В Мариуполе на Донетчине, подконтрольном киевскому режиму, муниципальные депутаты согласовали условия получения госкредита на реализацию проекта, который должен обеспечить городу водоснабжение, не зависящее от расположенного по другую сторону фронта предприятия «Вода Донбасса». Тем самым был сделан еще один шаг к водной блокаде Луганской и Донецкой народных республик, которую в Киеве хотят устроить давно.
Лишение людей воды в ходе вооруженных конфликтов является преступлением против человечности, что в конце апреля с. г. в очередной раз признал Совбез ООН. Причем замгенсекретаря по гуманитарным вопросам и координатор чрезвычайной помощи ООН Марк Локок в своем выступлении упомянул и ситуацию в Донбассе: «В ходе вооруженных конфликтов часто наносятся удары по объектам водоснабжения и санитарии. На Украине и в Ливии в результате боевых действий была повреждена инфраструктура водоснабжения и затруднено обслуживание соответствующих объектов, что привело к перебоям в подаче воды и к ее дефициту. Преднамеренное нарушение или отключение водоснабжения также используется как элемент тактики войны».
С одной стороны, мировое сообщество не применяет к Киеву реальных мер воздействия ни ради снятия водной блокады Крыма, который Украина формально считает своей территорией, ни для предотвращения гуманитарной катастрофы в Донбассе. Но с другой – готовы ли в Киеве пойти на откровенно чудовищное преступление против человечности и не преследует ли обеспечение Мариуполя водой «из независимых источников» иных целей?
Горсовет Мариуполя – единогласно за
Вопрос о согласовании условий получения кредита от Министерства финансов Украины коммунальным предприятием «Мариупольское производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» рассматривался на недавнем пленарном заседании горсовета. Речь шла о деньгах на постройку в Мариуполе завода по очистке воды за кредитные средства, предоставленные украинскому правительству Францией. Соглашение о предоставлении 64 миллионов евро под 0,08% годовых сроком на 30 лет было подписано в июле прошлого года.
Как заявлял тогда же посол Франции Этьен де Понсен, согласно проекту, завод по очистке воды в Мариуполе будет построен в 2023 году или, самое позднее, в 2024-м. Около 70% товаров и услуг будут закуплены во Франции, 30% – на Украине или у третьих сторон. Посол также пообещал, что после реализации этого проекта французское правительство продолжит поддерживать аналогичные инициативы в Донбассе.
Эксперты тут же связали проект по постройке водоочистительного объекта в Мариуполе с давно вынашиваемыми Киевом планами водной блокады неподконтрольных территорий региона. Ведь перекрыть канал Северский Донец – Донбасс (СДД), питающий водой столицу и другие населенные пункты ДНР, украинским оккупантам мешало именно то, что из Донецка вода идет по Южнодонбасскому водопроводу в Мариуполь. А перевести его на собственные источники – реки Кальчик и Кальмиус – невозможно, поскольку вода в них чересчур загрязнена микроорганизмами. Но если построить в городе завод по очистке воды с привлечением европейских поставщиков товаров и услуг, положение изменится кардинально.
Правда, некоторые депутаты Мариупольского горсовета на «пленарке» посетовали как раз на то, что к строительству не удастся привлечь местных подрядчиков, которые платят налоги в бюджет города. А также высказали опасение, как бы кредитные средства не были в будущем переложены на мариупольчан через увеличение тарифа на водоснабжение. Но тем не менее муниципальные избранники поддержали согласование проекта единогласно.
«В планах – аналогичный проект в Луганской обл.»
Подписанию правительствами двух стран упомянутого соглашения о кредите предшествовал визит на Украину министра экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэра. Целью поездки послужило обсуждение «уже имеющихся и будущих экономических и социальных программ». Вот только обсудил их гость не с коллегами из экономического блока Кабмина и не с министром соцполитики, а с... главой МВД Арсеном Аваковым.
«В ближайшее время начинаем большой проект по строительству станции питьевой воды в Мариуполе с привлечением инвестиций кампаний Beten Ingeniere и Stereau. В планах – аналогичный проект в Луганской обл. Спасибо за сотрудничество министру экономики и финансов», – написал об итогах переговоров в «Твиттере» сам Аваков.
Как тут сразу не вспомнить, что районы Луганщины, подконтрольные властям ЛНР, частично снабжаются водой с Петровского водозабора, расположенного на оккупированной Украиной территории. Причем украинская сторона неоднократно прекращала подачу воды республике под различными предлогами.
В свою очередь, водоснабжение ДНР и без перекрытия канала Северский Донец – Донбасс находится под постоянной угрозой из-за практикуемых вооруженными формированиями Украины обстрелов Донецкой фильтровальной станции и Васильевской насосной станции. Террористов ООС не останавливает даже то обстоятельство, что попадание снаряда в резервуары с хлором при обстреле ДФС грозит выбросом вещества в атмосферу с необратимыми последствиями для экологии и людей, находящихся по обе (!) стороны линии разграничения.
Крайне тяжелыми последствиями грозит и остановка водоснабжения Донетчины с использованием канала СДД, который строился еще в 50-е годы. «Канал начнет разрушаться, он и так пострадал от боевых действий, но власти Украины готовы пойти и на такой необдуманный и преступный шаг», – отмечал министр строительства и ЖКХ ДНР Сергей Наумец еще в марте 2019-го, когда украинские энергетики грозились отключить компанию «Вода Донбасса» от электроснабжения.
Тем не менее еще в 2015-2018 гг. занимавший пост главы Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский активно искал возможность реализовать водоснабжение Мариуполя в обход подконтрольных ДНР районов. Главным препятствием было отсутствие денежных средств, которые в июле 2020-го, как видим, нашлись во многом благодаря одиозному главе МВД. Правда, Жебривский в свое время заявлял, будто на эти цели требуется денег примерно вдвое больше, но как знать, не соблазняла ли его коррупционная составляющая и не удалось ли минимизировать последнюю именно через привлечение иностранных подрядчиков.
Во главу угла – дипломатический эффект?
Ждет ли территории Донбасса, подконтрольные Донецку и Луганску, гуманитарная катастрофа после того, как в Мариуполе завершится строительство завода по очистке воды, а в других районах будут реализованы обещанные месье де Понсеном «аналогичные инициативы»?
Теоретически от главарей киевского режима, включая все того же Авакова, да и замазавшегося кровью за два года президентства Владимира Зеленского, можно ожидать чего угодно. Киев давно дал понять (в том числе и через сообщения открытым текстом), что желает вернуть не людей Донбасса, а только территории. Правда, с последними готов подождать хоть год-два, хоть много лет, поскольку вообще не заинтересован прекращать войну. Для киевских «сидельцев» вялотекущие боевые действия под прикрытием формально непрекращающегося «всеобъемлющего перемирия» куда лучше выполнения мирных соглашений, утвержденных тем же Совбезом ООН.
Практически же преступный режим устами представителя Украины в подгруппе по гуманитарным вопросам Контактной группы по Донбассу Галины Третьяковой проболтался о намерениях обойтись без катастрофы. Незадолго до подписания французско-украинского соглашения о кредите на строительство упомянутого завода политик (назвать «дипломатом» язык не поворачивается. – А.Н.) выступила в эфире телеканала ATR с предложением построить новый водовод, идущий в Мариуполь в обход Донецка, чтобы потом добиться успеха на мирных переговорах.
«Я думаю, нам нужно инициировать в Верховной раде строительство водоканала. Хотя бы начало консультации на тему, сколько это стоит. Думаю, что даже начало обсуждения строительства такого водоканала будет иметь дипломатический эффект. (...) Я считаю, что в дипломатических отношениях экономические и прагматические интересы играют очень серьезную роль», – сказала Г. Третьякова.
Таким образом, одна из представителей Украины в минском переговорном процессе и по совместительству глава парламентского комитета по вопросам соцполитики уверена, что, сделав водную блокаду неподконтрольных территорий возможной, Киев сможет давить на оппонентов угрозами перекрыть канал СДД. Найти иную трактовку заявления политика не выйдет, как ни старайся. Судя по содержанию встреч Контактной группы и подгрупп, иных рычагов влияния у Киева нет, зато, дождавшись этого, он будет требовать желанного пересмотра Минских соглашений и рассчитывать на удачу.
Разумеется, никакой шантаж не заставит Донецк с Луганском идти на уступки, означающие капитуляцию. Но Киев ничего не потеряет: новые объекты водоснабжающей инфраструктуры будут работать по прямому назначению, а кредитное бремя действительно можно переложить на территориальные громады через рост тарифов. Скажем, глава Мариуполя Вадим Бойченко на упомянутом пленарном заседании горсовета признал, что от мэрии в этом вопросе «не все зависит».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram