Вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев в Шуше подписал с турецким коллегой Тайипом Эрдоганом декларацию о союзнических отношениях Баку и Анкары.
Надо отметить, что визит Эрдогана в Шушу должен был состояться еще прошлой осенью, после победы Азербайджана в войне с Арменией. Во многом силой турецкого оружия Баку вернул себе значительную часть Карабаха.
Шуша – на мой взгляд, пожалуй, единственный город региона, который действительно может представлять реальный интерес для Азербайджана. Это «культурная столица», город имеющий сакральное значение. Все остальное – это пустые горы, разрушенные города и гектары минных полей, которые еще очень нескоро удастся обезвредить.
Конечно, можно много рассуждать о том, как беженцы 30 лет ждали возвращения домой, о могилах предков и т. д. Но трудно поспорить с тем, что экономически этот регион не представляет ни малейшего интереса – там ничего нет (сравните то же Приднестровье, где находилась большая часть промышленности МССР или тот же Донбасс, приносивший львиную долю валюты в украинский бюджет продажей стали, угля и т. д. – вот там есть, за что воевать). Напротив, он убыточен – в том плане, что потребуются миллиарды на восстановление при весьма сомнительной окупаемости этих вложений.
Абсолютно убежден, что цель этой войны и возвращения Карабаха под контроль Баку состояла в реализации возможности разблокирования транспортных коммуникаций, что и стало одним из главных достижений трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 г. Алиеву и Эрдогану нужен в первую очередь Зангезурский (Сюникский) коридор для прямой связи Баку и Нахичевани и Баку и Анкары, а не безлюдные горы Карабаха.
Видимо, по этой причине Алиев и не настаивает на начале выполнения еще одного ключевого пункта трехстороннего соглашения – о выводе армянских сил с территории региона. Судя по всему, он готов закрыть глаза на существование остатков НКР со Степанакертом, лишь бы они не мешали главному – открытию дороги. А мешать они и не будут – за этим зорко следят российские миротворцы. Да и смысла мешать им нет – Армении сейчас не до этого, вся агрессивная риторика Еревана – это все избирательная кампания, не более. Реально воевать там никто не готов.
Но вернемся к Эрдогану, который еще прошлой осенью обещал посетить Карабах, однако ограничился посещением Баку и присутствием на параде победы. Зато тогда, менее чем через неделю после окончания войны, он посетил им одним признанную Турецкую Республику Северного Кипра, устроив пикник в Вароше, что вызвало возмущение западных лидеров. Может, тогда он не хотел, чтобы его визит в Карабах вызвал такую же реакцию? Или там было просто небезопасно? Не суть. Визит этот должен был состояться, и именно там должно было быть подписано «всеобъемлющее соглашение». Не в Баку, а именно там – в Карабахе. Потому, что это символично.
Таким образом новоявленный султан объезжает новые «владения», обозревает территорию. И можно не сомневаться, что в Шуше тоже будет показательный «пикник» или даже «банкет».
Вопрос в том, за чей счет? Явно не за счет турецкой стороны. Недавно стало известно о том, что Ильхам Алиев подписал распоряжение, по которому три рудных месторождения будут переданы для эксплуатации турецким компаниям Eti Bakir (Гашгачайское рудное месторождение) и Artvin Maden (Эльбейдаш и Агдуздаг). Месторождения передаются для эксплуатации на контрактной основе сроком на 30 лет.
Что, пришло время платить «старшему брату» за поддержку в войне? Вероятно, поскольку бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
А чему удивляться, если, к примеру, «национальное достояние» Азербайджана – государственная нефтяная компания SOCAR давно оказалось в руках турок. Если кто не в курсе, то эта главная в стране госкорпорация полученные баснословные прибыли от главного богатства страны вкладывает не в национальную экономику. В 2019-м SOCAR планировал довести размер инвестиций в турецкую экономику до $19,5 млрд. Много это или мало для страны, в бюджет которой в этом году прогнозируется поступление 14,957 млрд, – думайте сами…
Да, еще момент: руководителем SOCAR является олигарх Ровнаг Абдуллаев, который считается нурсистом, т. е. сторонником Фетхуллаха Гюлена. И не он один, таких там половина руководства.
Пусть никого не смущает, что гюленисты – враги Эрдогана. Это они сейчас враги, а до конца 2010-х были лучшими друзьями. По сути, конфликт Эрдогана и Гюлена – сугубо личностный, оба борются за одно – «Великую Турцию» или даже «Великий Туран», и деятельность гюленистов в Азербайджане и на всем постсоветском пространстве по сути, направлена на реализацию турецких экономических и геополитических интересов.
Еще важная новость. Недавно в Баку состоялась встреча министра обороны Азербайджана Закира Гасанова с турецкой военной делегацией во главе со вторым начальником Генштаба ВС Турции Сельчуком Байрактароглу. Как сообщают азербайджанские СМИ, на территории страны может быть создан завод турецкой авиастроительной компании Baykar Makina, занимающейся производством беспилотников. Ранее в Баку было открыто представительство турецкого оборонного предприятия Aselsan.
А вот немного цифр для понимания ситуации: в текущем году турецкий военный экспорт в Азербайджан увеличился на 850,4% по сравнению с первым кварталом 2020 года! Кроме того, подписано важное соглашение о сотрудничестве в оборонной промышленности, согласно которому турецкие оборонные предприятия смогут разворачивать свою деятельность на территории Азербайджана и создавать новые производства.
И, конечно, производством и поставками вооружения военное сотрудничество не ограничивается. 18 тыс. будущих офицеров ВС Азербайджана прошли обучение в турецких военных академиях, а не менее 8 тыс. действующих военнослужащих получили там дополнительную переподготовку. Эти люди составили костяк сил азербайджанской армии во время второй карабахской войны, постепенно вымывая старый состав, имеющий еще российское военное образование. Напомню, во время войны был отстранен и уволен начальник Генерального штаба Наджмеддин Садыков, по слухам, из-за связей с Москвой. Кроме того, постоянно растет число совместных военных учений. Сегодня их проводится около 15 в год.
Надо отметить, что по итогам последней войны, несмотря фактическое появление в Карабахе российской военной базы, происходит вытеснение России из сферы военно-технического сотрудничества.
Вернемся к главному итогу войны – пресловутому коридору, который позволит Турции выйти к берегам Каспия. Напомню, в прошлом году завершилось строительство ЮГК (газопровода из Азербайджана через Турцию в Европу), а Баку и Ашхабад договорились о совместном освоении каспийского месторождения Достлуг, споры из-за которого велись все 30 лет существования этих государств. Это позволяет продолжить коридор в Центральную Азию через Каспий, что фактически является возрождением чисто антироссийского проекта «Набукко», лелеянного американцами.
Только теперь выгодополучатели – турки, которые становятся главным газовым хабом юга Европы. Без России. И транспортный коридор через Закавказье к берегам Каспия открывает Турции безграничные возможности. Возможно, это Эрдоган намерен отметить в Шуше?
Еще немного о военном сотрудничестве. Президент Киргизии Садыр Жапаров во время недавнего визита в Турцию заявил, что власти двух стран планируют усилить координацию по вопросам военного партнерства. Какие именно шаги они планируют предпринять, Жапаров не пояснил, однако подчеркнул, что стране крайне необходима регулярная военно-техническая помощь от союзников для модернизации своих войск.
Простите, а у Киргизии кто союзник? Турция? Или все же Россия? Или это такая игра в многовекторность: состоим в ОДКБ, но оружие покупаем у Турции?
Напомню, в прошлом году МК писал о растущем военном сотрудничестве Анкары с тюркскими государствами Центральной Азии. Той же Киргизии осенью 2020 года была передана партия военной техники и другого войскового имущества. Тогда же было подписано соглашение с Узбекистаном, по которому Ташкент развернул на своей территории производство турецкой бронетехники. Кроме того, Анкара заключила ряд контрактов на поставку техники даже в нейтральный Туркменистан.
Газета сделала неутешительный вывод, что власти Турции планируют создать новый военно-политический блок, и уже скоро лозунг «одна нация – два государства» может превратиться в «одну нацию – пять государств». Разумеется, со столицей в Анкаре. Угроза того, что это произойдет в ближайшее время, безусловно, преувеличена, но Турция явно обозначила свои цели.
И уже начала их реализовывать не только в Азербайджане, который, похоже, попал в очень серьезную ловушку, вырваться из которой будет все сложнее: «братские» объятия с каждым днем все сильнее.
Возвращаясь к декларации, подписанной в Шуше. Уже известно, что речь идет о восстановлении Карабаха (очевидно, это еще один выгодный подряд для турецких компаний), о Зангезурском (Сюникском) коридоре и военном сотрудничестве. В декларации, в частности, говорится, что в случае угрозы или агрессии со стороны третьего государства или государств в отношении независимости, суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ проводятся совместные консультации с целью устранения данной угрозы или агрессии. Предусматривается также организация скоординированной деятельности силовых и командных структур вооруженных сил обеих стран.
Как это понимать? Основа для будущего блока, в котором нападение на одного будет нападением на всех? А что дальше? Военная база? Такие предположения уже встречаются в ТГ-каналах.
А учитывая, что Турция – страна НАТО и связана с альянсом обязательствами, то и турецкая база в Азербайджане будет базой НАТО со всеми вытекающими. Не зря Эрдогана в поездке сопровождает председатель турецкой группы Парламентской ассамблеи НАТО.
А то, что еще один член делегации – не кто иной, как, Халук Байрактар, брат Сельчука Байрактара, основателя производящей БПЛА компании «Байкар», и генеральный директор «Байкара», говорит само за себя. Турция заявляет о начале производства беспилотников уже в самом Азербайджане. Можно не сомневаться, что вытеснение России из сферы ВТС пойдет теперь семимильными шагами.
Да, вот еще что показательно. В Азербайджан турецкий лидер приехал после встречи 14 июня с американским коллегой Д. Байденом на полях саммита НАТО. Эрдоган заявил, что у Анкары и Вашингтона нет нерешаемых проблем и что со стороны Байдена он увидел такую же, как и у Турции, «решимость развивать двусторонние отношения» на взаимных основаниях. На этом фоне совсем не исключено, что турецкий лидер получил карт-бланш на любые действия по вытеснению России из Закавказья и Центральной Азии.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
________________________
Фото: https://info24.ru