Сумел ли президент Кыргызстана получить турецкие инвестиции? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Сумел ли президент Кыргызстана получить турецкие инвестиции?

9-11 июня президент Кыргызстана находился с трехдневным визитом в Турции. Этот четвертый зарубежный визит Садыра Жапарова был самым продолжительным. Стороны отметили высокий уровень двухсторонних отношений, заверив в дружбе и развитии двухсторонних связей между странами. Тем не менее большинство договоренностей носили скорее рабочий, чем стратегический характер. Большое внимание уделили гуманитарной сфере, Реджеп Эрдоган, как обычно он это любит, говорил об общих тюркских корнях двух народов.

Накануне визита таинственно исчез Орхан Инанды. Он – этнический турок, принявший гражданство Кыргызстана, чтобы избежать депортации в Турцию. Является сторонником известного проповедника Фетхуллаха Гюлена, возглавлял в Кыргызстане сеть образовательных учреждений «Сапат». В причастности к его похищению подозревают турецкие спецслужбы. Напротив посольства Турции в Бишкеке регулярно проходят митинги педагогов и учеников «Сапата». Если выяснится причастность спецслужб к данному инциденту, то это грозит серьезным дипломатическим скандалом.

Тем не менее, хотя тему О. Инанды не стали обходить стороной, оба президента предпочли не придавать ей большого значения. Эрдоган отверг какую-либо причастность к исчезновению директора «Сапата», а также упомянул, что пропавший был связан с организацией FETO, которая в Турция считается террористической.

«Мы надеемся и дальше укреплять наши братские связи с Кыргызстаном. Мы подтвердили это в ходе переговоров. Мы обсудили все вопросы – от борьбы с террористическими организациями, в первую очередь с FETO, до вопросов регионального сотрудничества», – заявил Р. Эрдоган.

Личные связи и оборона

Политолог из Кыргызстана Алмаз Тажыбай в интервью «Ритму Евразии» поделился своим мнением о важности поездки Садыра Жапарова в Турцию.

«Жапаров не так давно вступил в должность, и ему необходимо лично познакомиться с лидерами других крупных региональных игроков, – считает А. Тажыбай. – До этого у него были поездки в Казахстан и Узбекистан, а первый визит по традиции совершил в Россию. Безусловно, переговоры с Эрдоганом для президента имели большое значение, ему необходимо устанавливать личные доверительные отношения.

Также необходимо отметить, что после вооруженной агрессии Таджикистана 28-29 апреля мы находимся в состоянии перманентного кризиса. Причем этот кризис наложился на непрекращающуюся пандемию и вызванные этим экономические проблемы. Поскольку Кыргызстан – небольшая страна, для нас всегда важно думать об экономике. Во время визита в Турцию Жапаров заключил ряд договоренностей, посмотрим, сможет ли наше государство реализовать их на практике.

Естественно, обсуждали и вопросы военной помощи Кыргызстану со стороны Турции. Подробностей мы не знаем, потому что это закрытая информация. Но я думаю, что не стоит ожидать каких-то грандиозных поставок современных вооружений, как это было с Азербайджаном. Анкара поставила Баку множество БЛП, с помощью которых азербайджанцы смогли военным путем отбить большую часть Карабаха.

Нам на такие поставки рассчитывать не стоит, потому что Азербайджан – богатая страна и может позволить себе покупать такую дорогостоящую технику. В нашем случае поддержка Турции в защиту нашего суверенитета важна в первую очередь с моральной точки зрения. В начале мая в Чон-Алайском районе произошли очередные провокации со стороны Таджикистана, и здесь Россия, к сожалению, каким-либо образом не может влиять на Душанбе. Поэтому Кыргызстан в этом конфликте вынужден искать альтернативного союзника.

– Исчезновение руководителя образовательных учреждений «Сапат» Орхана Инанды как-то повлияло на данный визит?

– Садыр Жапаров официально спрашивал о нем, а турецкие власти ответили, что ничего не знают об Инанде. Пока нет никаких доказательств, что его похитили турецкие спецслужбы. Хотя всем известно, что турки в разных частях мира похищали личных врагов Эрдогана. Поэтому этот вариант тоже исключать нельзя.

  Даже если Эрдоган действительно не был в курсе данного инцидента, то в любом случае это было ему выгодно. Потому что сам факт исчезновения Инанды (представителя конкурирующей турецкой группировки) положительно повлиял на встречу двух президентов.

С другой стороны, сейчас ученики, выпускники и педагоги «Сапата» митингуют и требуют найти пропавшего директора. Известно, что Инанды получил кыргызстанское гражданство и был награжден нашим правительством. Таким образом, у определенной части населения падает доверие к президенту в отношении принципов соблюдения прав человека и обеспечения безопасности граждан Кыргызстана.

Неформально договориться

Другой политолог из Кыргызстана Денис Бердаков сообщил «Ритму Евразии», что Жапаров попытался договориться о турецких инвестициях, но пока не известно, удалось ли ему это сделать.

«В свой первый визит в Турцию Жапаров взял с собой жену и большую делегацию из нового кабинета министров, это важные особенности, которые не всегда были во время визитов в другие страны. Стороны подписали ряд соглашений, они хоть и нужные, но скорее протокольные и технические. С размахом дали старт Году совместной культуры, какие-то вещи в сфере медицины, сельского хозяйства, эти соглашения были просто составной частью официального визита, – отметил Д. Бердаков. – Намного важнее было показать высокий уровень двухсторонних отношений, наладить личностные связи как с самим Эрдоганом, так и с ключевым турецким бизнесом. Во время переговоров было достигнуто какое-то общее понимание по ряду важных вопросов, и прежде всего со стороны бизнеса. Кыргызстан сейчас крайне нуждается в новых больших инвестициях.

Важный момент заключается в том, что с турецким бизнесом провели встречи не только наши министры, но и сам президент. Надо отметить, что турецкие предприниматели, в отличие от своих коллег из других стран, очень хорошо работают на кыргызстанском рынке. Сказывается близкая лингвистическая связь, многие турецкие бизнесмены очень быстро переходят на кыргызский язык. Много турецких бизнесменов женятся на кыргызстанках (это тоже немаловажный фактор). В итоге они прекрасно понимают наш менталитет и успешно конкурируют в бизнес-среде Кыргызстана.

Встреча Садыра Жапарова с бизнес-сообществом Турции

Схожесть религии и менталитета делает турецкий бизнес очень гибким, въедливым, работоспособным и эффективным. Турки успешно работают по всей республике, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, там, где нет больших проблем с местным населением (в крупной горнорудной отрасли у всех есть проблемы различного характера и сложностей). Это касается производства товаров народного потребления, строительства, сферы общепита, услуг и т. п. Поэтому с их стороны могут быть довольно большие, точечные и вполне работоспособные инвестиции, которые могут создать много рабочих мест.

Поэтому для турецкого бизнеса важно было встретиться и поговорить с первым лицом государства. Пожалуй, это было самое важное во время визита Жапарова в Турцию, хотя это и не слишком широко освещалось в СМИ. Через несколько месяцев мы поймем, поверил турецкий бизнес в Кыргызстан или нет. Важно понимать, что для Турции Кыргызстан важен. С одной стороны, как выход на Китай, с другой – как важный логистический и гуманитарный хаб для работы во всей Центральной Азии.

Турция также выразила готовность открыть свою промышленную зону в Чуйской области, вот это сообщение как раз сильно прошло в СМИ. И действительно, если турецкому бизнесу предоставить землю, коммуникации, хороший налоговый и административный режим, он способен создать мощнейший драйвер роста на всю экономически развитую Чуйскую долину.

В сфере сельского хозяйства турецкий софт может работать, например, на молокоперерабатывающих заводах, турецкие бизнесмены готовы передавать эти технологии. Взамен на доступ к экологически чистым продуктам. Например, большую часть фасоли в Кыргызстане скупают турецкие бизнесмены, перерабатывают у себя на родине, делают большую наценку и продают куда-нибудь в Германию. Тут схемы логистически налажены, их можно мультиплицировать.

– Как развитие отношений между Кыргызстаном и Турцией могут повлиять на региональную безопасность?

– Думаю, что никак. Все-таки Центральная Азия – это довольно автономный регион, где каждое государство ориентируется на отдельный вектор развития. Каждая страна играет с набором геополитических игроков, таких как Китай, Россия, США, Европа, Турция, Иран. Поэтому та военно-техническая помощь, которую окажет Турция, будет, конечно же, важна для нашей армии, но не будет ключевой. Собственно, ни сам Кыргызстан, ни другие страны-партнеры не позволят здесь сильно ухудшить военно-политическую безопасность всего региона.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

____________________________

Фото: https://www.kp.kg

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2537
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика