В прошлом году страны Центральной Азии столкнулись не только с проблемой эпидемии коронавируса, карантинных ограничений, но и с масштабным нашествием саранчи. Это было самое крупное появление вредителей, зафиксированное за последние два десятилетия. Угроза этих насекомых сохраняется и в текущем году, хотя предпринимаются профилактические меры. Насколько они в состоянии помочь?
Серьёзная угроза экономической безопасности
Для сельского хозяйства Кавказа и Центральной Азии нет большей и серьёзнейшей угрозы, чем саранча. Существует три основных вида саранчовых вредителей: итальянский прус (CIT), марокканская саранча (DMA) и азиатская перелётная саранча (LMI). Эти прожорливые насекомые представляют опасность, ставя под угрозу обеспечение продуктами питания в обоих регионах, а также в областях севера Афганистана и южных областей России. Практически 25 млн га обрабатываемых, пахотных земель расположены в зонах потенциального риска опустошения.
Напомним, что в 2018 году полчища саранчи лавиной прошлись по Восточной Африке, а затем добрались до Йемена, Омана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Ирака, откуда пробили себе дорогу на восток в Иран, Пакистан, Афганистан и Индию. После долгого путешествия в прошлом году из-за благоприятных погодных условий для массового размножения саранча обратила свой неуемный аппетит на Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. Специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) тогда отмечали, что нашествие саранчи в 2020 году было самым худшим за последних двадцать лет.
На помощь Центральной Азии пришли ФАО и Япония
Проблема с саранчой была настолько глобальной, что Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) совместно с правительством Японии решили оказать помощь страдавшим от нашествия паразитов государствам Центральной Азии. Они выделили на эту инициативу $7,23 млн, рассчитав деньги на пятилетний региональный проект по борьбе с вредителями, который должен охватить территории Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Афганистана.
В рамках помощи вышеуказанные страны получат для борьбы с опасным вредителем пестициды, распылители, защитную одежду. Если понадобится, то часть денег выделят на приобретение транспорта для сельскохозяйственного сектора, например тракторов. Инициаторы надеются, что воплощение проекта в жизнь благотворно отразится как на сельском хозяйстве стран ЦА, так и на отношениях государств в регионе.
«Саранча не думает о границах, проведенных человеком, она легко перемещается через них. Включение в проект еще трех стран − Казахстана, Туркменистана и Узбекистана будет в значительной степени способствовать не только борьбе с саранчой, но и дальнейшему укреплению связей между этими странами», − подчеркнул тогда в разговоре с журналистами руководитель представительства Японского агентства международного сотрудничества Хидеки Танабэ.
Чем год текущий нас пугает?
Если в Пакистане, Афганистане и Иране с саранчой в этом году особых проблем не ждут ввиду сухой и прохладной погоды, то о наших соседях из Средней Азии сказать такое сложно. Республики ищут выход, и уже сейчас готовятся противостоять саранче кто самостоятельно, а кто с помощью соседей или иностранных кураторов.
Казахстан
В феврале текущего года министерства сельского хозяйства Казахстана и Российской Федерации провели совещание в формате видеоконференции по вопросам борьбы с саранчовыми вредителями на приграничье. Стороны обсудили прогнозы с саранчой на лето. Глава комитета государственной инспекции в АПК Минсельхоза Казахстана Алмабек Марс рассказал о площадях сельхозугодий, которые были обработаны в прошлом году от стадных саранчовых. Всего обработка проведена на 515 тыс. га. Нур-Султан заложил из республиканского бюджета 2 млрд тенге на борьбу с саранчой. В России Минсельхоз запланировал провести защитные обрабатывания против саранчовых на 590 тыс. га. Завершилось онлайн-совещание подписанием плана совместных действий по недопущению распространения саранчовых вредителей на приграничных территориях РФ и РК в текущем году.
Уточним, что в Казахстане не фиксируется пустынная саранча, но зато три другие вида стадных саранчовых распространены. Существуют здесь и 300 видов нестадных родичей прожорливого насекомого. Ещё в апреле власти республики заявили, что в зоне риска на этот год здесь будут 640 тыс. га. Чтобы данная неприятность не стала дополнительным фактором риска для и без того проблемного фермерства РК, Нур-Султан проводит тренинги в рамках помощи ФАО и Японии, направленные на повышение теоретических знаний о принципах борьбы с вредителем.
Узбекистан
Одной из самых проблемных по саранче стран региона является Узбекистан. Вместе с тёплым временем года здесь проснулись и вредители, в частности саранча. Узбекское МЧС сосредоточилось на борьбе с прожорливыми насекомыми в Хорезмской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областях. В конце мая Минсельхоз и МЧС страны давали прогноз относительно 600 тыс. га земли, уже засеянных зерновыми или овощными культурами.
Для более эффективной борьбы специалисты подвергают почвы обработке поэтапно. Это не даёт расплодиться саранче в каком-то конкретном месте. Сразу после вышеуказанных областей под обработку пойдут сельхозугодия Бухарского, Самаркандского и Сырдарьинского регионов.
В прошлом году республика вела борьбу с саранчой также активно, поскольку массовое нашествие 2020 года затронуло и её. Специалисты соседних республик обменивались информацией о миграции вредителя в приграничных зонах.
Таджикистан
Второй проблемной зоной Средней Азии является Таджикистан. Здесь уже в текущем году отчитались о нашествии марокканской саранчи. К настоящему времени вредитель уничтожил урожай на 87 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Всего, по прогнозам специалистов, саранча может поразить в Таджикистане более 115 тыс. га. Лишь за один день полчища обжор способны лишить 35 тыс. человек урожая зерновых, фруктов, овощей и бахчевых.
Глава Таджикистана Эмомали Рахмон серьёзно обеспокоен нашествием марокканской саранчи. В конце мая он отдал распоряжение председателю Пянджского района Хатлонской области оперативно принять профилактические меры на подконтрольной территории, чтоб не допустить большого распространения опасных насекомых.
Позже в разговоре с журналистами местного радио Джумахон Алламуродов, председатель сельского джамоата «Намуна» Пянджского района, уточнил, что массовые полчища саранчи появились здесь после сильного ветра – стаи вредителей «сдуло» с предгорий на равнинные земли.
По прогнозам государственного учреждения «Экспедиция по борьбе с саранчой» при Министерстве сельского хозяйства Таджикистана, в текущем году марокканская саранча угрожает большим площадям сельхозугодий, чем в прошлом.
Эмомали Рахмон на днях во время церемонии запуска проекта автомобильной дороги Рогун – Обигарм – Нуробод поднял тему продовольственной безопасности. «Согласно анализу и прогнозам международных организаций, специалистов и экспертов, этот год будет одним из самых сложных с точки зрения продовольственной безопасности за всю историю последних 90-100 лет», − заявил он. Связан этот неутешительный прогноз с мировым кризисом, который заставляет население стран планеты страдать от сильнейших засух, последствий инфекционных болезней, а не только одного коронавируса, ураганного роста цен на продукты питания и голода.
Именно актуальность проблемы продовольственной безопасности заставляет страны Центральной Азии предвосхищать опасность повторения массового нашествия саранчи. Но, как и в других проблемных ситуациях (обеспечение водными ресурсами, электроэнергией, создание дорожной сети и т.п.), государствам региона без коллективного участия в решении этой проблемы не обойтись.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram