Процессы, как общественно-политические, так и социально-экономические, происходящие в новообразованных государствах, появившихся на политической карте после распада СССР, со временем должны стать обязательным предметом глубокого исследования и изучения как на академическом, так и на других уровнях. Однако определенные итоги и выводы можно и даже необходимо подвести уже сегодня. Необходимость эта объясняется тем, что в целом ряде случаев ожидаемого развития и прогресса не наблюдается в принципе. Вместо этого ряд государств – бывших союзных республик по целому ряду ключевых показателей демонстрируют значительный регресс по итогам прошедших 30 лет.
За годы советской власти Молдавская ССР, получив возможность развиваться быстрыми темпами, стала процветающей промышленно-аграрной республикой, которая снабжала практически весь Союз овощами и фруктами. Но случившийся в 1991 году распад СССР, стремительное разрушение производственного и научно-технического потенциала привело к кардинальному ухудшению социально-экономической ситуации. Не обошла эта участь и Молдову.
Несмотря на то, что во всех бывших союзных республиках присутствовало понимание необходимости сохранения старых экономических связей, пришедшие к власти национальные элиты стремились отхватить кусок «независимости» пожирнее. Это, в свою очередь, чаще всего было связано с решениями, которые преследовали исключительно личную выгоду новых правителей и их ближайшего окружения. Процессы разрыва политических, экономических, культурных и других связей поощрялись и спонсировались новыми «друзьями» с Запада, которые рисовали перед вскарабкавшимися на независимые «престолы» новоявленными «царьками» радужные перспективы пути к благосостоянию через тесное сотрудничество с Западом.
Но вышло (да и не могло не выйти) совсем наоборот. В двух бывших союзных республиках, Молдове и Украине, в последние несколько лет процессы регресса стали особенно очевидными. Это, в частности, выразилось в том, что обе страны по показателям ВВП на душу населения заняли два предпоследних места в европейском рейтинге, где ниже двух бывших советских республик находится только непризнанное государство Косово.
Кроме этих двух государств, в число аутсайдеров по этому показателю входит и Грузия, которая, как известно, еще в 2009 году вышла из состава СНГ. А после 2014 года это «лидерство» уже возглавила Украина. К ней по показателям падения подтянулась и Молдова. И во многом одной из главных причин подобного провала их экономик стали так до сих пор и неурегулированные национальные вооружённые противостояния.
Кроме этого, нельзя не отметить тот факт, что именно эти три страны остались членами программы «Восточное партнерство» и совсем недавно на уровне министров иностранных дел подтвердили свое желание следовать в этом «фарватере», подписав соглашение о так называемом Ассоциированном трио.
Можно ли считать совпадением тот факт, что и Молдова, и Украина, и Грузия, являющиеся флагманами среди бывших советских республик в области проевропейского направления развития (за исключением прибалтийских республик) и подписавшие договор об ассоциации с Евросоюзом, находятся в таком бедственном экономическом положении?
Концентрируясь на Республике Молдова, следует отметить, что деградация основной отрасли страны – аграрной приняла удручающий характер. В годы советской власти республика была общепризнанным всесоюзным садом и огородом с самыми передовыми технологиями возделывания и производства для тогдашней, казалось, могучей страны СССР.
В первые годы нежданно-негаданно полученной независимости и последовавшего за этим безалаберного разгосударствления всего и вся сельское хозяйство Молдовы уже в первое десятилетие после ликвидации колхозов и совхозов не только утратило свой научно-технологический потенциал, но и в преобладающей мере трансформировалось в примитивное мелкотоварное производство.
При этом из сформированных путем внедрения под патронатом USAid программы земельной приватизации 192,9 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств 189,5 тыс. до настоящего времени располагают площадью сельхозугодий менее 10 га. Да и производство скота и птицы на убой (в живом весе) в крестьянских хозяйствах до сих пор составляет 54,2%, яиц – 56,6%, а молока вообще 93,5% от производимого в стране! Что в свою очередь является главным сдерживающим фактором не только во внедрении современных технологий и повышении конкурентоспособности производимого, но и в уровне доходов производителей и оплаты их труда.
При этом следует учесть, что падение экономического потенциала в Молдове началось уже в 1990 году, когда ВВП к 1989 г. сократился на 2,4%, а минимум в 33,2% был зарегистрирован в 1999 году. Пока по многим показателям национальная статистика не подвела итоги 2020 года. А вот в 2019 году по отношению к 1989-му ВВП Молдовы всё ещё составлял 79%. За эти годы в значительной мере было сведено на нет производство семенного и посадочного материалов, выращивание племенного скота и птицы, которые ещё три десятилетия назад были значимой статьёй экспорта, а сегодня в основном импортируются.
Тем не менее ситуация в сельском хозяйстве выглядит все-таки оптимистичнее, чем в промышленности. В республике, некогда производившей интегральные микросхемы, высокоточную технику, трактора и измерительные приборы, сейчас с гордостью рассказывают об открытии предприятий, производящих комплекты электрических проводов для автомобилей. Промышленные предприятия преобразованы в так называемые технопарки, которые, по сути, представляют собой гигантские складские комплексы.
Разумеется, следом за примитивизацией в организации производственных процессов сократилась и востребованность в прикладных научных исследованиях. И этот депрессивный тренд наиболее адекватно отражается в таком обобщающем показателе, как удельный вес затрат на науку и инновации в ВВП. Так, если объёмы их финансирования к ВВП с 2000 по 2008 год последовательно нарастали, достигнув 0,6%, то в последующие годы эта доля становилась всё меньше и меньше и в 2019 году составила лишь 0,24%. В развитых странах эти показатели стремятся к 2-3%. При этом в последние годы мировыми лидерами с 4,2-4,3% удельных затрат на науку стали Израиль и Южная Корея.
Да, в стране предпринимаются определенные попытки развивать экономику страны, используя географическое положение Молдовы и привлекая различные возможности для создания выгодной логистики на основе Джурджулештского порта и аэропорта в Маркулештах. С целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест были организованы семь свободных экономических зон. В СЭЗ растёт и число субзон, достигшее 34.
Однако очевидно, что реальный прогресс в развитии экономики РМ может быть достигнут только при одном условии – взвешенной и сбалансированной политике, которая направлена на развитие взаимовыгодных отношений как с Востоком, так и Западом. К сожалению, приверженцы европейского пути развития Молдовы всячески подчёркивают своё неприятие развития взаимовыгодного сотрудничества с Россией, по сути, одобряя все вводимые против неё санкционные меры. Тем самым они тормозят процессы развития страны, которая по уровню бедности все глубже погружается на дно европейского рейтинга.
Именно эту причину, а не только высокий уровень коррупции следует считать главным препятствием в развитии государств, которые уже длительное время живут «на разрыв» между двумя геополитическими блоками.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram