Вопросы обеспечения дешевой мобильной связью в рамках Евразийского экономического союза поднимаются на протяжении последних нескольких лет. Однако, как и в случае с отменой роуминга в Союзном государстве (СГ) Белоруссии и России, пока рано говорить о том, что стороны смогли прийти к окончательному решению проблемы. При этом сегодня никто не отрицает необходимости приведения тарифов национальных операторов к некому единому знаменателю, что должно будет не только упросить передвижение граждан между странами, но и продемонстрировать готовность к более тесной интеграции в рамках объединения. Проблема в настоящее время заключается в том, что участникам ЕАЭС все еще не хватает политической воли закончить начатое ранее дело.
Нужно напомнить, что, согласно приложению № 1 к Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций Договора о ЕАЭС, к 1 января 2020 года должен был быть утвержден «единый подход к установлению государствами-членами ценообразования на услуги по пропуску трафика». В феврале 2015 года в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сообщили, что в скором времени будут разработаны принципы «справедливого роуминга» для операторов связи в Союзе. Тогда предусматривалось «установление экономически обоснованных тарифов и прозрачность их формирования», предоставление «равных возможностей для всех абонентов и обеспечение недискриминационного доступа к сетям операторов связи», а также «развитие альтернативных услуг мобильной связи в роуминге». Все это должно было «путем добровольных действий операторов связи» привести к поэтапному снижению платы за роуминг и уравниванию ее на территории ЕАЭС.
При этом на 2015 год разница базовых тарифов на международные звонки и исходящие звонки в роуминге сетей операторов в Белоруссии, России и Казахстане составляла от 4,4 до 5,9 раза. Более того, тарифы на исходящие звонки в среднем были в 3-5 раз выше максимального тарифа в государствах Евросоюза, а на передачу данных – в 8-21 раз. Подобные тарифы представлялись фактически заградительными для развития единого рынка мобильной связи, давая скептикам оружие для критики самого объединения.
За последующие годы страны-члены ЕАЭС смогли сделать многое, но все же недостаточно для того, чтобы окончательно решить существующую проблему. Национальные операторы, многие из которых являются частью крупных корпораций, работающих на всем евразийском пространстве, оказались не готовы ради политических амбиций руководства государств Союза терять свою сверхприбыль. Кроме того, сдерживающими факторами стали ограниченные технологические возможности, а также нерешенность вопроса возможного мошенничества при предоставлении услуг.
Наиболее показательной в данном случае является история данного вопроса в отношениях между Белоруссией и Россией. С инициативой отменить роуминг в рамках СГ выступила в конце июня 2017 года спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. При этом тогда окончательная дата не называлась. Несмотря на последующие разговоры вокруг необходимости отмены роуминга, стороны крайне тяжело двигались по этому направлению и долгое время ничего, кроме обсуждения вопроса, не происходило. Тем временем оказалось, что к концу 2018 года тариф на услуги по пропуску трафика у белорусских операторов был самым высоким в СНГ: около $0,3 за минуту против $0,14–0,19 у российских. При этом маржинальность услуги составляла около 20%, а российские операторы зарабатывали примерно 20 коп. с рубля, отдавая остальное партнерам.
Уже тогда в России отмечали, что отмена роуминга без выравнивания ставок приведет к снижению выручки и прямым экономическим потерям местных операторов в 1,5–2 млрд руб. ежегодно для каждого. Поэтому неудивительно, что вопрос оказался крайне сложным для решения, особенно на фоне того, что внутрироссийский роуминг должен был прекратить существование только с середины 2019 года. Правда, это не помешало В. Матвиенко на VI Форуме регионов России и Белоруссии 18 июля 2019 года заявить, что РФ готова к отмене, хотя «белорусская сторона боится выпадающих доходов», но «до 15 сентября вопрос будет решен».
Действительно, между Минкомсвязи РФ, Федеральной антимонопольной службой, российскими операторами и белорусскими партнерами началось согласование условий «дорожной карты», необходимых для отмены роуминга мероприятий и сроков их реализации. Однако проблемой в данном случае стал подход сторон к решению проблемы. Белорусская сторона предлагала поэтапно снижать тарифы на услуги присоединения и пропуска голосового трафика и применять пониженные ставки только к роуминговому трафику, зафиксировав предельные размеры межоператорских и абонентских тарифов. Российская же – одномоментно кардинально снизить ставки интерконнекта, пересмотреть межоператорские тарифы и опустить тарифы для абонентов «до комфортного уровня».
При этом в РФ утверждали, что белорусский подход невыгоден отечественному бизнесу и фактически введет госрегулирование роуминговых тарифов. И если бы не политическое решение Минска и Москвы, то ситуация могла сохраняться на уровне переговоров еще долгое время.
Созданная группа высокого уровня при Совете министров Союзного государства смогла добиться того, что в конце прошло года в СГ был введен тестовый режим эксплуатации каналов связи для роуминга между двумя странами, который должен был закончиться 31 декабря 2020 года. Однако в условиях пандемии оказалось невозможным завершить «весь комплекс мероприятий, направленных на предотвращение телефонного мошенничества», поэтому режим продлили до конца 2021 года. Как отмечал позже белорусский посол в России Владимир Семашко, «с 1 ноября по 31 декабря ставка по интерконнекту была уменьшена в 20 раз, стоимость минуты разговора, в зависимости от оператора, упала в 3-7 раз». И это уже можно считать серьезным прорывом, что позволило политикам снова заговорить о неких конкретных датах отмены роуминга.
Так, в марте на заседании профильной комиссии парламентарии Союзного государства предложили приурочить отмену роуминга к празднику Дня единения народов двух стран – 2 апреля. После того как этого не произошло, было заявлено, что вопрос будет окончательно решен до конца года. Однако насколько реальной будет эта дата, сегодня никто из экспертов сказать не может. Несмотря на политическую мотивацию и идеологическую необходимость отмены роуминга между РФ и Белоруссией, ее осуществление по-прежнему упирается в вопросы экономической эффективности и технических возможностей.
В связи со сложившейся ситуацией между Белоруссией и Россией нетрудно представить, какая степень сложности у вопроса по отмене роуминга существует между пятью странами ЕАЭС. Поэтому неудивительно, что за годы, прошедшие с момента объявления о намерении создать единое поле мобильной связи, стороны смогли лишь наметить основные этапы дальнейшей работы. В октябре 2020 года сообщалось, что отмена гостевого роуминга на территории ЕАЭС предполагает пять этапов. В частности, снижение тарифов должно начаться с 1 июля 2021 года - не более 90% платы за такую услугу в домашнем регионе. Затем с 1 января 2022 года - не более 70%, с 1 января 2023 года - не более 40%, с 1 января 2024 года - не более 20%, а с 1 января 2025 года - 0%. Таким образом, была обозначена конечная дата решения вопроса – 2025 год.
В декабре Россия представила в ЕЭК «консолидированное предложение к проекту плана перехода» к отказу от роуминга, который вполне может стать основным для дальнейшей работы. Как отмечалось, для введения так называемого справедливого тарифа в ЕАЭС понадобится не один год и он будет иметь некоторые ограничения. Например, проживая и работая в России, иностранец может быть ограничен в использовании данной льготы одним месяцем, после истечения которого ему придется покупать сим-карту уже местного оператора.
В июне информацию о работе по отмене роуминга в ЕАЭС подтвердила и помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина. Правда, на этот раз в ее словах не было полной уверенности в том, что это произойдет в реальности. По словам Малкиной, в ЕЭК лишь надеются, что к 2025 году оплата за роуминг максимально будет приближена к так называемому домашнему тарифу. Сейчас же идет «доработка плана мероприятий по формированию условий, необходимых для установления справедливых тарифов в международном роуминге, который будет утверждаться советом ЕЭК». «Как только мы найдем консенсусные решения по данным вопросам, мы будем готовы утвердить план мероприятий и приступить к его реализации», - отметила она.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос отмены роуминга на просторе ЕАЭС по-прежнему остается актуальным, а до его решения сторонам предстоит пройти еще множество этапов. Каков будет итог предстоящей работы, в настоящее время сказать сложно, так как между участниками Евразийского союза все еще сохраняется недопонимание по ряду острых моментов. К тому же нынешний расчет на то, что отмена роуминга будет стимулировать рост потребления, компенсирующего потери для операторов, сегодня все еще не очевиден, что только тормозит весь процесс работы.
В то же время пойти на такой шаг участникам ЕАЭС все-таки придётся, так как в ином случае говорить о создании свободного от барьеров евразийского пространства говорить будет крайне сложно.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram