Россия двигалась на пути сотрудничества с Европой в логике построения объединенной Европы, но на Западе возобладал подход к расширению НАТО, написал в своей статье, посвященной 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны, Владимир Путин.
Впрочем, стоит отметить, что логика расширения НАТО возобладала не только в Европе. По большому счету коллективный Запад реализует стратегию на окружение России «санитарным кордоном» из недружественных стран, имеющих на своей территории американские и натовские военные объекты и способные стать плацдармами для нового «крестового похода» против нашей страны. В этом плане логика Запада за прошедшие 80 лет не изменилась.
Ранее Владимир Путин рассказал о том, что Россия озабочена ситуацией в Центральной Азии из-за вывода войск США из Афганистана. По его словам, ситуация в регионе, складывающаяся после вывода войск США из Афганистана, вызывает опасения. «Американские войска выходят из Афганистана. Это у нас совсем рядом. У нас военная база в Таджикистане находится. Как мы будем выстраивать отношения по этому направлению? Как будем обеспечивать безопасность в регионе? Это очень важный практический вопрос», – сказал президент России.
Действительно, очень хороший вопрос: как мы будем обеспечивать безопасность в регионе. Потому что кроме нас – некому. Сразу после окончания советской афганской кампании и распада СССР единственной преградой, вставшей между окончательно обрушившимся в пучину гражданской войны Афганистаном и бывшим союзными республиками стала российская 201-я дивизия. Начавшаяся вскоре гражданская война уже в Таджикистане наглядно продемонстрировала риски для всего региона оказаться втянутыми в неконтролируемый хаос.
Формирование ОДКБ для среднеазиатских республик стало гарантией их безопасности.
Ситуация изменилась после ввода американских войск в Афганистан, когда тем удалось нанести быстрое военное поражение талибам. Однако американцы так и не смогли добиться главного – принести мир на эту землю. И как это ни парадоксально, относительная стабильность в стране достигалась именно благодаря американской оккупации, прекращение которой неизбежно вновь разожжет пламя гражданской войны. А это угроза соседям: бывшим советским республикам, Ирану, Китаю, Пакистану.
Понятно, что российские военные вновь оказываются единственной силой, способной сохранять стабильность на границах ОДКБ. Но справятся ли они?
Очевидно, именно так рассуждают те, кто думает вернуть в регион американские базы. Ситуация к этому располагает, и многочисленные вояжи американских чиновников в регион говорят о том, что Вашингтон хочет навязать свои «защитные» услуги местным правительствам, убеждая в неспособности России защитить их.
В начале мая американская газета The Wall Street Journal сообщила, что США рассматривают возможность размещения выведенных из Афганистана войск в Узбекистане и Таджикистане. Если с Таджикистаном все сложно просто потому, что там наша база и это страна ОДКБ, то Узбекистан членом организации не является и ему формально ничего не мешает принять американцев. Хотя Ташкент от таких планов и открестился.
Армия США в таком случае убивает сразу двух зайцев. Во-первых, решает проблему размещения выводимых из Афганистана сил – все понимают, что отправить их домой всех разом просто нереально. Во-вторых, решает еще более важную стратегически задачу – не допустить того, чтобы Узбекистан вновь стал членом ОДКБ.
Кстати, членство в ОДКБ Казахстана и Киргизии в начале американской кампании в Афганистане их не особо смущало и эти страны вполне себе предоставляли территорию для посадки американцев и даже для полноценной военной базы. Однако тогда не возражала Россия, а сейчас ситуация иная. И тот факт, что Москва создает объединенную систему ПВО с Таджикистаном, что выглядит вполне оправданным на фоне ухода американцев из Афганистана, можно со стороны интерпретировать как ставку Москвы на Душанбе. Это может отвернуть Бишкек от России. Вопрос о выходе из ОДКБ там уже поднимался в местном парламенте, и к этому надо относиться серьезно. Именно так медленно, но верно США привыкли менять внешнеполитический вектор государств на противоположный.
Так или иначе, если за Бишкек и Душанбе можно сейчас сильно не переживать, то вот Ташкент может не удержаться от соблазна. Тем более, повторю, для Вашингтона жизненно важно не допустить возвращения в ОДКБ этого наиболее динамично развивающегося государства региона с самой сильной армией.
В последнее время о возможности присоединения Узбекистана не только к ОДКБ, но и к ЕАЭС, где РУз обладает статусом наблюдателя еще с конца прошлого года, говорится много, и совершенно ожидаемо, что США попытаются этого не допустить. И в этом им активно содействуют турки, которые при всех разногласиях с США остаются страной НАТО, пусть у них отдельные интересы в регионе, но главный из них полностью совпадает с американским – потеснить Россию, Китай и Иран.
Кстати, есть и еще одна страна, возвращение которой в ОДКБ еще недавно прочили многие, – это Азербайджан, который, напомню, вступил в организацию в 1993-м на фоне поражения в Карабахе. Однако ментальную битву за Азербайджан Россия тогда проиграла Турции, которая активно начала окучивать Баку, насаждая идеологию «одна нация – два государства», в 1999-м Азербайджан из ОДКБ вышел и с тех пор непрерывно дрейфовал в турецкую сторону.
Это процесс все эти годы только ускорялся, апофеозом стала вторая карабахская война, которую Баку не смог бы выиграть без помощи Анкары. И закреплением результатов этой асимметричной дружбы стала недавно заключенная Шушинская декларация, фактически закрепляющая создание нового военного блока и регламентирующая создание на территории Азербайджана турецкой военной базы.
И это не может не беспокоить Москву, какими бы хорошими ни были наши отношения с Турцией и Азербайджаном. Потому что турецкая база – это база НАТО. И любые провокации с ее участием могут привести к столкновению с этим блоком.
«В любом случае открытие объектов военной инфраструктуры стран – членов альянса вблизи наших границ является поводом для нашего особого внимания, а также причиной для наших шагов, необходимых для обеспечения нашей безопасности и наших интересов», – заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Не очень понятно, правда, что мы можем тут сделать для предотвращения напряженности. Несмотря на то, что Реджеп Эрдоган заявил, что Ильхаму Алиеву надо будет согласовать вопрос размещения базы с Владимиром Путиным, едва ли мнение Москвы всерьез на что-то повлияет, это скорее дипломатический реверанс очень в духе НАТО: да это вообще не против вас, чего вы беспокоитесь?
Вот и по поводу ракет в Польше и Румынии Брюссель и Вашингтон уверяли, что это не против России, как это знакомо.
Следующими кандидатами в НАТО, кстати, могут оказаться (да на словах уже пребывают в этом статусе почти полтора десятка лет) Грузия и Украина. Обе страны до сих пор не в альянсе исключительно из-за нежелания Запада переходить красную черту в отношениях с Россией. Однако в последние годы мы именно это (переход того, что вчера считалось красной чертой, а сегодня для НАТО является нормой) наблюдаем, и в скором времени ситуация может измениться.
Для Грузии формальным поводом не пускать ее в альянс остаются территориальные проблемы, но стоит Тбилиси отказаться от Абхазии и Южной Осетии, преграды будут сняты. Конечно, убедить Грузию отказаться от земель, за которые они воевали, будет непросто, но прошедшие накануне выборы в Армении показали, что это возможно. Ведь смог же Никол Пашинян одержать победу на выборах, несмотря на поражение в войне. Совершенно очевидно, что голос за него фактически означает голос за отказ от Карабаха в обмен на впервые за годы независимости предложенный образ будущего без вечной войны и изоляции. А пару лет назад мог бы кто представить подобное? Вот и в Грузии скоро вполне могут созреть предпосылки, над этим нужно просто поработать, а американцы это умеют.
И вот вам – военная база НАТО в Азербайджане, военная база НАТО в Грузии, после этого Армении просто можно помахать ручкой, как и нашей базе там. Сомнительно, что эта страна – кто бы там ни был у власти – долго протянет, будучи отрезанной от своего союзника, и не поддастся искушению стать частью «цивилизованного мира», как это на наших глазах происходит с Сербией, проигравшей Западу и стремящейся стать его частью.
Потеря Кавказа и Средней Азии будет означать замыкание «санитарного кордона» вокруг России. Остается Белоруссия, попытки оторвать которую от России Запад будет лишь усиливать. Ну и Украина, которой НАТО не светит по причине боязни европейцев связываться со столь токсичной страной. Но кто вам сказал, что опасность представляет только натовская база? База вполне может быть просто американской, для этого не обязательно вступать в альянс. Пример – Япония, где уже размещены ракетные установки, нацеленные якобы на Китай и КНДР, но, понятное дело, что и на нас.
На прошлой неделе экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко заявил, что Киеву не стоит рассчитывать на НАТО, надо создавать собственные ракеты, способные долететь до Урала. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что Украина такие ракеты не создаст – не хватит ни денег, ни специалистов. Помочь могут американцы. Но они, очевидно, хорошо запомнили слова российского президента о нанесении ответного удара по центрам принятия решений. Очевидно, Романенко тут просто пускает «пыль в глаза», мол, это мы сами, а не американцы. Так что, если завтра новейшие ракеты, до степени смешения похожие на американские, появятся в Харьковской или Черниговской области, можно не удивляться. Конечно, в наш век для войны хорошо отработают и ракеты, расположенные в Румынии или Японии, но на Украине-то – лучше, ближе к российским центрам.
Безусловно, не факт, что все это будет использовано по назначению – вон в Прибалтике базы НАТО уже сколько лет и вроде бы жить можно. Но согласитесь, жить в полном вражеском окружении как-то не очень комфортно. Вот только что мы еще можем успеть сделать до воплощения этого сценария? Вопрос пока подвисает в воздухе.
Тем более что натовцы уже не стесняются откровенно провоцировать нас своими силами, как это было на днях с британским эсминцем возле Крыма.
Понятно, что Лондон тут играет свою игру, что они проверяли нас на вшивость: рискнем ли мы применить силу? Если бы не рискнули, это был бы сигнал, значит, можно все. Теперь он поняли, что можно не все, но кое-что все же можно. И от планов по военно-политической изоляции России они не откажутся. А их сателлиты из числа наших бывших соотечественников гораздо лучше, если что, справятся с ролью камикадзе. А главное – охотнее.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram