Заявление В. Путина о достройке первой нитки «Северного потока – 2» стало самой громкой новостью Петербургского экономического форума. На Украине, которой запуск газопровода в недалекой перспективе грозит серьезными финансовыми потерями, эта новость уже вызвала реакцию, близкую к истерической.
Сообщение о завершении прокладки первой линии «Северного потока – 2» было явно приурочено к пленарному заседанию ПМЭФ и рассчитано на широкую международную реакцию. Прокладка труб первой нитки, по словам президента РФ, полностью завершена: трубы с российской и германской стороны подошли друг к другу. Остается их поднять и сварить, что будет означать завершение строительства самой трубы. Кроме того, завершены работы на российской части газопровода до компрессорной станции «Славянская» в Кингисеппском районе Ленинградской области, что означает готовность «Газпрома» к заполнению трубы газом. Тем самым Россия продемонстрировала способность завершить строительство газопровода, несмотря на введенные США санкции.
Впрочем, до запуска газопровода в промышленную эксплуатацию пока еще далеко, и достройка первой нитки – лишь первая победа на этом пути. По словам вице-премьера Александра Новака, курирующего в правительстве РФ энергетику, «Северный поток – 2» достроят до конца этого года, после чего он будет введен в эксплуатацию. «Работы не останавливались, оператор вместе с компаниями, которые участвуют в этом проекте, продолжают его реализацию, – заявил он в кулуарах форума. – Надеемся, что эта работа будет завершена к концу, может быть, этого года».
Протяжённость недостроенного участка газопровода, укладку которого ведут российские суда «Фортуна» и «Академик Черский», составляет около 100 км. В марте этого года Nord Stream 2 AG уведомлял Данию, в территориальных водах которой сейчас ведется строительство, что планирует завершить строительство до конца сентября. А по более оптимистичным прогнозам стройку можно завершить уже в августе.
Главные проблемы у газопровода начнутся, как прогнозируют эксперты, после завершения всех технических работ, на этапе сертификации. В ноябре прошлого года после очередного ужесточения санкций со стороны США от участия в проекте отказался крупнейший игрок этого рынка норвежская компания Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL). Другие европейские компании, опасаясь американских санкций, интереса к проекту пока не проявляют. Тем не менее выход из этой ситуации есть. Проблема с сертификацией может быть решена путем ее перевода в непубличную сферу, как это произошло с достраивающими газопровод судами, либо же путем создания отдельной компании, специально предназначенной для сертификации «Северного потока – 2». Проблемы наверняка возникнут и после завершения сертификации, когда «Газпром» столкнется с антимонопольным законодательством Евросоюза, не разрешающим одному поставщику заполнять газом идущий на территорию стран ЕС газопровод более чем наполовину.
Нечто подобное уже происходило с построенной в 2011 г. первой очередью «Северного потока», которая некоторое время также могла работать только наполовину своей пропускной способности. Тем не менее к концу 2010-х гг. газопровод вышел на полную мощность, а объем прокачиваемого через него газа превысил проектную мощность и в 2018-2019 гг. достиг 58-59 млрд кубометров.
В конечном счете Берлин заинтересован в наращивании поставок природного газа отнюдь не меньше Москвы. Благодаря обоим «Северным потокам» Германия не только превращается в крупнейший газовый хаб в Европе, но и получает возможность существенно снизить цены на газ для частных домохозяйств и промышленности, что напрямую связано с конкурентоспособностью ее промышленной продукции на мировых рынках. Заключение любого договора подразумевает взаимное желание как минимум двух сторон, и если ФРГ, поддавшись давлению со стороны США, Польши, Украины, прибалтийских стран и других «доброжелателей» РФ, не захочет покупать поставляемый по трубопроводу газ, то заставить ее сделать это не сможет никто.
Тем не менее геополитические последствия запуска второй очереди «Северного потока», безусловно, затронут ситуацию во всей Восточной Европе и будут значительными. По мнению как российских, так и зарубежных аналитиков, заявлением о достройке первой нитки газопровода Кремль ведет политико-дипломатическую подготовку к предстоящей встрече В. Путина с президентом США Д. Байденом, усиливая свои переговорные позиции.
И эта подготовка уже вызвала настоящую истерику на Украине. 4 июня президент В. Зеленский в интервью порталу www.axios.com с большой озабоченностью прокомментировал появившиеся в прессе сообщения об отказе США от попыток заблокировать строительство газопровода. Его особую тревогу вызвал отказ Д. Байдена встретиться с ним накануне саммита с В. Путиным. «Зеленский использовал часовое интервью с Axios в пятницу, чтобы умолять Байдена встретиться с ним лицом к лицу перед саммитом 16 июня с президентом России Владимиром Путиным», – отмечается в размещенном на портале интервью, предлагая присоединиться к нему «в любой момент и в любой точке планеты».
Тот факт, что президент независимого государства умоляет Д. Байдена встретиться с ним перед саммитом, где великие державы будут обсуждать судьбы мира и российско-американских отношений, как нельзя лучше подчеркивает третьестепенную роль, которую Украина занимает в мировой политике. Главный посыл интервью – «"Северный поток – 2" – это геополитическое оружие в руках России» за все время, в течение которого Киев пытается вести с ним борьбу, не изменился, но прежнего влияния на Вашингтон почему-то не оказал. Вместо встречи Д. Байден, как сообщил его советник по национальной безопасности Д. Салливан, провел с В. Зеленским телефонный разговор и пригласил его посетить этим летом Вашингтон.
Любопытно, что трактовки содержания разговора, прозвучавшие из Киева и Вашингтона, заметно различаются. По словам Д. Салливана, Д. Байден подчеркнул поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, тогда как советник руководителя офиса украинского президента Михаил Подоляк уверяет, что президент США в ходе разговора предоставил Украине максимальные гарантии безопасности.
Такие гарантии на языке дипломатии означают готовность оказать военную помощь вплоть до вступления в войну, что в случае с Украиной выглядит все же маловероятным. Военная конфронтация с единственной в мире ядерной державой, способной уничтожить США, явно не стоит выигрыша в виде Украины, которая для американцев является всего лишь разменной картой в большой геополитической игре.
В Киеве эту опасность, судя по реакции властей и экспертного сообщества, осознают довольно хорошо, что вызвало появление целого ряда панических материалов в местных СМИ. Так, бывший министр экономики Украины Виктор Суслов обвинил в провале политики по противодействию строительства газопровода сами украинские власти. Киев, по его словам, ограничился лишь общими заявлениями о помощи США и невыгодности газопровода для Германии, которая, наоборот, создала для его строительства все необходимые условия. Фактически ФРГ просто решила на газовой карте занять место Украины, предпочтя отстаивать собственные интересы и финансовую выгоду.
Попыток остановить «Северный поток – 2» в Киеве тем не менее не оставили. По мнению бывшего главы СБУ генерал-полковника Игоря Смешко, для этого необходимы два условия: активная работа в американском конгрессе при помощи украинской диаспоры, которая должна убедить конгрессменов в опасности этого проекта для энергетической безопасности Европы, и победа партии зеленых на предстоящих парламентских выборах в Германии. А упомянутый советник руководителя офиса президента Украины М. Подоляк, вообще заявил о наступлении решающего момента для блокировки проекта США, отказ от которой может иметь «очень высокую цену».
Введение санкций против Nord Stream 2 AG не исключил и госсекретарь США Энтони Блинкен, рассматривая их, судя по всему, как предмет торга с Москвой. Впрочем, для Москвы возможность возникновения новых проблем в связи с запуском трубопровода секретом не является. Так что интрига с его достройкой пока далека от завершения.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram