Активно раздувая пожар в соседнем государстве, страны Балтии рассчитывали погреть руки над пламенем. Например, в Риге ещё в августе прошлого года заявили, что рады приютить у себя белорусских бизнесменов, готовых променять «тираническую Беларусь» на жизнь в «свободном европейском государстве». Однако большинство предпринимателей-белорусов, ознакомившись с условиями жизни в «свободной Латвии», такую честь отвергли. Пафосные предложения оказались большей частью «липовой заманухой».
«Мазохистская» политика
Когда в прошлом году в Белоруссии начался местный вариант «майдана», Латвия торжественно заявила, что готова принять у себя тех бизнесменов, которые не желают жить при «режиме Лукашенко». Мол, перебирайтесь к нам, дорогие соседи, естественно, со своими фирмами, а уж мы обеспечим вам наилучшие условия. В Риге довольно потирали руки – такие вливания окажутся очень полезны для латвийской экономики, переживающей, мягко говоря, не лучшие времена. И белорусские предприниматели действительно стали обсуждать планы переезда: в ноябре 2020-го было объявлено, что в Латвию хотят перебраться как минимум двенадцать белорусских IT-компаний с общим числом сотрудников примерно в 470 человек.
Однако тех, кто обрадовался этим известиям, с ходу остудил мэр Вентспилса Айвар Лембергс. Он напомнил, что Латвия в рамках навязанной ей из Вашингтона компании борьбы с «грязными деньгами» за последние два года предельно ужесточила свою банковскую систему и теперь нерезиденту из страны, не входящей в ЕС, открыть счёт в латвийском банке очень трудно. Мэр заявил: «Сюда никто переселиться не сможет, потому что они просто здесь не откроют счёт. А жить без счёта очень трудно. Конечно, зависит от бизнеса, но… Если это действительно производственное предприятие, то без счета его открывать невозможно. Ну а кроме того, белорусы не смогут доказать происхождение денег тридцатилетней давности, которые не связаны с Батькой ли еще какими-то его приближенными».
По свидетельству многоопытного Лембергса, сейчас прийти в Латвию работать бизнесу из третьих стран чрезвычайно сложно – и в первую очередь из-за новых правил работы банковского сектора. «Никто никуда не переселится. Конечно, могут быть какие-то исключения, но они не будут переносить производство только из-за того, честные или нечестные результаты выборов. К тому же им ещё надо получить разрешение на проживание. Оно же выдается на время – сегодня разрешили, а завтра уже нет. Скажет человек одно слово – например, что Батька не такой уж плохой и всё: персона нон грата», – предрёк мэр Вентспилса.
Проблема с банками действительно существует, это теперь признают и в правительстве. Недаром министр обороны Латвии Артис Пабрикс обрушился с критикой на банковскую политику государства, назвав её «мазохистской». В частности, глава оборонного ведомства считает, что принятые ограничительные требования в отношении зарубежных банковских клиентов являются «чрезмерными и неразумными». Пабрикс честно признался: «Американцы не просили у нас и половины от того, что мы сами сделали, по-мазохистски стреляя себе во все возможные места». В общем, получилось, как в поговорке: заставь дурака молиться, он себе и лоб расшибёт…
Осенью прошлого года премьер Латвии Кришьянис Кариньш обратился к местным банкам с настоятельной просьбой ослабить требования, чтобы не распугивать заграничных инвесторов. «Нам нужно перестать только искать чёрные деньги и переходить к функции развития», – призвал премьер-министр. По словам премьера, известны несколько случаев, когда из-за слишком высоких требований инвесторы «повернулись спиной к Латвии», и «чтобы этого не повторилось, нужно активно работать». Но жалобы Кариньша выглядели довольно-таки забавно: банки всего лишь исполняют требования, введенные самим правительством.
«Они не понимают пока, куда попали»
В свою очередь, директор Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) Каспарс Рожкалнс и министр экономики Янис Витенбергс сообщили, что прорабатывают варианты решений, как добиться, чтобы белорусские компании имели все возможности как можно быстрее перевести свой бизнес в Латвию. Так или иначе, к концу октября 2020 года было объявлено, что в стране приступили к работе первые три белорусские IT-компании: им таки позволили открыть на новом месте банковские счета, помогли найти помещения и уладили формальности с переездом работников.
Сейчас латвийское правительство надеется, что приезжие смогут создать в Латвии более 1000 новых рабочих мест. Что, по словам латвийского оппозиционного активиста Владимира Линдермана, микроскопически мало с точки зрения экономики, но ведь это делается в первую очередь как политический жест. «У меня есть хороший товарищ, айтишник, который работает в Минске. По его словам, девяносто процентов его коллег настроены против Лукашенко, многие из них хотят покинуть Белоруссию. Но Латвия в этом, условно говоря, конкурсе на новое место обитания имеет низкий рейтинг. Одна из причин – отсутствие школьного образования на русском языке. Важный мотив для тех, у кого есть дети школьного и дошкольного возраста», – считает Линдерман.
Латвийский журналист Юрий Алексеев, долгие годы возглавлявший авторитетное деловое издание «Бизнес&Балтия», тоже смотрит на долговременные перспективы белорусских предпринимателей на новом для них месте крайне скептически. «Ой, таки я их жду. Чтобы поплясать на могилах их бизнесов. Когда эти поцы и шлимазлы (сорри за мой французский) поймут, куда они попали… Когда к ним сначала придёт латышская языковая инспекция проверять, как они знают местную мову, и оштрафует сначала каждого лично, а потом всю фирму скопом… А потом придёт налоговая и объяснит, что их белорусские детские налоги – это в прошлом, а сейчас начинается настоящий взрослый треш с элементами садо-мазо… А потом они попытаются устроить своих детей в местную школу без знания латышского… Пусть Латвия как можно скорее переманит к себе как можно больше белорусских фирм с их начальниками, заместителями и всем персоналом с БЧБ-флагами в комплекте. Боюсь, что, вернувшись через полгода назад в свою милую Белоруссию без штанов и без денег, эти айтишники-бизнесмены сами начнут выходить с белорусским ОМОНом по воскресеньям и бить белорусских креаклов-бэчебэшников», – считает Алексеев.
Действительно, для многих из белорусов, возмечтавших о «свободной Европе», детальное знакомство с условиями, которые способна предложить им Латвия, стало холодным душем. В середине апреля было объявлено, что из сотни запросивших информацию о Латвии её выбрали лишь семнадцать белорусских компаний, которые сейчас находятся на разных стадиях переезда. Как признавались представители белорусского IT-бизнеса в беседах с прессой, изначально Латвия многих из них достаточно привлекала в социальном плане: «близкая ментальность, дружелюбные жители, активное владение русским языком». Но удручали почти непреодолимые трудности по открытию счетов в банках и стоимость их обслуживания – в Белоруссии, кстати сказать, она почти нулевая. Ещё один минус для семейных айтишников – отсутствие русских школ, которые в Латвии были упразднены решением властей три года назад.
По сведениям ЛАИР, самая известная из нашедших пристанище в Латвии белорусских фирм разрабатывает под брендом Pulsar охотничью оптику. Она экспортирует свою продукцию более чем в 70 стран. Характерно, что, хотя «пульсаровцы» открывают офис и производство в Даугавпилсе, не порывают они и с родиной – в Белоруссии их деятельность тоже продолжается. Судя по всему, прагматичные предприниматели просто увидели в предложениях правительства Латвии новые возможности для расширения своего бизнеса и решили ими воспользоваться. Никакой политики, только бизнес.
Никаких вам тут школ и вузов на русском!
Юрий Алексеев предупреждает: «Тех наивных белорусских айтишников, которые мечтают приехать сюда и развернуть "европейский", годный бизнес, которые думают, что здесь, в Латвии, как у них при Батьке, можно будет получить какие-то льготы, безналоговую зону или тем более уйти в "тень", огорчу. В Латвии "тени" давно нет – и безналоговых технопарков тоже нет. Здесь за каждой вашей заработанной копеечкой будут пристально следить десять налоговых инспекторов круглосуточно. На халяву не надейтесь». А Каспарс Рожкалнс и сейчас подтверждает, что «с банками и вправду всё довольно проблематично». В итоге ЛАИР вынуждена индивидуально работать с каждой из белорусских фирм, пожелавших переехать: чиновники отправляют запросы во все банки и узнают, где будет легче открыть счет. Однако если бы банки были единственной проблемой…
Знаменитая компания Wargaming (разработчик всемирно известных компьютерных игр World of Tanks и World of Warships) после «тщательного анализа предложений» выбрала для переезда Литву. Компания прислала в ЛАИР письмо, в котором объяснилось: в Латвии нет русскоязычных школ, а это главная для «варгейминговцев» проблема в этой стране. В Литве же такие школы пока ещё есть.
Тут, кстати, стоило бы упомянуть ещё об одном важном нюансе, делающем Латвию непривлекательной не только для белорусов, но и для других выходцев с постсоветского пространства. Ведь в 2018 году в этом государстве запретили обучение на русском не только в школах, но и в частных вузах! Между тем сеть частных вузов некогда расцвела в стране именно потому, что предоставляла значительной части населения единственную возможность получить высшее образование именно на родном языке. Также и десятки тысяч молодых людей из других стран готовы были поступать в частные вузы Латвии и учиться в них на русском, дабы получить диплом европейского образца.
Другими словами, власти своими руками уничтожили столь важную отрасль народного хозяйства, как экспорт высшего образования. Что самое нелепое, именно эта отрасль там росла быстрее других экспортных сфер (за 2017 год +8%) и одно время даже рассматривалась в качестве приоритетной как в утвержденной правительством «Стратегии развития Латвии до 2030 года», так и в планах Еврокомиссии.
Влиятельное лобби бизнесменов от образования, лишившихся больших доходов, попыталось оспорить столь глупое решение, как запрет обучения на русском. И в июне 2020-го латвийский суд признал, что языковое регулирование, установленное для частных вузов страны, закрепленному в конституции праву на образование и свободе научного творчества не соответствует.
Однако, когда министерство образования и науки подготовило законопроект о языковых уступках для частных вузов, оказалось, что никаких послаблений для русского они не несут. 8 апреля Сейм Латвии в окончательном чтении и в срочном порядке большинством голосов утвердил поправки к «Закону о высших школах». Согласно им, обучение в высших школах и колледжах по-прежнему ведется на латышском. Но у вузов, выполняющих «определенные критерии качества», имеется право реализовывать учебные программы и на иностранных языках – тех, что являются официальными в странах Евросоюза.
Русский язык, как известно, к таковым не относится. Председатель сената Балтийской международной академии Станислав Бука, комментируя утвержденный законопроект, с горечью заявил: «Я бы сказал, что решение Конституционного суда не просто не выполнено, а показательно ухудшено». В общем, русофобия оказалась для властей Латвии важнее финансовой прибыли. Что ударило в том числе и по белорусским бизнесменам, которых латыши столь настойчиво зазывали к себе.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram