Кыргызско-таджикским конфликтом могут воспользоваться иные державы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Кыргызско-таджикским конфликтом могут воспользоваться иные державы

Обычная приграничная перестрелка быстро переросла в противостояние двух стран с перспективой вовлечения в конфликт других государств. Конфликт между двумя членами ОДКБ негативно повлиял как на имидж самой организации, так и на всю структуру безопасности Центральной Азии.

Напомним, 28 апреля на неописанном участке границы Таджикистана и Кыргызстана у водораспределительного пункта «Головной» собрались недовольные толпы граждан двух стран, которые принялись закидывать друг друга камнями, к вечеру это переросло в перестрелку. На утро следующего дня, по словам кыргызских пограничников, таджикские коллеги обстреляли их из минометов. Далее начались фактические бои на большом отрезке приграничных Баткенской области КР и Согдийской области РТ.

Обе стороны применили тяжелое вооружение, бэтээры и танки, по неподтвержденным данным, применялись и боевые вертолеты, которые подарены Россией в рамках помощи по линии ОДКБ. Захватывались населенные пункты и погранзаставы. 36 граждан Кыргызстана и 19 граждан Таджикистана были убиты. Сожжены и разграблены сотни домов и гражданских объектов.

Официальные Душанбе и Бишкек обвинили другу друга в вооруженной агрессии, попытках захватить их исконную территорию, причинении материального ущерба и многом другом. Генпрокуратуры обеих стран зеркально возбудили уголовные дела по факту агрессии соседей.

Сам конфликт проходил прямо во время саммита ОДКБ в Душанбе, т. к. Таджикистан в этом году председательствует в организации. Это вызвало недоумение в Кыргызстане, кое-кто воспользовался поводом и стал агитировать за выход из «бесполезного» ОДКБ. Прозападная оппозиция и вовсе потребовала вернуться базу в «Ганси», которая существовала в пригороде Бишкеке в 2001-2014 годах.

Пошли разговоры о возможности размещения на территории страны части покидающих Афганистан американских войск. Последние, действительно, озаботились дислокацией где-то поблизости от ИРА в Центральной Азии, чтобы в случае обострения обстановки быстро вернуться обратно.

В связи с этим директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин публично призвал страны региона не допустить этого. «Очевидно, что, принимая решение о выводе войск из Афганистана, правительство Соединенных Штатов Америки не хотело бы терять контроль за этой территорией и вынашивает намерения разместить хотя бы часть тех ресурсов, которые сегодня они имеют на территории Афганистана, в соседних странах», – заявил он.

Протурецки настроенные граждане обратили свои взоры к Турции, которая в прошлом году сильно помогла Азербайджану в его войне в Нагорном Карабахе. Даже появились фейковые новости о поставках Кыргызстану ударных беспилотников «Байрактар». В Таджикистане более спокойно отнеслись к нейтральной позиции ОДКБ во время этого конфликта, но и там некоторые горячие граждане грозились призвать Иран к себе на помощь.

Хрупкая безопасность

У экспертного сообщества России и Центральной Азии таджикско-кыргызской конфликт вызвал большую обеспокоенность, поскольку в него могут быть вовлечены иные, третьи силы, а сам конфликт разрастись далеко за пределы региона. Во время круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов «Пикир» и посвященного данному конфликту, участники поделились своим мнением о последствиях мини-войны между двумя странами.

Сопредседатель «Пикира» Игорь Шестаков отметил, что горячая фаза конфликта хоть и прекратилась, но информационная продолжается.

«Информационная война еще не закончена. Она продолжается, о чем может свидетельствовать, например, недавнее заявление официального представителя Вашингтона, что пограничные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистана не урегулированы. Не исключено, что данное заявление стоит рассматривать как намерение американской стороны предложить свое военное присутствие в качестве мер по стабилизации ситуации в Ферганской долине с учетом рисков и угроз из Афганистана», – полагает эксперт.

В этой связи, по мнению Шестакова, в ближайшее время в Кыргызстане, в частности в социальных сетях, может возникнуть новая волна бурных и радикальных дискуссий относительно американского военного присутствия. Оно для страны опасно.

«Кыргызстан в вопросах безопасности должен руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами, используя для их решения механизмы взаимодействия со стратегическими партнерами. Напомню, с начала конфликта президенты России, Узбекистана и Казахстана сразу предложили свою помощь в урегулировании ситуации. Предстоящие переговоры в Москве между президентами Кыргызстана и России наверняка будут связаны с вопросами региональной безопасности», – считает И. Шестаков.

В свою очередь, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба напомнил, что опасность проникновения боевиков из Афганистана никуда не делась.

«Ферганская долина – рядом с Афганистаном, а там сохраняется нестабильная ситуация. Наш регион характеризуют наличие множества спящих террористических ячеек и оседание в нем боевиков с опытом ведения боевых действий в Сирии. Кроме того, в новейшей истории у каждой из стран региона были приграничные конфликты той или иной интенсивности. Была длительная гражданская война в Таджикистане, где она переросла в борьбу с террористическими группировками. Кыргызстан подвергся нападению террористов в 1999-2000 годах и в 2006 году. Т. е. регион неспокойный и потенциально опасный, готовый в любой момент вспыхнуть», – подчеркнул военный эксперт.

По словам Ю. Погибы, в Центральной Азии существует ряд проблем, которые ставят под угрозу безопасность региона. Первая из них – нерешенные вопросы демаркации границ, вторая – это водный вопрос, который всегда был актуален для региона. Третья проблема – наркотрафик, четвертая – контрабанда. Кроме того, сохраняется угроза вторжения террористических групп, а также влияния внешних акторов на ситуацию в регионе.

«Центральная Азия находится в сфере интересов крупных геополитических игроков. По данным ГКНБ, на территории Кыргызстана и всего региона работают порядка 25 иностранных спецслужб – Китая, США, Ирана, Пакистана, Великобритании и т. д. И у каждой из этих стран свой геополитический стратегический тактический интерес на нашей территории», – считает Ю. Погиба.

Высказался эксперт и относительно ОДКБ: «Сегодня возрастает роль и значение ОДКБ. Ни одна из стран региона не может самостоятельно вести затяжные военные действия ввиду недостатка ресурсов, военной мощи и т. д., поэтому противостоять внешним угрозам, которые стоят перед нами, мы можем только объединившись. В то же время приграничный конфликт между двумя странами-членами ОДКБ дает пищу для размышления. Организация Договора коллективной безопасности – это блок, созданный для отражения внешней угрозы, при этом механизмы его участия и регулирования во время внутренних конфликтов до конца не ясны и их, возможно, следует прописать», – добавил ветеран спецслужб.

Российский взгляд на проблему

Общественный деятель, политолог из Нижнего Новгорода Павел Данилов высказался в том духе, что для Кыргызстана единственная гарантия сохранения суверенитета – это интеграция.

«Самая влиятельная в регионе держава, что бы о себе ни думали Китай, Турция или США, это Россия. И сегодня Кыргызстан хотят оторвать от РФ, от интеграционных объединений и не позволить развиваться экономике республики, чтобы, когда геополитическому противнику понадобится, кыргызстанцы пошли воевать за 200-300 долларов, как это было на Украине.

Я не согласен, – подчеркнул П. Данилов, – что интеграционные объединения хромают. Сегодня в России находятся множество кыргызстанцев. Они здесь учатся, работают, делают бизнес и даже занимаются региональной политикой. Если посмотреть на военно-политические и социально-экономические контакты Кыргызской Республики, то наиболее тесно они осуществляются именно с Россией и теми интеграционными объединениями, где она присутствует, потому что российская сторона заинтересована в благополучии Кыргызстана. А те, кто говорит, что это не так, получают за это деньги от иностранных государств через тот же ЮСАИД».

На тот факт, что на фоне приграничных конфликтов в разы возросло количество фейков, обратил внимание первый зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич. «При помощи фейков активно раскачивалась антироссийская тематика. Были также очень опасные темы, направленные на очернение России в глазах кыргызстанцев. Очень активно муссировалась темы объединения «Туран». Также были вбросы о том, что якобы Кыргызстану от РФ нет никакой пользы. На самом деле поддержка российской стороны колоссальная – она не раз списывала долги республике и сейчас, в период пандемии, оказывает медицинскую поддержку в части вакцинации. В этой связи нам, экспертам и представителям СМИ, необходимо работать с аудиторией и давать объективную информацию», – считает А. Малькевич.

В свою очередь, руководитель проекта СОНАР (Санкт-Петербург) эксперт Семен Уралов уверен, что недавний кризис в Ферганской долине – это попытка одной стороны сделать хорошую мину при плохой игре, самоутвердиться за счет более слабого соседа и союзника. «Ладно бы мы видели с другой стороны какой-то позитивный пример эффективного миропорядка и эффективного государства, но этого нет, поэтому я не понимаю такого шага», – подчеркнул С. Уралов.

По его словам, в августе прошлого года в подобной ситуации, только без военного конфликта, оказалась Беларусь, когда одновременно с провокациями внутри страны проходили военные учения с участием Польши и Литвы. «Исходя из концепции, белорусский кризис должен был выглядеть, как госпереворот внутри и внешняя интервенция. Беларусь спасли двусторонние особые отношения с Россией – страны связаны тесными военно-политическими договоренностями, поэтому на границах на всякий случай были сформированы дополнительные резервы спецвойск, мобилизована единая группировка войск, при помощи которой РФ и РБ друг друга прикрывают. Несмотря на политический кризис в стране, ни полякам, ни литовцам не удалось проникнуть в республику. Думаю, у Бишкека нет иного выхода, кроме создания аналогичного военно-политического контура на двустороннем уровне с Россией», – убежден С. Уралов.

Если резюмировать состоявшийся разговор, очевидно, что новое масштабное обострение на границе двух стран – членов ОДКБ в полный рост ставит проблему совершенствования системы коллективной безопасности в регионе, особенно с учетом опасности вмешательства третьих держав.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

___________________________

Фото: http://pikir-klub.kg/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4581
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика