).
Как заявил глава МВД Ян Гамачек, Чехия должна быть одной из первых стран Евросоюза, которые купят российскую вакцину «Спутник V» после того, как она получит регистрацию Европейского агентства лекарственных средств. Он заявил, что страна должна быть готова немедленно приобрести препарат и сам выражал готовность в любой момент вылететь в Москву для переговоров. Это было 12 апреля. А 18-го разразился скандал со взрывами и ни о какой вакцине и речи быть уже не могло.
Совпадение?
Кстати, о вакцине. Солидарность с чехами поспешили выразить словаки. Напомню, Братислава еще раньше Праги собралась купить российский препарат, причем не дожидаясь решения европейского регулятора. Однако это фактически единоличное решение экс-премьера страны встретило сильнейшее сопротивление внутри словацкого политикума. В результате разразился политический кризис, который привел к отставке правительства.
Вскоре после этого в газете Denník N. появилось сообщение, что словацкий регулятор исследовал полученную партию «Спутника V» и выяснил, что препарат в ней был не тот, который получил положительный отзыв в авторитетном The Lancet. В ответ Москва обвинила словацкие власти в том, что те тестируют вакцину не в сертифицированных лабораториях и потребовала вернуть всю партию. Однако уже после чешского скандала власти Словакии решили продолжить информационную атаку на «Спутник».
Стало известно, что Братислава опубликует контракт на закупку вакцины, даже если Россия выступит против. Можно не сомневаться, что в результате окажется, будто Россия хотела подсунуть некачественный препарат, который убил бы половину словацкого населения.
Абсурд? А Петров с Бошировым во Врбетице 7 лет назад – не абсурд, что ли? Понятно, что после не менее абсурдных обвинений в отравлении Скрипалей удивляться уже нечему.
Но все же столь глупые шаги со стороны нескольких стран одновременно, причем не откровенно русофобских, как Великобритания, были бы невозможны еще пару лет назад. Что изменилось?
Конечно, дискредитация Росатома, «Спутника» – все это откровенные элементы недобросовестной конкуренции, как и все санкции, которыми эти страны прикрывают политические требования к России. Но важно тут то, что чешский кейс случился почти сразу после самой серьезной за последние полвека деградации российско-американских отношений, чего не было даже во время холодной войны.
Тоже совпадение?
Ответ на вопрос, какая тут связь, очевиден. Новая администрация США взяла курс на тотальную конфронтацию с Москвой и Пекином, цель которой победить их без войны – заставить деградировать экономику, вогнать в беспрецедентную и тотальную изоляцию, чтобы в конечном итоге спровоцировать смену власти.
Однако деградация отношений с РФ только самих США недостаточна. Изоляция будет работать лишь при втягивании в нее максимального количества игроков. Напомню, Байден, едва став президентом, заявил Европе, что Америка «возвращается». Для тех, кто думает, что это значит то, что США перестанут пытаться шантажом втравливать европейцев в только Штатам нужные авантюры, такие как торговая война с Китаем, санкции против Ирана и т. п., как было при Трампе, – у меня плохие новости.
Это значит, что США возвращаются к привычной политике кнута и пряника. То есть они будут стремиться задушить Европу в объятиях, навязывая ей свои авантюры не шантажом, но необходимостью следовать евроатлантической солидарности. Хотите быть частью коллективного Запада? За это не нужно платить налом, как требовал Трамп. Надо просто поддерживать единую линию, выработанную Вашингтоном, действовать с ним синхронно. Тот ввел новые санкции, выслал российских дипломатов? Значит, Европа должна делать то же самое. Понятно, что подписать на этот идиотизм ту же Германию нереально (во всяком случае, пока там у власти Меркель), а вот бывших союзников России по Варшавскому договору –– легко.
Тем более что особо убеждать не надо. В отличии от Германии, где есть единая линия власти, в Чехии и Словакии мы наблюдаем раскол элит, когда действия правой руки могут противоречить действиям левой, что мы увидели на примере памятника Коневу, снесенного местной властью вопреки центральной. Штатам тут достаточно просто реанимировать старый добрый принцип «разделяй и властвуй».
Мы видим только начало долгой политической игры, в которой Чехия и Словакия – лишь первые ласточки. Осенью уходит Меркель, правящую ныне партию поведет на выборы ее преемник, который откровенно слабее ее. И если к власти в ФРГ придут откровенно антироссийские силы, что уже не выглядит фантастикой, Байдену реализовывать свой план будет намного проще.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram