Невод, полный проблем. О рыбном хозяйстве Казахстана - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Невод, полный проблем. О рыбном хозяйстве Казахстана

Блестяще провалив стартовавшую в 2011 году программу «Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота Республики Казахстан» (ожидалось, что в 2020 году поголовье крупного рогатого скота вырастет на 61% и экспорт высококачественного мяса достигнет 180 тыс. тонн, а по факту едва превысил 6 тыс. тонн), агрочиновники активно взялись за развитие рыбного хозяйства. И это понятно. Сегодня в сетях розничной торговли качественную казахстанскую рыбу практически невозможно найти. В лучшем случае это рыба с Балхаша или Алакольсих озер, в худшем с какого-нибудь Сорбулака (озеро-отстойник вблизи Алма-Аты).

 В КазССР работали мощные рыбзаводы и рыбокомбинаты, научно-исследовательские институты и селекционные станции, колхозные и совхозные озерно-прудовые хозяйства, которые обеспечивали население рыбой. К концу 80-х годов улов рыбы на внутренних водоемах республики составлял 85-95 тыс. тонн, из них около половины приходилось на Урало-Каспийский бассейн. Рыба продавалась в любом гастрономе и была дешевле мяса.

 Но пришли иные времена: на месте процветавших рыбных колхозов образовались мелкие артели, и общий объем добычи в республике снизился в разы. Если в советском Казахстане рыбное хозяйство было одной из развитых и доходных отраслей, то к 2003 году оно пришло в полный упадок, и республика оказалась в ситуации, когда население вынуждено покупать импортную рыбу. При этом ее потребление (около 4 кг на человека в год), по данным статистики, оказалось не только ниже других стран (в Японии и Норвегии потребляется 90 кг рыбной продукции, в Европе – 40 кг), но и меньше, чем (12 кг) в СССР. Лишь тогда руководство республики озаботилось проблемами отрасли.

 Разрабатывается и принимается ряд документов: Программа развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы, Концепция развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007-2015 годы, Государственная программа развития рыбного хозяйства РК до 2020 года, Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Однако ни одна из них целевых показателей не достигла.

 В частности, в Концепции указывалось, что «для удовлетворения потребности населения в рыбе и рыбной продукции, необходимо довести объем вылова выращивания товарной рыбы и импорта рыбы до 272 тыс. тонн в год». Увы, из-за недостаточности мер господдержки, неэффективного использования выделенных средств проблемы в рыбной отрасли только усугубились.

 К 2020 году ресурсы республики позволяли вылавливать лишь 35-40 тыс. тонн рыбы (по официальной статистике). Основные промысловые регионы – Атырауская (13,1 тыс. тонн, 29,2% от всего промысла), Восточно-Казахстанская (8,2 тыс. тонн, 18,3%), Кызылординская (7,4 тыс. тонн, 16,4%), Алматинская (6,6 тыс. тонн, 14,6%), Мангистауская (2,3 тыс. тонн, 5,2%) и Туркестанская (2 тыс. тонн, 4,5%) области.

 По состоянию на 2020 год самообеспеченность внутреннего рыбного рынка страны не превышала 60%. Тем не менее свыше 80% официального вылова рыбы экспортируется. Казахстанская рыбная продукция вывозится в Германию, Грузию, Канаду, Литву, Польшу, Россию, Румынию, Таджикистан, Узбекистан, Украину, Чехию. По итогам 2019 года ее экспорт составил 26,9 тыс. тонн на 52,8 млн долларов (в 2016 году 23,7 тыс. тонн на 50,2 млн долларов). И это понятно. Когда есть спрос на мировых рынках, о потребностях собственного населения власти, как правило, забывают.

 К примеру, если в советское время на Зеленом базаре Алма-Аты стояли большие резервуары, в которых плескалась живая рыба, то сегодня в нескольких прилавках-холодильниках лежит преимущественно импортная морская рыба с высокими ценами и скудным выбором. Абсурдная ситуация: рыбы на внутреннем рынке не хватает, но ее продают за рубеж и снова там ее покупают. В результате перекупщики богатеют, а рыба становится населению недоступной.

В текущем году в Казахстане началась реализация государственной программы развития рыбной отрасли до 2030 года. В рамках программы производство рыбной продукции за 10 лет планируется увеличить с 9 тыс. до 270 тыс. тонн, (в 30 раз!), создать селекционно-генетические центры для 4 рыбоводных зон. 545 новых рыбоводных хозяйств, а 323 действующие вывести на проектную мощность. Экспорт рыбной продукции довести с 30 до 136 тыс. тонн в год, импорт снизить с 45 тыс. до 25 тыс. тонн в год.

 Бюджет развития определен в 541,3 млрд тенге, но основную сумму в 345 млрд тенге должны составить частные инвестиции. В новой программе планируется возмещение 25% расходов при инвестиционных вложениях на приобретение техники и оборудования для рыбоводных хозяйств и 30% стоимости затрат на корма для рыб (карповые, осетровые, лососевые). По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева, в стране имеется 15 рыбопитомников, которые на 12% обеспечивают молодью карповых видов рыб и на 66% молодью осетровых, потребность в рыбопосадочном материале составляет 2,5 млрд штук.

 Возникает вопрос, почему, провалив реализацию предыдущих программ, республиканские и региональные власти вдруг бросят все силы на выполнение очередной? Неужели катализатором в «рыбном прорыве» станет осознание восстановленным (на этот раз при министерстве экологии, геологии и природных ресурсов) комитетом рыбного хозяйства перспективности ведения этого вида деятельности?

 Мировой спрос на рыбу действительно растет, но он растет на рыбу, выловленную в естественных водоемах. Однако госпрограмма ориентирована на развитие в основном искусственного (фермерского) выращивания рыбы, с помощью которого намерены компенсировать истощение запасов рыбы в естественных водоемах. Между тем уверенности в том, что эта продукция будет востребована за рубежом, нет. Такой продукции там в избытке, и она дешевле казахстанской.

 Острой проблемой является нехватка кормов, современного оборудования, кадров. Последний дефицит казахстанские вузы восполнить не в состоянии в силу слабой подготовки специалистов-рыбоводов, определяемой невысокой квалификацией преподавательского состава. В программе не предусмотрены и меры борьбы с браконьерством, а ведь, по данным экологов, в настоящее время незаконный вылов рыбы, более чем втрое превышая официальные цифры, оценивается в 170-200 тыс. тонн.

 Проигнорирована и возможная нехватка воды в южных регионах республики. Туркестанская (лидер по искусственному выращиванию рыбы с 69% от общего объема) и Кзылординская области уже визуально наблюдают резкое обмеление второй по величине водной артерии Центральной Азии Сырдарьи.

 Получит ли в таких условиях отрасль те объемы частных инвестиций, на которые рассчитывают чиновники? Смогут ли они вытащить невод, набитый проблемами рыбной отрасли, и разобраться с ними? Как показывает практика реализации предыдущих подобных программ, вряд ли намеченное громадье планов (при высоких коммерческих рисках) не окажется очередным «распилом» бюджетных средств и очередным «кирпичом» в азартно создаваемых чиновниками бумажных «Нью-Васюках».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3546
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика