ЕАЭС продолжает расширять контакты на внешних рынках. Кто следом за Сербией? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.09.2024 |

ЕАЭС продолжает расширять контакты на внешних рынках. Кто следом за Сербией?

Евразийский экономический союз, что бы о нем ни говорили на Западе, продолжает свое развитие. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, несмотря на множество трудностей и наличие различного рода барьеров внутри сообщества, по-прежнему нацелены создать зону абсолютно свободной торговли, перемещения рабочей силы и капитала.

Как отмечал 21 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета Владимир Путин, несмотря на пандемию и прочие проблемы, в период с января по март текущего года страны ЕАЭС увеличили товарооборот на 17%. При этом он однозначно выступил за то, чтобы Союз не был зациклен только на развитии внутреннего рынка, но и как можно активнее действовал на внешних. В частности, В. Путин отметил необходимость изучения вопроса о заключении соглашений о свободной торговле ЕАЭС с Индонезией и Монголией, а также уточнил, что преференциальные договоры уже заключены с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией и Ираном. При этом с последними двумя странами уже совсем скоро отношения выйдут на совершенно новый уровень.

В частности, Сербия уже не первый год рассчитывает на создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС. Еще в октябре 2019 года на заседании Евразийского межправительственного совета было подписано Соглашение о свободной торговле между сторонами, который, как стало известно во время недавнего Петербургского международного экономического форума, начнет действовать с 10 июля. Тогда и сегодня это воспринималось как прорыв не только для Сербии, но и для двух участников ЕАЭС – Армении и Киргизии. Известно, что ранее соглашения о свободной торговле действовали только между Сербией и Россией, Казахстаном и Белоруссией, что не позволяло Еревану и Бишкеку в полной мере использовать потенциал своей торговли с балканской страной. Теперь же ситуация должна измениться.

Предполагается, что Армения получит возможность нарастить экспорт крепкого алкоголя и сигарет, а также продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства. В свою очередь, Киргизия может увеличить поставки растительной и переработанной сельхозпродукции. Начало работы ЗСТ с Сербией должно повысить эффективность работы для Казахстана, который может увеличить экспорт плавленых сыров и крепких алкогольных напитков, а также для России, которая за счет дополнительных преференций расширит экспорт широкой номенклатуры своих товаров. Создание ЗСТ выгодно и для Белоруссии, в первую очередь в области поставки крепких напитков. Кроме того, в условиях надвигающихся санкций со стороны Запада Сербия вполне может стать одним из немногих окон для белорусских товаров в Европу.

Что касается самой Сербии, то здесь вопрос о присоединении к ЗСТ с Евразийским экономическим союзом носит как экономический, так и политический характер. С одной стороны, известно, что более 80% совокупного товарооборота этой страны с ЕАЭС приходится на Российскую Федерацию. Здесь работают сотни сербских компаний и продается свыше 1200 наименований товаров. В 2019 году товарооборот между Россией и Сербией составил $2,6 млрд. Что касается других участников ЕАЭС, то в них балканская республика поставляет продукцию металлургии, машины и оборудование, сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, товары нефтехимии, лекарственные средства и пр. Однако доля сербских товаров в импорте большинства участников Союза, за исключением РФ, как отмечают некоторые аналитики, не позволяет ожидать резкого увеличения общего товарооборота ЕАЭС. Основной его рост придется на Армению и Киргизию, объёмы экономик которых невелики и вряд ли существенно увеличат показатели. При этом нельзя отрицать того факта, что торговать сторонам станет гораздо проще, а создание ЗСТ будет только способствовать повышению экономик как Сербии, так и стран ЕАЭС.

С другой стороны, начало свободной торговли между сторонами имеет и политический подтекст, особенно на фоне стремления Сербии войти в состав Евросоюза. Даже в период подписания договора из Брюсселя были слышны слова о том, что соглашение должно иметь «оговорку о выходе, которая будет гарантировать, что к моменту вступления в ЕС Сербия сможет выйти из соглашения» с ЕАЭС. И перед Белградом в любом случае возникнет такая дилемма, так как доля ЕС в структуре внешнеторгового оборота Сербии составляет около 60–70%, заменить которые в случае конфликта с Брюсселем евразийским рынком будет практически невозможно.

Поэтому сегодня принято считать, что нынешний договор о ЗСТ с ЕАЭС является своеобразным сигналом к ЕС со стороны сербских властей о том, что в Белграде устали от разговоров о вступлении в Евросоюз и готовы к решительной политике, если в Брюсселе и дальше будут тянуть. Косвенно это подтвердил и сербский министр торговли Расим Льяич. По его словам, создание ЗСТ с ЕАЭС является торговой сделкой, похожей на ту, которую Сербия ранее подписала с Турцией и Центрально-европейской ассоциацией свободной торговли (CEFTA). Проще говоря, вопрос торга с ЕС для Белграда остается важнейшим на повестке дня, а сама зона свободной торговли, так или иначе, будет использоваться обеими сторонами в процессе международных отношений.

Не менее интересная ситуация складывается у ЕАЭС и с Ираном. Тегеран еще в 2016 году предложил Евразийской экономической комиссии создать зону свободной торговли. Временное соглашение сроком на три года, ведущее к образованию ЗСТ, было подписано 17 мая 2018 года и вступило в силу с 27 октября 2019 года. После этого начались интенсивные переговоры между сторонами, и сегодня в ЕАЭС рассчитывают договориться о полноформатной свободной торговле с Ираном сразу же после того, как с республики снимут международные санкции. Это может состояться в самые ближайшие месяцы. При этом даже временное соглашение с Ираном уже показало его эффективность.

В частности, в 2020 году товарооборот между ЕАЭС и Ираном вырос на 18,5% по сравнению с 2019 годом, достигнув отметки в $2,9 млрд. При этом экспорт стран ЕАЭС в Исламскую Республику в I квартале 2021 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43,5%, а импорт – на 20%. Таким образом, товарооборот между сторонами уже увеличился более чем на треть и составил $1,15 млрд. Наибольшую долю в торговле ЕАЭС с Ираном ожидаемо занимает Россия (78,6%), у Казахстана – 11,2%, Армении – 8,9%, у Белоруссии и Киргизии – по 0,7%. В целом же, по словам иранского министра энергетики Резы Ардаканяна, за 18 месяцев сотрудничества с Евразийским экономическим союзом экспорт его страны увеличился на 40%. Это весьма внушительный показатель.

Помимо заметного во всех отношениях роста товарооборота, создание ЗСТ между ЕАЭС и Ираном должно помочь в продвижении ряда инфраструктурных проектов. Среди них особое место занимает развитие транспортного коридора «Север-Юг». Это поможет интенсифицировать связи между ЕС и Китаем, в том числе и в рамках китайской инициативы «Пояс и Путь», а также внутри самого ЕАЭС. Особую роль в сфере экономики сотрудничество с Ираном играет для Армении, для которой в условиях закрытых границ с Турцией и Азербайджаном подписание соглашения о полноценной зоне свободной торговли может представить возможность стать одним из основных мостов в торговом потоке иранской продукции в ЕАЭС и обратно.

Нельзя забывать и о политических интересах сторон. Находясь под постоянным давлением Запада, Иран крайне заинтересован в прорыве международной изоляции. В подобной ситуации сотрудничество с ЕАЭС как нельзя лучше подходит для этого. При этом сближение с Тегераном выгодно и РФ, как стержневому государству объединения. В случае расширения сотрудничества роль России в азиатском регионе неизменно возрастет. Конечно, все это вполне может вызвать недовольство у США и Евросоюза, однако в нынешних геополитических обстоятельствах у Москвы нет иного выхода. При этом ЕАЭС и его зоны сводной торговли с различными странами мира являются одним из наиболее оптимальных инструментов для этого, чтобы продвигать российские интересы по всему миру, при этом не входя в прямую конфронтацию с Западом.

В конечном счете появление ЗСТ с Сербией и в перспективе – с Ираном в очередной раз докажет всем скептикам, что проект ЕАЭС вполне жизнеспособен и имеет неплохие перспективы для дальнейшего развития. Сегодня уже более 40 стран мира, в том числе Китай, Южная Корея, Индия, Египет и некоторые страны Латинской Америки заявили о своей готовности присоединиться к объединению. Это означает, что авторитет ЕАЭС в ближайшее время будет только расти. В перспективе Союз может стать одним из ключевых игроков в международной торговле и перерасти из экономического блока в политический.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2777
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика