Д. Евстафьев о многовекторности лидеров Турции и постсоветских стран Евразии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Д. Евстафьев о многовекторности лидеров Турции и постсоветских стран Евразии

На вопросы «Ритма Евразии» отвечает профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Евстафьев.

Шёлк и масло, капнутое на бумагу, – узнаёте политика?

– Турецкий президент Реджеп Эрдоган возвращение Крыма в Россию назвал «аннексией». Понимая, что вопрос по статусу Крыма решен, Турция тем не менее выразила готовность принять участие в саммите «Крымская платформа».  При этом турецкая элита чётко понимает, что данный шаг не может не отразиться на российско-турецких отношениях… 

– Эрдоган в контексте Крыма – это не наша главная проблема, особенно по сравнению с Эрдоганом в контексте Кавказа. Использую следующие символы: Эрдоган – это шелк и масло, капнутое на бумагу. Шелк становится того оттенка, какого оттенка свет, принимая цвет света. Он такой, каким ему позволяют быть. Масло на бумаге распространяется через поры в бумаге, а Эрдоган распространяет свое влияние там, где испытывает наименьшее сопротивление. Сейчас наименьшее сопротивление оказывает Кавказ, причем Южный, где он встречает деградирующие общества (Грузию и Армению) и где Эрдоган «освещает» свет.

А Крым… Зачем ему идти в заведомо рискованном направлении, где бонусы, конечно, есть, но можно и по морде получить? Он уже пытался «сломать модель» в Восточном Средиземноморье (вокруг Кипра) и пришлось делать даже не один, а полтора шага назад. А нас после трех циклов «бодания» в Идлибе «султан» побаивается.

Россия в его восприятии – уж точно не бумажный тигр. Поэтому Эрдоган будет всячески на словах показывать свою нацеленность на Крым, более того, подыгрывать хватающемуся уже практически за любую соломинку руководству Украины в антироссийской (и конкретно антикрымской) риторике, даже продаст Киеву беспилотники, Но на практике… Нет, конечно, поставить под свой контроль Крым Эрдоган очень бы хотел. Но не сейчас, в момент явного кризиса своей политики внутри страны, и не платя за это слишком дорогую цену.

Реально, если что Эрдогана в Северном Причерноморье и интересует, то это Приднестровье и дельта Дуная. Вот это реальный геополитический актив, который откроет дорогу к восстановлению былого величия.

 И с учетом ситуации на Украине и в Молдове этот рывок будет происходить в «порах бумаги». Мы, я думаю, даже не представляем себе масштабы политической и социальной деструкций в этом секторе Причерноморья.

И если бы только Крым…

– Дмитрий Геннадьевич, интерес представляет ваша точка зрения на вопрос непризнания Крыма постсоветскими странами Евразии. Надо отдать должное, в Генассамблее ООН антироссийскую резолюцию они не поддержали, но и официально не признают Крым. Хотя по большому счёту признание или непризнание Крыма другими государствами юридического значения не имеет, так как Крым – субъект РФ, а не государство. Как долго вопрос будет упираться в политический контекст, в котором присутствуют США, ЕС и Турция?

– А это важно? Мне кажется, это не имеет принципиального значения. Страны постсоветского пространства, включая страны ЕАЭС, – это «ведомые», за исключением двух – Узбекистана и Азербайджана, самостоятельный геополитический потенциал остальных государств в целом минимален. Это обстоятельство политические элиты этих стран понимают и стремятся выжить через политику многовекторности, которая в принципе не предполагает однозначных ответов ни на один принципиальный вопрос ни во внешней политике, ни в экономике.

Многовекторность предполагает циклы сближения, на каждом из которых решаются частные экономические задачи, иногда даже просто шкурные задачи сиюминутно господствующих групп в элите. И если бы это касалось только Крыма…

Страны ЕАЭС не могут принять принципиальных решений о выводе Евразийского союза за рамки зоны свободной торговли. Но рано или поздно «колебательный цикл» многовекторности становится слишком размашистым, как в Белоруссии в прошлом году и, кажется, в Казахстане в нынешнем. И тогда возникает неизбежная необходимость «спасаться» под крылом одного из крупных игроков.

Не факт, что России надо спасать центральноазиатские «режимы», но то, что как минимум три из них в своей многовекторности уже начинают сталкиваться с критическими рисками развития, причем разными (Таджикистан и Туркменистан – вызов «Талибана»*, а Казахстан – преимущественно внутрисоциальными), это очевидно. Хотя они пока не осознают их в качестве критических. Вот когда осознают…

Тогда не только Крым за Россией признать придется, но и сделать многое из классических проявлений признания сюзеренитета, на которые так богата многовековая и очень мудрая культура этого великого региона.

И мы должны будем все эти проявления с благодарностью принять, ничем не напомнив нашим замечательным партнерам об их «многовекторной» позиции. Просто помня о ней.

– При каких условиях Белоруссия признает Крым российским и когда остальной мир поймёт, что статус Крымского полуострова больше не изменится?

– Думаю, Лукашенко будет удерживаться от признания Крыма «до последнего». Мне кажется, для него это стало – пусть и ошибочно – совершенно неким символом окончательной утраты «самости». На мой взгляд, в поведении белорусского руководителя есть нечто иррациональное, и это плохо. Нельзя быть настолько зацикленным на вопросе, который в действительности уже не просто решен, но решен окончательно. И вопрос признания Крыма, если честно, не самая большая проблема в отношениях России и Лукашенко.

Самая большая проблема в том, что белорусское руководство уже окончательно запуталось в своей пропаганде, многовекторности, интригах, «схемах», провокациях. Запуталось настолько, что у него остается все меньше ресурса, да и времени для реального развития страны, не говоря уже о Союзном государстве. Но вообще, отмечу, что не только Лукашенко стал терять рациональность поведения.

Да и некоторые руководители постсоветских центральноазиатских государств стали всерьез верить в мифы о том, что Запад вот-вот испугается их сближения с Китаем и приедет их перекупать. Это не смешно, а, скорее, грустно, поскольку открывает дорогу как раз реализуемым США (и здесь участие Великобритании уже никто не может оспорить) сценариям хаотизации. А это уже прямой вызов для России.

– 23 августа состоится саммит «Крымской платформы», в ходе которого Киев планирует обсудить вопрос «возвращения» полуострова. Украина с её ковид-статистикой приглашает присоединиться к мероприятию США, Турцию, Великобританию, Канаду и страны Евросоюза. На какой итог «Крымской платформы» рассчитывает Зеленский как президент Украины?

– «Крымская платформа», придуманная командой Зеленского, – классный (без иронии) политтехнологический ход, равного которому с российской стороны, увы, придумано ничего не было.

Думаю, за концептом «Крымской платформы» стояли американцы и, допущу, британцы. Хотя это, скорее, американский институциональный стиль – создать инструмент втягивания партнера/оппонента в «диалог» как бы нейтральный, но заведомо на своих условиях, а потом ломать. Это американская классика.

С другой стороны, есть и британская классика – обсуждать судьбу других (государств, народов) без их участия, «своим здоровым коллективом». Ровно так британцы «обтяпали» раздел Чехословакии в 1938 году в Мюнхене. Но есть нюанс – эта качественная политтехнология оказалась в пространственном и контекстном вакууме. Потому что все немного изменилось: изменилось в Вашингтоне, где Блинкен потерпел ряд чувствительных поражений, изменились приоритеты американской политики (оказалось, что, несмотря на все красивые планы, замедлить сползание к конфронтации с Китаем не удалось), с Европой все оказалось сложнее, чем думалось… Словом, контекст изменился очень сильно. И осталась «платформа» и британский эсминец у берегов Крыма.

Сказанное мною выше никак не отменяет необходимости внимательно отслеживать процесс и думать над чем-то концептуально похожим в наших интересах. Конечно, не по российскому Крыму. Тут обсуждать нечего. А вот по другим направлениям российской политики подобный подход вполне мог бы быть применим.

Почему бы, к примеру, не создать «Мариупольскую платформу» в Таганроге, «Нарвскую» в г. Кингисеппе Ленинградской области, поговорить в Минске о давно назревшей необходимости возвращения Данцигу статуса «вольного города»? Где, как не в Гаване обсуждать дальнейшую демократизацию США и восстановление социальной справедливости в отношении потомков рабов?

Последнее – особенно актуально. Нужно смелее брать на вооружение наши политические трофеи из американского арсенала гибридных войн. Наша задача – отодвинуть очаги нестабильности от нашей территории, от Евразии и приблизить их к территории США. Так и только так мы создадим возможности для взаимовыгодного сотрудничества с США. 

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8271
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика