Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о запрете продажи и сдачи в аренду сельскохозяйственных земель иностранцам и иностранным юридическим лицам. Документом предусматривается, что сроки ранее арендованных сельхозземель иностранцами и казахстанскими компаниями с иностранной долей не могут быть продлены и будут находиться во владении только до истечения срока аренды.
Этому предшествовали проходившие в стране в течение нескольких лет массовые протесты против передачи земли иностранцам. В мае 2016 года они заставили власти ввести мораторий на вступление в силу поправок к законодательству о земле, предусматривавших сдачу земли в долгосрочную аренду иностранным компаниям, а затем создать спецкомиссию по земельным вопросам. Однако протесты продолжались. Так, в начале июня 2020 года в Нур-Султане, Алма-Ате, Караганде, Чимкенте сотни людей вышли с протестами. Полицией были задержаны десятки человек.
Среди требований протестующих: национализация земель и объектов, переданных в частные руки, запрет на продажу земель иностранцам. Особенно протестующие опасаются Китая. Во-первых, того, что китайские арендаторы привезут с собой кучу соотечественников, во-вторых, зная увлечение китайцев химикатами и пестицидами, полагают, что они отравят арендованные земли химикатами, а затем бросят их. Последний «земельный» митинг состоялся 24 апреля текущего года в Алма-Ате.
Немного статистики. В настоящее время в земельном фонде республики общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 202,2 млн га. Из них 108,6 млн га вовлечено в сельскохозяйственный оборот, 93,6 млн га находятся в запасе. При этом из 108,6 млн га, используемых в сельском хозяйстве (167,7 млн га пастбищных, 30 млн га пашневых и чуть более 4 млн га сенокосных земель), 107,2 млн (98% от номинального фонда) находятся в аренде у более чем 200 тыс. субъектов АПК.
Между тем отсутствие механизма распоряжения арендуемыми у государства сельскохозяйственными земельными участками позволяет отчуждать их путем продажи доли в уставном капитале третьим лицам или через акции акционерного общества. Многие владельцы участков, оплачивая минимальные налоги, зачастую придерживают их для выгодной перепродажи. Тем более что существующие механизмы изъятия неиспользуемых земель сложны и длительны.
В стране стоят в очереди на получение земельных участков более 1,3 млн человек, т. е. оказывается, что при наличии огромных земельных ресурсов свободной земли для ведения агробизнеса в республике нет.
После прокатившихся по Казахстану «земельных митингов» власти начали проверку законности использования земельных наделов. По словам министра сельского хозяйства Сапархана Омарова, с 2016 по 2020 год специалисты ведомства выявили 15,4 млн гектаров неиспользуемых сельхозземель, из которых 5,4 млн вернули в сельхозоборот, 5,6 млн – в госсобственность, еще 4,4 млн гектаров изымают через суд.
В январе 2020 года был запущен показавший свою эффективность пилотный проект космического мониторинга сельхозземель в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской областях. Именно в этих регионах отмечалось наибольшее количество заявлений и жалоб на нарушения в сфере землепользования. В результате выявили 8,3 млн гектаров неиспользуемых земель (пастбища – 7,6 млн, пашни – 0,7 млн гектаров). Заново вовлекли в сельхозоборот 2,2 млн гектаров, вернули в государственную собственность 2,6 млн. Еще 3,5 млн гектаров изымают.
Эксперты считают, что столь большое количество неиспользуемой земли – это результат коррупционных действий чиновников, которые выделяли земельные наделы не тем, кто был готов их обрабатывать, а тем, кто предлагал большее вознаграждение. Неудивительно, что много земельных участков оказалось в руках собственников, оформивших их на себя, что называется «про запас», с намерением перевести их из категории арендных в частную собственность и продать по рыночной стоимости.
Важным фактором побуждения нерадивых землепользователей отказываться от находившихся в запустении участков стало 20-кратное увеличение ставки налога на неиспользуемые земли.
Напомним, что в Земельном кодексе Казахстана 1990 г., как и в первой Конституции независимого Казахстана 1993 г., и речи не было о частной собственности на землю. Однако власти начали широко тиражировать утверждения о том, что для эффективного использования такого ценнейшего ресурса, как земля, требуется введение частной собственности на неё. Хотя история свидетельствует, что частная собственность с правом продажи не только земли, но и людей, отнюдь не обеспечивала высоких экономических показателей. Первый закон о земле, закреплявший право частной собственности на нее (в том числе и для иностранцев), был принят указом президента РК, имеющим силу закона, 22 декабря 1995 г.
В частной собственности граждан и юридических лиц (включая иностранцев) могли находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные зданиями и сооружениями. Несмотря на протесты, жесткие дискуссии и неприятие, причем даже со стороны парламента, Земельным кодексом РК от 20 июня 2003 г. была введена частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения.
Разрушать кормившие страну крупные совхозно-колхозные хозяйства стали, заменяя их на мелкие фермерские, крестьянские хозяйства. Появившиеся документы предписывали проведение быстрой, форсированной приватизации сельскохозяйственных земель с раздачей их сельским жителям. А дальше, дескать, селяне сами разберутся, что делать с землицей.
Правительство рассчитывало введением права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения включить эти земли в товарный оборот. На практике это оказалось миражом, поскольку массового вовлечения сельскохозяйственных земель в товарный оборот, а значит, и ожидаемого притока денежных средств в сельское хозяйство не произошло. Многие совхозные и колхозные поля оказались просто брошенными. Активом, цена которого постоянно растет, стали не сельхозугодья, а дефицитные городские и пригородные земли. Широкое распространение получили различные махинации с земельной собственностью путем перевода ее из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли для ведения садоводства, дачного или жилищного строительства.
Объёмы сельскохозяйственного производства заметно снизились, что говорит о несостоятельности проводимой властями аграрной политики. Введение частной собственности на землю не обеспечило всего того, что было утеряно с начала 90-х годов – ни повышения эффективности использования земель, ни увеличения роста производства сельхозпродукции, ни улучшения жизни селян. Земли оказалась не столько у самих земледельцев, сколько у предприимчивых дельцов-спекулянтов и коррумпированных чиновников, часто не имеющих отношения к сельскому хозяйству, а также отдельных людей, ставших латифундистами.
Опыт Голландии, Израиля, Новой Зеландии показывает, что можно обходиться без частной собственности на землю и при этом не только полностью обеспечивать свое население продовольствием, но и экспортировать значительную его часть. К примеру, в Китае и Белоруссии, которые не разрешили свободный оборот сельскохозяйственных земель, добиваются завидных аграрных успехов и без «рыночных» реформ.
Социально-экономическое положение Казахстана ухудшается, уровень жизни населения падает, что создает почву для протестов, особенно на фоне коррупции во властных структурах страны. Поэтому ключевое значение для развития событий будет иметь то, как руководство республики отреагирует на эти вызовы. Введение запрета на продажу и сдачу в аренду сельскохозяйственных земель иностранцам мало что решает, поскольку является лишь частью накопившихся в АПК страны проблем.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram