Региональное турне исполняющего обязанности помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Рикера по странам Южного Кавказа аналитики трех стран – Азербайджана, Армении и Грузии оценили почти одинаково: США пытаются вернуть себе то влияние и то положение, которое они имели раньше, еще до прихода к власти администрации Дональда Трампа и до второй карабахской войны, после окончания которой геополитическая картина на Южном Кавказе резко изменилась.
В результате достижения перемирия в Нагорном Карабахе и начавшегося процесса урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией значительно усилились позиции России в этих странах. Турция же за последний период проявляла самостоятельность, не согласуя свои действия с нынешней американской администрацией. И только Грузия оставалась «послушным исполнителем» поступающих из Вашингтона рекомендаций и прямых указаний и продолжает подтверждать свою верность «главному стратегическому партнеру». Недаром визиту в Грузию в рамках этого турне придавалось особое значение, и её Ф. Рикер посетил дважды – в начале и в конце своего регионального вояжа.
Заявленные цели и задачи этого турне в каждой стране были разными. Согласно официальной информации Госдепартамента США, Ф. Рикер должен был посетить Тбилиси, Баку и Ереван, чтобы «продвинуть двусторонние и региональные приоритеты и выразить поддержку США демократическому и экономическому развитию во всем регионе».
В Грузии представитель Госдепа должен был обсудить, как заявлено, «полное выполнение соглашения от 19 апреля между грузинскими политическими партиями», а также «продолжающуюся агрессию России против Грузии и оккупацию Грузии», что он, впрочем, и сделал, если судить по официальным заявлениям самого Рикера, сделанным после встреч в Тбилиси. Он неоднократно подчеркивал, что Грузия является «стратегическим партнером» США, и призывал грузинских политиков к подобающему поведению, дабы соответствовать этому высокому положению.
А именно к достижению компромисса во внутриполитических коллизиях, выполнению тех договоренностей, которых они достигли (были вынуждены достичь) при содействии и под настоятельным руководством посольства США и председателя Европейского совета Шарля Мишеля. Речь идет о соглашении от 19 апреля, на основании которого большая часть оппозиционных партий прекратила продолжавшийся более 6 месяцев протест и вошла в парламент.
В Армении и Азербайджане, судя по официальным информациям самого Госдепа и пресс-служб обеих стран, обсуждались «двусторонние приоритеты и вопросы, связанные с нагорно-карабахским конфликтом».
Были у этого визита и «ощутимые результаты». В Грузии после долгого сопротивления, наконец, вошла в парламент «главная оппозиционная сила» - партия экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение». После соглашения от Шарля Мишеля соратники Саакашвили, даже несмотря на «увещевания» своего лидера, от этого шага воздерживались, но на фоне визита Рикера демонстративно появились в стенах законодательного органа и влились в парламентскую жизнь в обычной для себя форме – оппонирования нынешней власти во всех без исключения вопросах.
На этот раз из общего правила было сделано редкое исключение. Правящая партия «Грузинская мечта» в ходе визита Рикера предложила всем входящим в парламент депутатам подписать заявление, подтверждающее приверженность Грузии курсу на интеграцию с НАТО. И этот документ оказался приемлемым для всех парламентариев. В ответ на такие устремления и старания Грузия заручилась обещанием Рикера, что на саммите НАТО будет принят план действий на следующие 10 лет, в котором обязательно учтут достигнутые Грузией на пути евроатлантической интеграции успехи.
Представитель Госдепа в ходе визита в Тбилиси особое внимание заострил на необходимости проведения реформ, особенно в сфере правосудия, и утверждении верховенства закона. Отметим, что реформированием этих сфер занимались все власти Грузии, но состояние дел в системе правосудия западных партнеров все еще не удовлетворяет.
Еще одним достижением визита Рикера в регион стал факт обмена между Арменией и Азербайджаном. В частности, армянская сторона передала Баку карты минных полей в Агдамском районе, а Азербайджан взамен выдал 15 военнослужащих, которых в Ереване считают военнопленными и освобождения которых требовали весь предыдущий период после достижения перемирия в Нагорном Карабахе. В Азербайджане же их именуют не иначе как «диверсантами».
Интересно, что данный факт был преподнесен как итог длительных переговоров, проводившихся между Баку и Ереваном при посредничестве Тбилиси, и этот момент подчеркнули как в Госдепе, так и в администрации правительства Грузии, тем самым «повысив» несколько упавший после карабахской войны статус Грузии как регионального лидера.
«Соединенные Штаты Америки приветствуют освобождение Азербайджаном 15 задержанных армянских лиц и возвращение их в семьи в Армении. Мы также приветствуем решение Армении передать Азербайджану значительную информацию, которая будет способствовать проведению гуманитарных работ по разминированию и предотвращению жертв в будущем. Мы благодарны премьер-министру Ираклию Гарибашвили и правительству Грузии за очень значительную роль, которую Грузия сыграла в содействии осуществлению этого шага, чем приблизила население региона к такому мирному и успешному будущему, которого оно заслуживает», - говорится в специальном заявлении посольства США в Грузии.
По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, региональный визит Рикера, последовавший за визитом в Тбилиси двух американских сенаторов, занимающихся грузинской тематикой, свидетельствует об усилении интереса США к Грузии, и здесь он обсуждал вопросы, которые в администрации Д. Байдена считают важными и нужными.
Эксперт согласен с мнением, что у данного визита были как официально заявленные, так и «скрытые» цели, по поводу которых он высказал лишь общие предположения. «Я могу судить только по той информации, которая имеется в открытом доступе, а что происходило за закрытыми дверьми, мне судить трудно. Наверное, все-таки состоялся разговор о том, чтобы «Грузинская мечта» предприняла более решительные шаги в сторону реформирования системы правосудия, потому что во время пребывания в Тбилиси Рикер несколько раз повторил этот призыв. Наверное, обсуждались и будут обсуждаться в дальнейшем вопросы военно-технического сотрудничества и перспективы еще большего сближения с учетом той ситуации, которая сложилась на Черном море и постсоветском пространстве, а также в отношениях между США и Россией, потому что политика США на постсоветском пространстве, в том числе на Южном Кавказе, всегда рассматривается сквозь призму противостояния с Россией», - отметил З. Анджапаридзе в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии».
По его словам, США пытаются помешать росту влияния России на Южном Кавказе, а Грузия является единственным стратегическим партнером Вашингтона в этом регионе, что неоднократно подчеркивал в ходе своего визита заокеанский гость. «Рикер неоднократно подчеркнул, что Грузия является единственным стратегическим партнером США в этом регионе, и это действительно так. Особенно на фоне новой реальности, наступившей после второй карабахской войны, значение Грузии для США резко возросло. Поэтому сейчас в Вашингтоне будут очень пристально следить за тем, чтобы у нас не было внутренних потрясений, проявлений нестабильности. Им это сейчас явно не нужно. И, думаю, Рикер в ходе встреч с оппозицией пытался убедить ее, чтобы она не прибегала к деструктивным действиям», - заявил З. Анджапаридзе.
В том, что у визита Рикера были не только открыто заявленные цели, не сомневаются и армянские аналитики. По мнению Норайра Дунамаляна, «скрытые цели данного визита присутствуют в контексте новых региональных реалий, в которые США должны вернуться и восстановить определенный статус и влияние на политические элиты региона».
По словам эксперта, после того как президентом США стал Дональд Трамп, произошли довольно большие изменения и определенная изоляционистская политика Трампа «стала одним из факторов начала войны в Карабахе».
По мнению Н. Дунамаляна, на фоне предвыборной кампании и бурных внутриполитических процессов в Армении на визит Рикера особого внимания не обратили. Между тем «перед предстоящей 16 июня встречей Путина и Байдена это турне было своего рода попыткой проведения разведки в различных точках Евразии и Европы».
«США стремились понять, насколько они смогут продолжить свое влияние на процессы в этих регионах и насколько они смогут вернуться в эти процессы. Потому что после второй карабахской войны фактически США и Франция, несмотря на то что они входят в Минскую группу ОБСЕ, выпали из процесса. И главным посредником между Арменией и Азербайджаном остается Россия. Вместе с тем влияние России довольно-таки высоко, и США будут стремиться с помощью определенной политики на разных уровнях вовлекаться в армяно-азербайджанское урегулирование, в том числе в вопросе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, Турцией и Арменией, а также в вопросе восстановления своего влияния на Турцию», - отметил Н. Дунамалян.
По его словам, визит Рикера также был направлен на закрепление успеха в вопросе передачи 15 армянских военнопленных и этот шаг, как и передача армянской стороной карты минных полей в значительной степени могли быть сделаны под давлением американской стороны.
По предположению эксперта, США с новыми подходами демократов ко внешней политике будут продолжать включаться в региональные процессы вокруг России, чтобы продолжать оказывать на нее давление. «Будут использоваться различные сюжеты, в том числе карабахская проблема, для того чтобы или нейтрализовать фактор России, или полностью вытеснить ее. И для этого есть все условия, в том числе в регионе Южного Кавказа», - заключил Н. Дунамалян.
По мнению азербайджанского эксперта Ильгара Велизаде, целью визита Рикера была активизация кавказской политики США и стремление зафиксировать свои интересы в этом регионе. «Мы знаем, что визит Рикера в какой-то мере предварял турне президента Байдена по странам Европы, где он посетил саммит G7, принял участие в саммите НАТО, а 16 июня состоится встреча Байдена и Путина в Швейцарии. Все это свидетельствует о том, что США решили активизировать внешнюю политику и поменять те тренды, которые были присущи предыдущей администрации», - отметил И. Велизаде.
По его словам, на фоне общих информаций об этом визите сегодня сложно сказать, какие именно предложения были озвучены, в том числе в Баку, но ближайшее время покажет, насколько они могут быть реализованы.
«Никол Пашинян недавно сказал, что благодаря целям, достигнутым во время визита Рикера, и при содействии Грузии удалось договориться с Азербайджаном об обмене карты минных полей на военнослужащих, которых они считают заложниками, а мы - диверсантами. Это говорит о том, что Пашинян в данном случае посчитал предложения США более реалистичными и согласился выполнить их. Мне очень странно, почему Пашинян не сделал этого раньше, когда то же самое предлагала российская сторона. Об этом неоднократно заявляли и глава МИД РФ Сергей Лавров, и представитель МИД Мария Захарова. Тем более что на брифинге в марте этого года М. Захарова сказала, что вопрос передачи карт минных полей находится в компетенции российских миротворцев. Почему не удалось передать через миротворцев и почему это было сделано демонстративно после визита Рикера?» - задался вопросом эксперт.
По его мнению, Армения в этом вопросе решила сыграть на стороне США, тогда как для Азербайджана никакого принципиального значения не имело, при посредничестве какой стороны ей будут переданы эти карты.
В Баку ожидают, что после визита Рикера США будут чаще фиксировать желание участия в постконфликтной реальности, но пока не могут предсказать, в какой форме это участие будет проявляться, так как все согласования носят закрытый характер.
Помимо карабахского вопроса, с руководством Азербайджана обсуждался и комплекс других вопросов, в том числе о сотрудничестве в сфере энергетики, безопасности, о ситуации в Каспийском регионе, Передней Азии. И. Велизаде не исключает, что был рассмотрен и афганский вопрос, точнее вывод американских войск и вооружений из Афганистана, так как маршрут транзита этих грузов проходит по территории Азербайджана.
Рикер уехал, но в странах, которые он посетил, осталось ожидание, что США в ближайший период проявят еще большее внимание и еще больше активизируют свои отношения с этим регионом, тем более что на фоне усиления позиций России и непокорности Турции Вашингтону есть над чем поработать.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram