Обычная приграничная перестрелка быстро переросла в противостояние двух стран с перспективой вовлечения в конфликт других государств. Конфликт между двумя членами ОДКБ негативно повлиял как на имидж самой организации, так и на всю структуру безопасности Центральной Азии.
Напомним, 28 апреля на неописанном участке границы Таджикистана и Кыргызстана у водораспределительного пункта «Головной» собрались недовольные толпы граждан двух стран, которые принялись закидывать друг друга камнями, к вечеру это переросло в перестрелку. На утро следующего дня, по словам кыргызских пограничников, таджикские коллеги обстреляли их из минометов. Далее начались фактические бои на большом отрезке приграничных Баткенской области КР и Согдийской области РТ.
Обе стороны применили тяжелое вооружение, бэтээры и танки, по неподтвержденным данным, применялись и боевые вертолеты, которые подарены Россией в рамках помощи по линии ОДКБ. Захватывались населенные пункты и погранзаставы. 36 граждан Кыргызстана и 19 граждан Таджикистана были убиты. Сожжены и разграблены сотни домов и гражданских объектов.
Официальные Душанбе и Бишкек обвинили другу друга в вооруженной агрессии, попытках захватить их исконную территорию, причинении материального ущерба и многом другом. Генпрокуратуры обеих стран зеркально возбудили уголовные дела по факту агрессии соседей.
Сам конфликт проходил прямо во время саммита ОДКБ в Душанбе, т. к. Таджикистан в этом году председательствует в организации. Это вызвало недоумение в Кыргызстане, кое-кто воспользовался поводом и стал агитировать за выход из «бесполезного» ОДКБ. Прозападная оппозиция и вовсе потребовала вернуться базу в «Ганси», которая существовала в пригороде Бишкеке в 2001-2014 годах.
Пошли разговоры о возможности размещения на территории страны части покидающих Афганистан американских войск. Последние, действительно, озаботились дислокацией где-то поблизости от ИРА в Центральной Азии, чтобы в случае обострения обстановки быстро вернуться обратно.
В связи с этим директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин публично призвал страны региона не допустить этого. «Очевидно, что, принимая решение о выводе войск из Афганистана, правительство Соединенных Штатов Америки не хотело бы терять контроль за этой территорией и вынашивает намерения разместить хотя бы часть тех ресурсов, которые сегодня они имеют на территории Афганистана, в соседних странах», – заявил он.
Протурецки настроенные граждане обратили свои взоры к Турции, которая в прошлом году сильно помогла Азербайджану в его войне в Нагорном Карабахе. Даже появились фейковые новости о поставках Кыргызстану ударных беспилотников «Байрактар». В Таджикистане более спокойно отнеслись к нейтральной позиции ОДКБ во время этого конфликта, но и там некоторые горячие граждане грозились призвать Иран к себе на помощь.
Хрупкая безопасность
У экспертного сообщества России и Центральной Азии таджикско-кыргызской конфликт вызвал большую обеспокоенность, поскольку в него могут быть вовлечены иные, третьи силы, а сам конфликт разрастись далеко за пределы региона. Во время круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов «Пикир» и посвященного данному конфликту, участники поделились своим мнением о последствиях мини-войны между двумя странами.
Сопредседатель «Пикира» Игорь Шестаков отметил, что горячая фаза конфликта хоть и прекратилась, но информационная продолжается.
«Информационная война еще не закончена. Она продолжается, о чем может свидетельствовать, например, недавнее заявление официального представителя Вашингтона, что пограничные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистана не урегулированы. Не исключено, что данное заявление стоит рассматривать как намерение американской стороны предложить свое военное присутствие в качестве мер по стабилизации ситуации в Ферганской долине с учетом рисков и угроз из Афганистана», – полагает эксперт.
В этой связи, по мнению Шестакова, в ближайшее время в Кыргызстане, в частности в социальных сетях, может возникнуть новая волна бурных и радикальных дискуссий относительно американского военного присутствия. Оно для страны опасно.
«Кыргызстан в вопросах безопасности должен руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами, используя для их решения механизмы взаимодействия со стратегическими партнерами. Напомню, с начала конфликта президенты России, Узбекистана и Казахстана сразу предложили свою помощь в урегулировании ситуации. Предстоящие переговоры в Москве между президентами Кыргызстана и России наверняка будут связаны с вопросами региональной безопасности», – считает И. Шестаков.
В свою очередь, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба напомнил, что опасность проникновения боевиков из Афганистана никуда не делась.
«Ферганская долина – рядом с Афганистаном, а там сохраняется нестабильная ситуация. Наш регион характеризуют наличие множества спящих террористических ячеек и оседание в нем боевиков с опытом ведения боевых действий в Сирии. Кроме того, в новейшей истории у каждой из стран региона были приграничные конфликты той или иной интенсивности. Была длительная гражданская война в Таджикистане, где она переросла в борьбу с террористическими группировками. Кыргызстан подвергся нападению террористов в 1999-2000 годах и в 2006 году. Т. е. регион неспокойный и потенциально опасный, готовый в любой момент вспыхнуть», – подчеркнул военный эксперт.
По словам Ю. Погибы, в Центральной Азии существует ряд проблем, которые ставят под угрозу безопасность региона. Первая из них – нерешенные вопросы демаркации границ, вторая – это водный вопрос, который всегда был актуален для региона. Третья проблема – наркотрафик, четвертая – контрабанда. Кроме того, сохраняется угроза вторжения террористических групп, а также влияния внешних акторов на ситуацию в регионе.
«Центральная Азия находится в сфере интересов крупных геополитических игроков. По данным ГКНБ, на территории Кыргызстана и всего региона работают порядка 25 иностранных спецслужб – Китая, США, Ирана, Пакистана, Великобритании и т. д. И у каждой из этих стран свой геополитический стратегический тактический интерес на нашей территории», – считает Ю. Погиба.
Высказался эксперт и относительно ОДКБ: «Сегодня возрастает роль и значение ОДКБ. Ни одна из стран региона не может самостоятельно вести затяжные военные действия ввиду недостатка ресурсов, военной мощи и т. д., поэтому противостоять внешним угрозам, которые стоят перед нами, мы можем только объединившись. В то же время приграничный конфликт между двумя странами-членами ОДКБ дает пищу для размышления. Организация Договора коллективной безопасности – это блок, созданный для отражения внешней угрозы, при этом механизмы его участия и регулирования во время внутренних конфликтов до конца не ясны и их, возможно, следует прописать», – добавил ветеран спецслужб.
Российский взгляд на проблему
Общественный деятель, политолог из Нижнего Новгорода Павел Данилов высказался в том духе, что для Кыргызстана единственная гарантия сохранения суверенитета – это интеграция.
«Самая влиятельная в регионе держава, что бы о себе ни думали Китай, Турция или США, это Россия. И сегодня Кыргызстан хотят оторвать от РФ, от интеграционных объединений и не позволить развиваться экономике республики, чтобы, когда геополитическому противнику понадобится, кыргызстанцы пошли воевать за 200-300 долларов, как это было на Украине.
Я не согласен, – подчеркнул П. Данилов, – что интеграционные объединения хромают. Сегодня в России находятся множество кыргызстанцев. Они здесь учатся, работают, делают бизнес и даже занимаются региональной политикой. Если посмотреть на военно-политические и социально-экономические контакты Кыргызской Республики, то наиболее тесно они осуществляются именно с Россией и теми интеграционными объединениями, где она присутствует, потому что российская сторона заинтересована в благополучии Кыргызстана. А те, кто говорит, что это не так, получают за это деньги от иностранных государств через тот же ЮСАИД».
На тот факт, что на фоне приграничных конфликтов в разы возросло количество фейков, обратил внимание первый зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич. «При помощи фейков активно раскачивалась антироссийская тематика. Были также очень опасные темы, направленные на очернение России в глазах кыргызстанцев. Очень активно муссировалась темы объединения «Туран». Также были вбросы о том, что якобы Кыргызстану от РФ нет никакой пользы. На самом деле поддержка российской стороны колоссальная – она не раз списывала долги республике и сейчас, в период пандемии, оказывает медицинскую поддержку в части вакцинации. В этой связи нам, экспертам и представителям СМИ, необходимо работать с аудиторией и давать объективную информацию», – считает А. Малькевич.
В свою очередь, руководитель проекта СОНАР (Санкт-Петербург) эксперт Семен Уралов уверен, что недавний кризис в Ферганской долине – это попытка одной стороны сделать хорошую мину при плохой игре, самоутвердиться за счет более слабого соседа и союзника. «Ладно бы мы видели с другой стороны какой-то позитивный пример эффективного миропорядка и эффективного государства, но этого нет, поэтому я не понимаю такого шага», – подчеркнул С. Уралов.
По его словам, в августе прошлого года в подобной ситуации, только без военного конфликта, оказалась Беларусь, когда одновременно с провокациями внутри страны проходили военные учения с участием Польши и Литвы. «Исходя из концепции, белорусский кризис должен был выглядеть, как госпереворот внутри и внешняя интервенция. Беларусь спасли двусторонние особые отношения с Россией – страны связаны тесными военно-политическими договоренностями, поэтому на границах на всякий случай были сформированы дополнительные резервы спецвойск, мобилизована единая группировка войск, при помощи которой РФ и РБ друг друга прикрывают. Несмотря на политический кризис в стране, ни полякам, ни литовцам не удалось проникнуть в республику. Думаю, у Бишкека нет иного выхода, кроме создания аналогичного военно-политического контура на двустороннем уровне с Россией», – убежден С. Уралов.
Если резюмировать состоявшийся разговор, очевидно, что новое масштабное обострение на границе двух стран – членов ОДКБ в полный рост ставит проблему совершенствования системы коллективной безопасности в регионе, особенно с учетом опасности вмешательства третьих держав.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
___________________________
Фото: http://pikir-klub.kg/