Минск повысил тарифы на транспортировку российской нефти по двум маршрутам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Минск повысил тарифы на транспортировку российской нефти по двум маршрутам

Несмотря на то, что, согласно межправительственным договоренностям, Белоруссия начинает переориентацию экспорта своих нефтепродуктов на российские порты в Ленинградской области, в первой декаде мая Минском приняты односторонние решения по удорожанию перекачки российской нефти. Тем самым экономически простимулирован проект не только по импорту нефти из других стран, но и по её транзиту в регион Евросоюза.

Так что «многовекторность» политико-экономической стратегии Минска вступает в новую фазу.  Подчеркнем также, что трубопроводные тарифы Минск повышает – уже не первый год – только на направлениях поставок/транзита именно российской нефти.

Поясним: Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ в мае минимум на 10% увеличило расценки на трубопроводную прокачку российской нефти. В том числе той, что поставляется на нефтехимический комплекс (НК) в северобелорусском Новополоцке. Теперь введены такие расценки: Невель (граница Псковской области РФ с Белоруссией) – Полоцк (Белоруссия) – 45,39 руб./т; Унеча (граница Брянской области РФ с Белоруссией) – Полоцк – 175,6 руб./т. В целом с 2010 года расценки на этих маршрутах повышены с учетом нынешнего решения примерно втрое.

Официально Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ объясняет свое решение «необходимостью проведения технических работ на отдельных участках магистральных нефтепроводов «Гомельтранснефть Дружба». Но, похоже, речь идет о дополнительном финансировании строительства трубопроводной артерии на юго-востоке страны: Гомель – Горки (210 км), предназначенной для увеличения объемов импорта/транзита нефти из дальнего и не очень дальнего зарубежья.

Уточним: нефтепровод строится с октября прошлого года и должен быть введен в действие к началу 2024 года. Он представляет собой перемычку, которая соединит два магистральных трубопровода: Унеча – Полоцк и Унеча – Мозырь – Адамово и позволит перекачивать сырье между Мозырским и Новополоцким нефтеперерабатывающими заводами, поставлять его на Новополоцкий НПЗ из портов Балтики через Польшу и портов Черного моря через Украину.

По данным нефтегазового ИА Neftegaz.RU (5 мая с. г.), ещё в сентябре 2020 г., то есть в преддверии начала строительства артерии Гомель – Горки, «Гомельтранснефть Дружба» согласовала с оператором польского участка магистрального нефтепровода «Дружба PERN» технические регламенты на реверсные поставки нефти из Польши (то есть по транзиту зарубежного сырья через Польшу. – Ред.). В «Гомельтранснефть Дружба» и не скрывают, что это «прямой путь к интеграции нефтепроводной системы (НПС) Белоруссии в НПС Евросоюза». Заметим, что упомянутый оператор «Дружба PERN» имеет выходы на балтийские порты Польши (Гданьск, Гдыня) и в Германию.

 Трансбелорусские нефтепроводы и «стимулирующий» проект для нероссийской нефти (обозначен красным цветом)

Соответственно – цитируем далее ИА Neftegaz.RU – упомянутая «чехарда с тарифами в Белоруссии (на перекачку нефти из РФ. – Ред.) напрямую связана с реализацией проекта Гомель – Горки». Отмечено, что его главная задача – это расширение географии стран-экспортеров нефти в Белоруссию. Но в этом проекте имеется «только 10% экономики, а 90% – политика», точнее, это «очередная попытка показать некую независимость от РФ».

С такими выводами вполне можно согласиться. И потому резонно предположить, что, хотя в Минске заявляют о реализации проекта Гомель – Горки за счет средств «Гомельтранснефть Дружба», этот проект финансируется и структурами Евросоюза. Так или иначе, обструкция в ЕС «лукашенковской» Белоруссии отнюдь не исключает европланов по привязке её нефтяной отрасли и транзитной системы к Евросоюзу. А если точнее – к стратегии ЕС по всемерному усложнению российско-белорусских взаимоотношений.

Подтверждением вышеупомянутых тенденций является и то, что, по данным официальных белорусских источников, с 2019-2020 гг. нефть в Белоруссию поступает и из Азербайджана, и даже из Нигерии, Норвегии, Саудовской Аравии. С использованием трубопроводного, портового, железнодорожного транзита через Грузию, затем Украину (для азербайджанских, саудовских и нигерийских поставок) и через Литву/Латвию (норвежские поставки). А в ближайшие годы, повторим, намечен транзит дальнезарубежного сырья и через Польшу.

Фактическая цена этих поставок, с учетом транзитных расходов, минимум на треть выше, чем из РФ, обеспечивающей не менее 90% ежегодного белорусского нефтепотребления. Но Минск, похоже, «нацелен» на дальнейший рост такого импорта. Скажем, по данным посольства Азербайджана в РБ (апрель с. г.), азербайджанские поставки в текущем году составят 1 млн тонн – против 800 тыс. тонн в 2020-м. Что касается импорта саудовского, нигерийского, норвежского сырья, они пока составляют как минимум по 160-170 тыс. тонн в год.

Словом, несмотря на то что данные поставки явно неконкурентоспособны по ценам с российскими, Минск продолжает демонстрировать некую «многовекторность» в сфере нефтяной политики. Даже вопреки тому, что, чем больше будут конечные затраты на ввоз «дальнезарубежного» сырья, тем выше будут конечные цены на белорусские нефтепродукты и нефтехимическую продукцию. А эти товары составляют – пока составляют – не менее трети в стоимости ежегодного белорусского экспорта.

По всей видимости, стремление Минска демонстрировать всё ту же свою «многовекторность» важнее экономических реалий. И важнее для него партнерских отношений с Россией.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

__________________________

Фото: https://neftegaz.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4111
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика