Электоральные процессы, в виде открытых, честных и свободных выборов, некогда служившие основой демократических обществ, на современном этапе все чаще становятся средством внешнего влияния на формирование в различных странах режимов, подконтрольных западным правительствам.
Особенно часто подобное использование электоральных процессов встречается на территории новообразованных государств, возникших после распада СССР, а также в странах Восточной Европы.
Республика Молдова не является исключением в этой ситуации, и прошедшие 11 июля досрочные парламентские выборы стали еще одним подтверждением этого правила.
Результаты досрочных выборов в парламент Молдовы.
В выборах участвовали 22 партии и блока и один независимый кандидат. Явка избирателей превысила 48,41%. Пропрезидентская партия «Действие и солидарность» (PAS) получила 52,8% голосов. За блок «Коммунисты и социалисты» проголосовали 27,17% избирателей. В парламент прошла также партия «Шор», набравшая 5,74%. Остальные не смогли преодолеть избирательный порог.
Парламент РМ состоит из 101 депутата. PAS получит парламентское большинство и сможет формировать правительство. Тем не менее партии не удалось набрать 67 мандатов, что позволило бы вносить поправки в Конституцию. У блока «Коммунисты и социалисты» – 32 места, еще 6-7 мандатов получит «Шор».
Результаты прошедших выборов обусловлены во многом предшествующими событиями. В первую очередь это победа в ноябре прошлого года на президентских выборах председателя проевропейской партии PAS Майи Санду. В парламентской республике, такой как Молдова, пост президента не является сильной должностью, дающей возможность проводить свою политику, если эту политику не поддерживает парламентское большинство. Именно такая ситуация и сложилась после победы Санду на президентских выборах.
В парламенте существовало ситуативное большинство Партии социалистов и партии «Шор», которое поддерживало правительство во главе с Ионом Кику. При участии этого парламентского большинства был принят ряд социальных законов, облегчавших ситуацию в стране на фоне пандемии коронавируса. Однако деятельность правительства была серьезно осложнена как экономическим и социальным кризисами, вызванными пандемией, так и очень сильной засухой, которая ударила по основной хозяйственной отрасли Молдовы – аграрной.
Эти обстоятельства оказались на руку новому главе государства, которая еще до инаугурации заявила о своем намерении переформатировать парламент страны и на волне успеха президентских выборов добиться парламентского большинства для своей партии PAS. Правда, для этого Санду пришлось прибегнуть к помощи заявлений и действий, не совсем корректных с точки зрения Конституции. Она дважды выдвигала на пост премьер-министра кандидатуры представителей PAS – Натальи Гаврилицэ и Игоря Гросу. В первом случае за кандидатуру Гаврилицэ не проголосовал НИ ОДИН депутат парламента, в том числе и представители PAS, во втором случае голосование вообще не состоялось по причине отсутствия кворума. Было очевидно, что эти кандидатуры выдвигались вовсе не для формирования правительства, а для формальной процедуры, необходимой для роспуска парламента.
Кроме этого, Санду не выполнила конституционную норму по выдвижению на пост премьера кандидатуры Владимира Головатюка, предложенной парламентским большинством. Однако с помощью Конституционного суда, подконтрольного проевропейским партиям, Санду получила возможность распустить парламент в конце апреля и назначить досрочные парламентские выборы на 11 июля.
Пропрезидентская партия PAS сразу же четко обозначила свои цели, объявив, что на выборы пойдет в одиночку, не вступая ни с кем в предвыборные блоки, как это было на парламентских выборах 2019 года, когда партия Санду объединилась в блок ACUM с Платформой DA Андрея Нэстасе. В этот раз PAS обозначила свое лидерство на правом фланге, не желая ни с кем делить триумф и преимущества в случае победы. Более того, от некоторых функционеров пропрезидентской партии прозвучали заявления о том, что правому флангу молдавской политики следовало бы сплотиться и сработать в избирательной кампании только на PAS.
Что касается самой избирательной кампании, то нынешняя предвыборная гонка была связана с многочисленными нарушениями избирательного законодательства, многие из которых являются весомыми поводами для того, чтобы Конституционный суд не утвердил результаты выборов. В первую очередь нарушения связаны с открытием избирательных участков за пределами Молдовы. В связи с тем, что проевропейские партии добивались открытия как можно большего числа избирательных участков в Западной Европе и неоднократно обжаловали действия ЦИК в суде, открытие участков состоялось за две недели до выборов при законодательной норме не менее чем 35 дней.
Также по решению Апелляционного суда без всяких оснований за три дня до выборов было сокращено число участков для голосования граждан Молдовы, проживающих в Приднестровском регионе. Это решение было принято по жалобе одного из депутатов Платформы DA, однако в последний день накануне выборов Высшая судебная палата по апелляции ЦИК отменила решение Апелляционного суда.
Еще одна особенность прошедшей избирательной кампании, которую необходимо отметить, – это беспрецедентный уровень вмешательства, который проявил посол США в Кишиневе Дерек Хоган. Начиная с того, что он присутствовал в здании администрации президента в то время, когда М. Санду проводила консультации с парламентскими фракциями по вопросу назначения кандидата в премьеры, и заканчивая его регулярными встречами с Центральной избирательной комиссией, лидерами правых политических партий, генеральным прокурором и даже руководством Службы информации и безопасности Молдовы. Во всех случаях посол США неизменно проводил линию на необходимость победы пропрезидентской партии «для развития демократии в Молдове».
Кроме этого, содействие победе PAS на парламентских выборах оказывал и целый ряд европейских структур, финансируя многочисленные НПО, которые становились посредниками для финансирования PAS и вели предвыборную агитацию за пропрезидентскую партию. Общая сумма средств, выделенных западными структурами для избирательной компании PAS, оценивается в 56 млн евро.
И, наконец, одним из основных факторов, обеспечивших итог прошедших в воскресенье выборов, стало голосование молдавской диаспоры в Европе, в котором приняли участие около 200 тыс. человек. Это голосование сопровождалось многочисленными нарушениями: организованным подвозом избирателей, что запрещено Избирательным кодексом, и голосованием по просроченным документам. В преддверии выборов Санду совершила визиты в Германию и Италию – европейские страны с наиболее многочисленными молдавскими диаспорами, и основной темой переговоров в ходе этих визитов являлись именно вопросы организации и проведения голосования на выборах.
Все эти факторы и обусловили те результаты выборов, о которых сказано выше. С получением партией PAS парламентского большинства, на наш взгляд, можно считать состоявшимся ползучий прозападный переворот. Прогнозы на дальнейшее развитие ситуации в Молдове выглядят крайне пессимистичными на ближайшие год-два.
Явно последует «зачистка» государственного аппарата в целях освобождения мест для сторонников PAS. При этом во внимание будет приниматься вовсе не компетентность кандидатов, а исключительно приверженность партийным интересам и лично лидерам партии. Будет предпринята попытка полностью взять под контроль судебную систему страны. Возможно развитие событий по украинскому варианту с полной зачисткой оппозиционного поля. В первую очередь это коснется политических сил, выступающих за сотрудничество Молдовы с Россией.
В то же время PAS совершила и ряд серьезных ошибок, которые уже в ближайшем будущем могут нанести серьезный удар по пропрезидентской партии. Главная ошибка – она не пожелала сотрудничать с другими проевропейскими партиями, которые по итогам выборов не прошли в парламент и теперь поставлены на грань исчезновения. Последние будут явно атаковать PAS, которая, оставшись одна, во-первых, взяла на себя всю ответственность за положение в стране в крайне сложной и неблагоприятной ситуации и, во-вторых, будет персонифицировать в себе все зло и все проблемы Молдовы.
В этих условиях говорить о том, что партию PAS ждет спокойная четырехлетняя парламентская каденция, не приходится. И скорее всего, после того, как PAS сыграет свою роль в полном переподчинении государственного аппарата под внешнее управление Запада, это политформирование «сольют» и на авансцену будет выдвинута новая прозападная политическая сила.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
_______________________
Фото: https://cenzura.md/