Газопровод «Северный поток – 2» на протяжении всего периода строительства вызывал и продолжает вызывать истерию у ряда стран Европы. Его противники не раз заявляли о том, что данный проект является сугубо политическим и направлен в первую очередь на энергетическое подчинение ЕС России. Главную скрипку в этом всегда играли западные соседи РФ, а также США и Великобритания. Для каждой из этих стран «СП-2» был и остается неприемлемым проектом, бороться с которым нужно до победного конца. При этом в ряде случаев инструменты такой борьбы выглядят странно.
Например, после инцидента 23 мая с посадкой в Минском аэропорту самолета ирландской авиакомпании Ryanair в парламенте Великобритании заявили, что рассмотрят вопрос о введении санкций против газопроводов «Северный поток – 2» и «Ямал – Европа». Британские политики напрямую связали их с источниками финансирования Россией Александра Лукашенко, против которого сегодня в Европе развернулась настоящая война. Глава британского МИД Доминик Рааб заявил, что странам Запада необходимо изучить вопрос о том, как лишить белорусского лидера власти, так как он слишком тесно сблизился с Кремлем. Позже Белоруссию и «СП-2» связала и кандидат в канцлеры ФРГ от зеленых Анналена Бербок. По ее словам, режим Лукашенко удерживается только «за счет поддержки Кремля», а «СП-2» является «центральным геополитическим вопросом», который должен рассматриваться в совокупности с ситуацией вокруг Белоруссии. Подобные заявления в ряде случаев выглядят неуместно, особенно на фоне того, что даже США признали невозможность остановить строительство российского газопровода.
На практике официально не оставляют надежд на заморозку «СП-2» лишь Украина, Польша и страны Прибалтики. Правда, в Киеве уже стали отдавать себе отчет, что все их предыдущие потуги окончились ничем и теперь необходимо искать новые возможности навредить России и заставить ее не отказываться от транзита своего газа по украинской территории. Как заявил недавно Владимир Зеленский, «Северный поток – 2» отключит Украину от поставок газа и «по меньшей мере от трех миллиардов долларов в год», вследствие чего стране «будет не на что содержать армию». Поэтому неслучайно завершение строительства первой ветки «СП-2» и позиция значительной части стран Запада, которых в Киеве все еще считают готовыми защищать украинские интересы, подтолкнули власти Украины к поиску альтернативных путей противодействия России.
В частности, в украинской столице вдруг заговорили о том, что готовы рассмотреть возможность компенсации от Москвы за запуск «СП-2». Зазвучали слова и о возможности передачи Киеву части акций газопровода и включения Украины в международный консорциум по контролю за его работой. При этом украинские политики, не имея возможности остановить строительство «Северного потока – 2», готовы организовать целую кампанию по снижению его рентабельности. С этой целью планируется убедить Брюссель применить меры по блокированию части мощности «СП-2» по примеру ограничений для газопровода-отвода OPAL (соединяет «Северный поток» с газотранспортной системой (ГТС) Центральной и Западной Европы). Как заявил недавно министр энергетики Украины Герман Галущен, Киев для защиты своей ГТС рассматривает несколько направлений борьбы с реализацией «Северного потока – 2», в первую очередь за счет сокращения на основании европейского законодательства его пропускной способности. По мнению украинского министра, у ЕС «такая опция есть».
Маршруты «Северного потока» и OPAL
Формально у Киева есть основания для таких заявлений. Известно, что пропускная способность OPAL составляет 36 млрд кубометров в год, а сам газопровод уже лишил Украину и Польшу значительной части транзитных платежей от России. Поэтому неудивительно, что именно Варшава была одним и активных лоббистов применения к OPAL требований 3-го энергопакета ЕС. Согласно ему, объекты энергетической инфраструктуры государств Евросоюза должны быть независимы от компаний-производителей электроэнергии или энергоресурсов. Для OPAL это вылилось в требование резервирования до 50% его пропускной мощности для прокачки газа от «альтернативных поставщиков», что физически невозможно, поскольку газ по нему идет только из России по «Северному потоку». Однако на практике оказалось, что окончательно решить данный вопрос невозможно. За последние годы ЕС то запрещал, то вновь разрешал российскому газопроводу работать на полную мощность. В настоящее время из-за непрекращающихся судебных разбирательств вопрос снова повис в воздухе.
Само по себе предложение Украины по применению к «СП-2» ограничений согласно 3-му энергопакету имеет две стороны. С одной – юридически такой вариант вполне возможен. Брюссель может начать процедуру рассмотрения данного вопроса, так как на это имеются вполне прямые основания, пока не идет речи о допуске к «СП-2» альтернативных поставщиков, кроме «Газпрома».
С другой стороны, выполнение на практике подобных решений крайне затруднительно. Во-первых, в «СП-2» заинтересована Германия и многие ведущие страны ЕС. В мае немецкий канцлер Ангела Меркель выступила за скорейшей ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2», поскольку страна испытывает необходимость в газе. Особенно остро на себе ФРГ, как и ряд других европейских стран, прочувствовали это в нынешнем году. Из-за холодной зимы поставки газа в Европу из России увеличились почти на 30%, а на фоне роста потребления электричества заполненность газовых хранилищ в ЕС резко снизилась – на 25% ниже среднего пятилетнего значения. С учетом резкого роста потребления газа в Азии это даже позволило «Газпрому» сохранить стоимость своего голубого топлива в ЕС на довольно высоком уровне – в середине июня она превышала $360 за тысячу кубометров.
Как отмечают аналитики, в обозримом будущем с учетом продолжающейся в ЕС политики по снижению использования угля потребность стран континента в голубом топливе будет только расти, и закрыть ее ни СПГ из США, ни сама Европа не сможет. Для примера можно напомнить, что, согласно официальному коммюнике Нидерландов, летом 2022 года может быть полностью прекращена добыча природного газа в границах бассейна Гронинген. Таким образом, Европа недосчитается 25 млрд кубометров газа. Физически заменить такой объем можно только лишь при сохранении и наращивании поставок из России. При этом стоит подчеркнуть, что в подобной ситуации снова на повестке дня встанет вопрос об использовании украинской ГТС.
Во-вторых, с учетом потребностей в углеводородах, в настоящее время в ЕС не видно серьёзной альтернативы СП-2. Реализация иных проектов, которые бы могли составить ему конкуренцию, сегодня все еще под вопросом. В частности, можно напомнить, что Польша, которая пытается стать своеобразным газовым хабом в Восточной Европе и заработать на этом, является главным лоббистом строительства трубопровода Baltic Pipe, планы на который Варшава имеет еще с 2001 года. Это газопровод, который должен подключиться к норвежской газотранспортной сети, может транспортировать газ из Норвегии через Данию в Польшу. Оператор Saipem планировал начать работы в конце июня и ввести проект в эксплуатацию до 1 октября 2022 года, то есть к истечению контракта Варшавы с «Газпромом». Однако эти планы разрушила Дания, которая отозвала 2 июня разрешение на работу, сославшись на недостаточно исследованные экологические последствия. Местные экологи обеспокоены тем, что данный газопровод повредит лесным и летучим мышам. Таким образом, вопрос о частичной диверсификации газовых поставок в Европу сегодня отложен до лучших времен, и когда они наступят, с условием набирающей политического влияния в ЕС зеленых» неизвестно.
В-третьих, даже если планы Украины и ее партнеров по противодействию «СП-2» и получат юридическое оформление, у России есть несколько путей выхода из ситуации. Один из них – судебные тяжбы, как и в случае с OPAL. Как известно, сейчас данный газопровод, несмотря на принятые постановления и ограничения в ЕС, полностью загружен. Кроме того, Россия вполне может продавать газ трейдерам до границы, не попадая под директиву и выполняя все требования ЕС. Это может привести к незначительным потерям, однако в качестве выхода из положения вполне приемлемо.
Все вышеуказанное свидетельствует о том, что нынешние попытки остановить как строительство, так и работу «СП-2», по всей видимости, обречены на провал. В том или ином виде газопровод будет введен в эксплуатацию, так как в этом заинтересовано большинство ведущих игроков ЕС. Более того, с учетом возможного сокращения газодобычи в Европе и ростом его потребления Москва и Брюссель вполне могут найти компромисс. Будет ли в нем место украинской ГТС, перед которой с 2025 года (окончание контракта на транзит между «Газпромом» и «Нафтогазом») маячат серьезные трудности, вопрос открытый. Поэтому нынешняя истерия Киева вполне понятна – украинские власти боятся потерять к себе внимание и опасаются, что вопрос о транзите российского газа в ЕС будет решен без их участия.
В условиях, когда у Украины закончились инструменты влияния на ситуацию вокруг «СП-2», Киеву только и остаётся, что продолжать напоминать о себе, создавая возмущение в информационном поле. Никаких практических последствий украинским властям это не принесет. Теперь Киеву придется ждать, какое решение между собой примут Евросоюз и Россия, и пытаться приспособиться к надвигающейся новой реальности.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram