Со времен горбачевской «гласности» излюбленной темой кликуш из национальных республик (позже – постсоветских суверенных государств) была мантра «Россия нас грабит». Именно на педалировании этой темы строится с тех пор любая антироссийская истерия, направленная против интеграционных процессов, запущенных сегодня на пространстве бывшего СССР.
А как же дела обстоят в реальности? Кто в действительности грабит, а кто – помогает?
Друг познается в беде
Пожалуй, самой актуальной темой в мире остается пандемия коронавируса. На этом фоне заметен разительный подход к борьбе с ней, применяемый «цивилизованным, передовым Западом» и «отсталой, дремучей Россией». Даже к вакцинации коллективный Запад подошел с точки зрения не только выгоды, но и оказания политического давления: обеспечение стран вакциной поставлено в зависимость от их лояльности Евросоюзу и США, а конкурирующие препараты сталкиваются с многочисленными препонами на пути к людям. Включая ограничения, введенные на въезд лицам, уже привитым «идеологически неправильной» российской вакциной.
С самого начала пандемии российские медики приступили к оказанию помощи республикам Центральной Азии в борьбе с заболеванием. В регион не только направлялись специалисты, но и передавались, и оперативно корректировались протоколы лечения больных. Хорошо известно о настоящих «десантах» российских врачей в Казахстан, широком применении онлайн-консультаций коллег из ЦА российскими специалистами.
И Казахстаном дело не ограничилось. Например, в июле 2020 г. в Бишкек было направлено почти 50 врачей из Москвы и Уфы, доставлены тесты на Covid-19, аппараты искусственной вентиляции легких, кислородные концентраторы, запас средств индивидуальной защиты и препаратов. В июне этого года начались безвозмездные поставки в Кыргызстан российской вакцины «Спутник V», а ранее РФ предлагала запустить ее производство непосредственно в КР.
Россия первой оказала помощь в борьбе с эпидемией Таджикистану. И речь не только об экспресс-тестах, поступивших в республику еще в феврале 2020 г., но и помощи медиков и разработчиков антиковидной вакцины. В декабре прошлого и начале нынешнего Таджикистан получил из России три мобильные микробиологические лаборатории экспресс-диагностики инфекционных заболеваний.
Помощь РФ в поставках медикаментов, аппаратов ИВЛ, индивидуальных средств защиты позволила Узбекистану избежать роста заболеваемости Covid-19 среди населения, а также нивелировать социально-экономические потрясения, считает руководитель Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте РУз Бахтиер Мустафаев. «Как стратегический партнер, как союзник Россия оказывала и по сей день оказывает всемерное содействие в плане медицины и экономики странам регионов, в том числе Узбекистану. В результате предпринятых мер нам удалось избежать взрывного, неконтролируемого роста заболеваемости и социально-экономических потрясений», – заявил он. В отличие от западных стран, Российская Федерация еще в марте этого года предложила организовать выпуск в Узбекистане своей вакцины «Спутник V». Помимо Узбекистана, соглашение о выпуске «Спутника V» подписано с Казахстаном.
После консультаций с разработчиками антиковидных препаратов зарегистрировал уже две российские вакцины и приступил к их закупке даже Туркменистан, известный своим специфическим отношением к эпидемии коронавируса. Оказывает Российская Федерация Туркменистану и гуманитарную помощь в борьбе с эпидемией лекарственными средствами, комплектами защитной одежды, масками и медицинским оборудованием.
Финансовая помощь
Эпидемия даже самого опасного заболевания, конечно, важнейший повод для помощи друзьям и соседям. Но это вовсе не значит, что Россия «проснулась» лишь после того, как беда постучалась в ворота. Российская Федерация по-прежнему придает большое значение Центрально-Азиатскому региону и активно вкладывает в него деньги.
По словам замглавы МИД РФ Андрея Руденко, «суммарный объем российских накопленных инвестиций приближается к $50 млрд, в Казахстане – $36 млрд, в Узбекистане – около $10 млрд, в Таджикистане – $1,5 млрд. Эти цифры опровергают бытующий в последнее время тезис о том, что у России якобы нет экономических интересов в Центральной Азии и Россия якобы собирается оттуда уходить или теряет интерес, это совершенно не так. Уходить оттуда мы не собираемся и не уйдем».
Оказывает Россия и безвозмездную помощь странам региона. Как уточнил А. Руденко, в период с 2008 по 2019 год странам Центральной Азии была предоставлена безвозмездная финансовая помощь только на двусторонней основе в размере свыше 4,2 млрд долларов США. Кумулятивный эффект от нее суммарно составил около 3 трлн рублей.
Помимо двусторонней помощи, РФ активно помогает по линии ООН, Всемирного банка, Евразийского экономического союза. Если учитывать и это, то помощь Москвы странам региона превысила 6 млрд долларов. И это не считая списанных Россией задолженностей. К примеру, для Киргизии сумма списания составила 488 млн долларов, для Узбекистана – 865 млн.
Получают страны региона и косвенные доходы от предоставленных Россией экономических льгот. Например, Киргизия благодаря беспошлинным поставкам нефти и нефтепродуктов получила дополнительно почти 2 млрд долларов, около 200 млн долларов составили дополнительные доходы Таджикистана.
В декабре 2020 г. правительство России выделило Киргизии $20 млн на безвозмездной основе для компенсации дефицита бюджета. В целях поддержания продовольственной безопасности в июне в КР из РФ завезли более 2 тыс. тонн сахара-песка и 506 тонн растительного масла, которые распределяют среди уязвимых слоев населения.
На поддержку экономики республики в период коронакризиса Таджикистан получил от Евразийского банка развития льготный кредит в размере $50 млн. Средства предоставлены на 20-летний срок, с 10-летним льготным периодом под процентную ставку в 1%. В первый год ставка составит 0,25%. На улучшение медицинской помощи матерям и детям в Таджикистане Россия выделила 900 тыс. долларов. Еще около 1 млн долларов составила гуманитарная помощь финансово уязвимым семьям школьников в Таджикистане,
Соглашение об оказании безвозмездной технической помощи в развитии системы налогового администрирования и совершенствовании системы государственной кадастровой оценки подписано в апреле нынешнего года между Россией и Узбекистаном. Сумма помощи составит $60 млн.