Литва предпринимает отчаянные усилия, чтобы организовать блокаду построенной «антидемократическим режимом Лукашенко» Белорусской АЭС. Однако ирония судьбы заключается в том, что сама Литовская Республика, на законодательном уровне отказавшись от производимого на БелАЭС электричества, по факту его вынуждена потреблять. Но одновременно Вильнюс пытается устроить Минску и другие всевозможные неприятности. В частности, Литва добивается перекрытия белорусского транзита через Евросоюз, хотя сама же первая и будет за это расплачиваться.
Энергетическая блокада
Ещё задолго того, как белорусы ввели в эксплуатацию свою АЭС в Островце, Литва законодательно постановила, что покупать электричество с неё не будет – и склонила к тому же и остальные страны Балтии. После того, как принципиальное согласие на этот счет было достигнуто, осталось воплотить его в жизнь. Дело в том, что ещё с советских времен существует энергетическое кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия – Россия – Эстония – Литва – Латвия) объединяющее энергосистемы этих стран. Прибалты намерены выйти из БРЭЛЛ и синхронизироваться с остальным ЕС, но это вопрос ещё как минимум нескольких лет. Соответственно встала задача: как отгородиться от «плохого» белорусского электричества, но при этом продолжать закупать энергию у России? В Прибалтике приступили к разработке системы сертификации электроэнергии, которую регион покупает в СНГ.
Но как именно должна выглядеть подобная «сертификация»? Так, в начале ноября 2020-го глава латвийской государственной Комиссии по регулированию общественных услуг Роланд Ирклис пояснил, что отныне Россия, имеющая межсетевое соединение с Белоруссией, обязана будет предоставлять подтверждение того, что электроэнергия, поставляемая в Латвию из РФ, не белорусского происхождения. Вскоре литовский оператор Litgrid тоже сообщил о том, что вместе с латвийским AS Augstsprieguma tīkls и эстонским Elering AS согласовал методику, по которой у импортированной из России электроэнергии должна быть гарантия происхождения, что она выработана не белорусскими производителями.
Однако литовские эксперты забили тревогу – они усомнились, что подобные методики окажутся эффективны. Бывший министр энергетики Жигимантас Вайчюнас признал, что он, по его словам, стоял перед «тяжелым выбором». Как утверждает экс-министр, «самый лучший из возможных сценарий – не финансировать Беларусь, другие сценарии были ещё хуже». В чём же проблема? Дело в том, что после того как Литва с запуском БелАЭС перестала приобретать белорусскую электроэнергию, «торговая площадка» из Вильнюса переместилась на биржу в Латвии, а там белорусское электричество могут перепродавать российские компании.
В Вильнюсе назвали ситуацию «поражением». Литовские линии электропередач остались открыты для эстонских и латвийских торговцев, нагрузка в этом направлении ограничена в пределах 62%. Это тот «компромисс», о котором договорился министр Вайчюнас. Единственная другая возможная альтернатив – разрешить эстонцам и латышам торговать с Белоруссией безо всяких ограничений и продавать электричество Литве. Поэтому, по словам Вайчюнаса, всё что оставалось – договориться хоть о каких-то ограничениях. По его словам, важно «не дать денег белорусам, а когда будет синхронизация с европейскими сетями, прекратим торговлю полностью».
В начале января новый министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис рассказал, что соседняя Латвия по-прежнему торгует белорусской электроэнергией, которая поступает и в Литву. «Государственная служба регулирования энергетики совершенно ясно заявила, что электроэнергия, которая сегодня поступает в Литву, закупается у Белоруссии и закупается на Рижской бирже… Факт остается фактом: латыши торгуют белорусской электроэнергией», – заявил Крейвис. По его мнению, Россия может «злоупотреблять» своим положением. «Там нет сертификатов, там есть лишь справки. РФ выпишет латышам сертификаты, что это российское электричество. Но это ничего не значит и ничего не доказывает», – стращал Крейвис.
В январе он привел и конкретные цифры. По его мнению, Литва по вине латышей на тот момент уже закупила электричества из Белоруссии почти на 4 млн евро. «Последние цифры показывают, что 50% всей электроэнергии, а это 77 миллионов киловатт-часов, которые поступают через литовско-белорусскую перемычку, являются белорусскими, а вторая половина – из России. Ровно столько же закупается на латвийской бирже. Эта электроэнергия физически проступает не в Латвию, а через нашу границу в Литву. Поскольку у нас очень большой дефицит электроэнергии, мы ее используем и платим за нее», – заявил Крейвис на заседании литовского парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне.
Сами себя перехитрили
Ещё один болезненный удар по позиции официального Вильнюса нанесла группа европейских регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSREG). Ранее она дала белорусскому Госатомнадзору рекомендации в сфере безопасности и посоветовала включить их в Национальный план действий. Литва ухватилась за этот факт и постаралась выжать из него все возможное. «Органы ядерного регулирования, проведя стресс-тесты, однозначно сообщили о выявлении 12 существенных нарушений, которые достаточно серьёзны и опасны и могут привести к аварии. Белорусы не только не предприняли никаких мер по их устранению, но и продолжают отписываться и готовятся к запуску атомной электростанции», – говорил в прошлом году тот же Д. Крейвис.
После этого эксперты ENSREG еще раз посетили Белоруссию, обследовали атомную электростанцию в Островце и в начале марта опубликовали предварительный отчет. «Для Литвы их выводы неутешительны: прогресс достигнут в рассмотрении всех рекомендаций, связанных с приоритетными вопросами безопасности. Вероятно, после этого господин Крейвис не сможет безосновательно обвинять белорусов в том, что они игнорируют выводы европейских органов ядерного регулирования: ENSREG сама разоблачила этот фейк. Ни международное агентство по атомной энергетике, ни его европейский аналог не видят причин паниковать из-за запуска БелАЭС. Паникует только Литва. Министерство внутренних дел республики проводит социологические опросы на тему "ядерной катастрофы": 38% респондентов знают, как вести себя в случае аварии на БелАЭС, 44% заявили о готовности прожить 72 часа, не выходя из дома. Результаты, прямо скажем, неутешительные. Население нужно запугивать активнее!» – иронизирует политолог Алексей Ильяшевич.
На днях Д. Крейвис заявил, что его страна инициирует правовой процесс, который позволит республике перенять управление перемычками линий электропередачи (ЛЭП) с Белоруссией. По его словам, таким образом Литва приступает «к возвращению суверенитета» в сфере электроэнергии. Других подробностей глава литовского Минэнерго не привел и пообещал сообщить их позже. Он привел данные оператора LitGrid о том, что в этом году Литва закупила в Белоруссии электроэнергии на 16 млн евро, в том числе с БелАЭС. «На сегодняшний день мы видим, что сколько Беларусь производит, столько и потребляет. Но есть в течение дня, в течение ночи определенные небольшие моменты, когда попадает определенное количество электроэнергии в Литву, которое выше потребления Беларуси. Оно небольшое, но это всё равно позволяет утверждать, что данная электроэнергия в Литве есть», – отметил министр энергетики страны.
А. Ильяшевич тоже отмечает, что физический поток электроэнергии из Белоруссии не был остановлен по той причине, что Литва просто перенесла точку торговли в Латвию, на Рижскую биржу. «Предыдущий министр энергетики Жигимантас Вайчюнас говорил, что это позволяет выполнять закон. Формально, по документам поставки идут уже не из Беларуси, а из Латвии. В итоге литовцы переплачивают за "латвийское" электричество. Точно так же, как украинцы переплачивают за "европейский" газ, который по факту российский. Но это ещё не все. Поскольку по документам Литва получает белорусское электричество из Латвии, для него нужно резервировать соответствующие мощности на границе между двумя странами. Использовать их для поставок из Эстонии и Финляндии нельзя», – констатирует политолог.
В результате, по его словам, в Литве возникает искусственный дефицит электроэнергии. «С одной стороны, Литва переплачивает за белорусское электричество, закупая его через латвийских посредников. С другой – резервирует мощности для несуществующих потоков электроэнергии, из-за чего цены снова ползут вверх. О каких суммах идет речь? На этот вопрос попытался ответить замминистра иностранных дел Литвы Альбинас Зананавичюс: по его подсчетам, один год работы этой схемы обойдется литовцам – внимание! – в 100 миллионов евро. Литва, конечно, во всем винит соседнюю Латвию: дескать, она в одностороннем порядке применяет новую методику торговли электроэнергией с третьими странами. Но это не совсем так. Методика была согласована министрами энергетики всех трёх прибалтийских республик. Просто потом в Литве прошли выборы, на которых победила оппозиция. И она отказывается играть по новым правилам. Но сделать ничего не может», – отмечает эксперт.
Не энергетикой единой…
Атомная энергетика – не единственный «фронт», на котором Литва, сражаясь с Белоруссией, показательно «стреляет себе в ногу». На днях министры иностранных дел стран ЕС пришли к соглашению о секторальных санкциях для белорусской экономики. На встрече в Люксембурге главы МИД поддержали меры, направленные против важных источников доходов Белоруссии – экспорта калийных удобрений, табачных изделий, нефти и ее продуктов, финансового сектора. В частности, как предполагается, будет остановлен экспорт через страны ЕС производимых в Белоруссии удобрений.
В числе государств, которые обеими руками голосуют за расширение европейских санкций против Минска, оказалась и Литва. Вильнюс не останавливает даже то, что санкции больно ударят и по самой Литве, ведь свои удобрения «Беларуськалий» везет на экспорт именно через территорию этой прибалтийской республики. Но литовские правители считают, что ради «торжества демократии» такой мелочью, как транзит, можно и пожертвовать.
Премьер-министр Ингрида Шимоните подчеркивает, что Вильнюс, даже невзирая на все негативные последствия для себя, будет добиваться как можно более жестких антибелорусских санкций. Тут нужно отметить, что «Беларуськалий» до сих пор возил свою продукцию на экспорт через порт в Клайпеде, пользуясь услугами «Литовских железных дорог». Погрузку этих удобрений в Клайпеде производит предприятие Biriu kroviniu terminalas («Терминал насыпных грузов») – 30% его акций принадлежит «Беларуськалию». В связи с этим глава порта в Клайпеде Альгис Латакас признает, что влияние санкций и на гавань, и на всю транспортную цепочку будет очень серьезным, так как поставки из Белоруссии составляют более 30% всего грузооборота порта.
Характерно, что даже власти Литвы при всей их оголтелости сначала побаивались санкций против «Беларуськалия». В декабре прошлого года экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, находясь в Вильнюсе, призвала Литву отказаться от сотрудничества с этим предприятием. На это старший советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите уклончиво отметила, что сей вопрос, дескать, требует «дополнительных дискуссий». При этом она подчеркнула, что «с санкциями мы не хотим перегибать палку, особенно когда они воздействуют на гражданское общество, с которым мы хотим иметь наилучшие отношения и которое мы поддерживаем».
Сейчас, правда, А. Скайсгирите заговорила по-иному. Она предложила: «Наш порт и железные дороги потенциально должны подумать о большей диверсификации сейчас, потому что очевидно, что ситуация будет меняться. И им следует подумать о том, как восполнить пробел, который возникнет, когда Беларусь направит свои грузовые потоки через Россию».
Но президент Ассоциации морских грузовых компаний Литвы Вайдотас Шилейка предупреждает, что Клайпеде будет сложно найти замену белорусским удобрениям, поскольку они являются специфическим грузом и составляют большой процент от всего объема перевалки. В любом случае в выигрыше оказывается Россия. До сих пор «Беларуськалий» не хотел пользоваться услугами российских портов – в этом случае транспортное плечо для грузоотправителей из Белоруссии удлиняется, затраты на обслуживание вагонов увеличиваются.
Но теперь факторы, мешающие переориентации «Беларуськалия» на российские порты, отменяются – Литва сама собирается его вытолкнуть. И это при том, что «Беларуськалий» – один из главных клиентов и кормильцев литовского порта: каждая четвертая тонна грузов, которые здесь обрабатываются, это именно белорусские удобрения. До сих пор Клайпеда – в отличие от соседних Риги и Вентспилса – сохраняла неплохие показатели: именно за счёт белорусских грузов. Но теперь Вильнюс в своей «священной войне с тираном Лукашенко» сам пилит сук, на котором сидит…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram