Курорты стран ЕАЭС: если хотим успеха, надо развивать скоординированно - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Курорты стран ЕАЭС: если хотим успеха, надо развивать скоординированно

В текущем году вводится в действие впервые разработанный проект «Евразийское курортное кольцо». Его реализация обеспечит комплексное развитие курортно-туристической инфраструктуры в ЕАЭС-регионе с освоением его разнообразных лечебных ресурсов. Не сбрасываются со счетов и финансовые выгоды стран Союза при реализации столь комплексного проекта.

Презентация проекта состоялась 15 июня с. г. на Всероссийском форуме «Здравница-2021». Отмечено, что его окупаемость и в целом эффективность впрямую зависят от скоординированности как ценовой политики стран-участниц в их курортной сфере, так и страновых проектов по развитию инфраструктурного обеспечения «Евразийского курортного кольца».

Речь идет о координации экспертной, финансовой, цифровой и нефинансовой поддержки участников отрасли санаторно-курортного лечения и отдыха стран ЕАЭС. Профильные структуры по реализации проекта с российской стороны – Национальная курортная ассоциация и оргкомитет конкурса «Регионы-устойчивое развитие»; с казахстанской – Национальная курортная ассоциация. Со стороны Кыргызстана в проекте участвует Ассоциация национальных курортов, от Белоруссии – Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Армения пока не определилась со своим участником-партнером в рамках данного проекта.

Общее количество курортно-туристических объектов и ассоциированных участников проекта превышает 4,2 тыс. организаций. Но пока не имеется официальной информации о том, будут ли обладать реальными полномочиями вышеупомянутые профильные структуры стран ЕАЭС, например по согласованию и (или) совместному регулированию курортных расценок.

Директор Центра развития ЕАЭС Александр Мундт уточнил, что евразийское партнерство в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха «структурировалось нами в рамках запроса от бизнес-сообщества, пострадавшего от антипандемических ограничительных мер». Что же касается межгосударственной поддержки проекта, она, по словам эксперта, распространится на все сферы курортно-туристической отрасли стран Союза. Однако А. Мундт не пояснил, идёт ли речь о конкретной программе развития этой отрасли в ЕАЭС-регионе или о финансировании сугубо национальных программ по её развитию.

Впрочем, Анна Беличенко, глава оргкомитета конкурса «Регионы-устойчивое развитие» (РФ), внесла некоторую ясность в эти вопросы: одна из задач «Евразийского курортного кольца» (ЕКК) – это «повышение качества проектного управления и доступности проектного финансирования». В свою очередь, глава Национальной курортной ассоциации (РФ) Александр Разумнов уточнил, что в рамках проекта предусмотрена взаимопомощь в привлечении финансирования «для технологической модернизации санаториев и пансионатов – в рамках «единого окна» – на территории стран ЕАЭС».

Всё же для предотвращения хаотичного развития курортной сферы стран Союза представляется целесообразным именно «закольцевать» евразийский курортный проект сообразно с его названием. Точнее целесообразна разработка сезонных/ежегодных балансов внутрисоюзного спроса-предложения на конкретные виды курортного лечения, видов туризма (оздоровительный, познавательный, экологический) и туристических маршрутов. Иначе имеется риск, что новые курортно-туристические мощности, создаваемые вне таких балансов, окажутся незаполненными и, значит, нерентабельными.

Кстати, свежий тому пример: отчёт Счетной палаты РФ (май с. г.) по экономическому развитию Северного Кавказа за истекшие 5 лет. Отмечено, что массированные инвестиции в курортные, особенно горнолыжные, кластеры региона не окупаются, в том числе из-за отсутствия исследований по спросу на эти кластеры. Хотя такими исследованиями должны сопровождаться любые инфраструктурные и в целом экономические проекты.

В то же время природные курортно-лечебные ресурсы стран ЕАЭС освоены, по многим профильным оценкам (2017-19 гг.), самое большее на 40%. В том числе в РФ – не более чем на 60%, в Казахстане – максимум на 50%, Кырзызстане – максимум на треть, а в Армении – более чем на 60% (ввиду избытка бальнеологических курортов и ресурсов на ограниченной территории страны). Зато в Белоруссии этот показатель – не ниже 80%, благодаря растущей государственной поддержке здравоохранения и курортно-туристической сферы этой страны.

Поддержка включает в том числе субсидирование цен на лечение и отдых на курортах Белоруссии как для её граждан, так и для иностранцев; продуманную (а не «шапкозакидательскую») рекламу белорусских лечебно-туристических объектов.

Примечательно, что опыт именно такой рекламы в последние годы перенимают в Поволжье, российском Северо-Западе, Нечерноземной и Черноземной зонах Европейского региона РФ, что способствует росту заполняемости ряда местных курортов.

Материальный аспект в поощрении внутреннего туризма не менее актуален. Как отмечалось на одном из недавних семинаров в ТПП РФ по развитию внутреннего туризма, российская практика возвратности 20% средств, затрачиваемых россиянами на отдых в РФ, целесообразно распространить на все страны ЕАЭС. То есть имеется в виду 20%-ная возвратность средств на отдых граждан одной страны Союза в другой стране ЕАЭС.

Но для реализации этого подпроекта наверняка потребуется объединенный союзный фонд субсидирования внутреннего отдыха/туризма. А во избежание диспропорций в объемах таких («возвратных») платежей востребован единый ценовой коридор по путевкам на отдых и лечение в странах Союза. Если точнее, соответствующие цены должны быть одинаковыми или хотя бы взаимно схожими при пересчете по курсам национальных валют стран ЕАЭС.

В свою очередь, этот вопрос решается двумя путями: первый, если турагентства будут взаимно согласовывать свои расценки на туры в регионе Союза, и второй – если при создании для ЕКК межгосударственного пула турагентств их расценки будут согласовываться/регулироваться на межгосударственном уровне. Второй вариант представляется наиболее действенным, если речь идет об интеграционном стимулировании внутреннего туризма. И, соответственно, о скоординированном развитии курортно-туристической сферы ЕАЭС.

Очевидно и то, что нужна 100%-ная идентичность медицинской документации в странах Союза – во всяком случае, в той её части, где прописываются рекомендации по конкретным видам санаторно-курортного лечения. Это тоже поспособствует большей заполняемости курортных объектов в ЕАЭС-регионе.

Также немаловажен вопрос о стоимости транспортного сообщения. Известно, что в пассажирских перевозках между Россией и большинством стран экс-СССР цена, например, железнодорожных билетов (особенно в высококомфортных вагонах) на 10-25% ниже в обоих направлениях, если покупать билеты в тех странах. Такая ситуация сохраняется со второй половины 90-х, что, разумеется, затрудняет «ближний» туризм. Но будут ли совместно регулироваться расценки на транспортное сообщение с курортно-лечебными объектами (и в обратном направлении) в ЕАЭС-регионе – пока неясно.

Словом, успешное формирование «Евразийского курортного кольца» зависит от многих взаимосвязанных друг с другом факторов. Понимание этой взаимозависимости – пожалуй, главное условие полноценной реализации проекта ЕКК, давно востребованного в Евразийском союзе.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4678
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика