1 июля 1991 года в Праге был подписан Протокол о полном прекращении действия Варшавского договора. Это решение было уже простой констатацией исторического факта – организация потеряла смысл существования. Двумя годами ранее произошло смещение коммунистических режимов путем «бархатных» (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария) и не очень (Румыния) революций как ответ на перестройку в СССР. Тогда же пала Берлинская стена, что символизировало окончание холодной войны.
Фактически это было закреплено на мальтийском саммите М. Горбачева и Д. Рейгана в том же 1989-м. В ходе этой встречи были достигнуты принципиальные договоренности по невмешательству СССР в дела восточноевропейских стран, зафиксированы согласие на объединение Германии и уступки центральных властей СССР в отношении прибалтийских республик.
Уже в 1990-м произошло объединение Германии. В том же году советские войска начали покидать Чехословакию, Венгрию и Польшу. В Германии была самая большая группировка, и ее вывод растянулся аж до 1994 года, когда выводилась армия уже совсем другого государства – России.
Уход наших войск сопровождался драматическими событиями: целые гарнизоны выводили буквально в чистое поле, ломались судьбы, много имущества просто бросали, технику распиливали на металлолом, по дороге в Россию военнослужащие нередко подвергались нападению доморощенных грабителей – типичного продукта тогдашней эпохи.
Но наиболее драматичным, пожалуй, было осознание нашего геополитического поражения. Эйфория от окончания холодной войны (если она у кого-то вообще была) быстро проходила, защитники родины возвращались в новую и во многом непривычную страну, и было ясно, что их профессия оказалась не в почете. А само словосочетание «национальные интересы» вызывало лишь усмешку.
Надо отметить, что шок от происходящего на их глазах нелепого и неожиданного исторического катаклизма испытывали не только граждане СССР. Шок испытывали и на Западе – удалось выиграть длившуюся десятилетиями и казавшуюся константой мировой политики холодную войну без единого выстрела.
«Помню, генералы НАТО сказали: вас невозможно победить в открытых сражениях, но вам не везет на правителей», – цитирует «Лента.ру» в материале, посвященном 30-летию тех событий, тогдашнего начальника разведки 20-й гвардейской общевойсковой армии ЗГВ Василия Самойлова.
Впрочем, нисколько не снимая ответственности с наших предателей (а это был, надо понимать, не один-два человека, а целый политический класс), стоит отметить, что имело место и откровенно жульническая игра со стороны Запада. Конечно, как говорят в России, без лоха и жизнь плоха, поэтому действия наших оппонентов тоже вполне объяснимы. Это была многолетняя работа с обеих сторон, которая в итоге увенчалась успехом для них и поражением для нас.
Тем не менее всякий раз, когда говорят о событиях тех лет, принято напоминать американцам о нарушенных обещаниях о нерасширении НАТО на восток, существование которых в реальности не доказано ввиду отсутствия каких-либо документальных подтверждений. Считается, что такие обещания были даны Горбачеву устно.
Трудно сказать, что было бы, если бы они были даны письменно – мы знаем, что натовцы легко нарушают любые обязательства. Скорее всего, они тогда все же настолько обалдели от того, как мы собственными руками душим сами себя, сначала, наверное, даже не знали, как реагировать, но быстро взяли себя в руки и воспользовались ситуацией. Стоит напомнить, что Рейган считал встречу на Мальте преждевременной, опасаясь, что Горбачев будет ставить ему условия, но президента США уговорили Ф. Миттеран, М. Тэтчер и собственные конгрессмены.
На днях в СМИ снова всплыла экс-советница Рейгана Сюзанна Масси, рассказавшая о ситуации 1990 года. «Конечно, это был элемент большого предательства, но не со стороны Горбачева, а со стороны НАТО. Именно представители альянса заявили, что раз никаких документов не подписывали, то и договора не было. Но я не вижу причин не верить Горбачеву: его просто обманули, пообещав такое соглашение и не сдержав слово», – рассказала Масси, добавив, что президент СССР стал жертвой той атмосферы доверия, которая возникла в годы правления Рейгана.
«Но история с НАТО и соглашением – это уже Джордж Буш-старший, а не Рейган, другая администрация и, к сожалению, другие люди. Мне очень стыдно за эту историю», – говорит Масси.
Впрочем, похоже, она лукавит. Неизвестно, как бы повел себя Буш, если бы его предшественник дал письменные гарантии, но неизвестно и то, как бы повел себя Рейган, останься он президентом еще на один срок. Сейчас его соратникам легко изображать из себя «святую невинность», мол, история не знает сослагательного наклонения.
Однако история хорошо знает причины и последовательность политики, которую США с начала холодной войны (а по факту с момента российской революции, когда молодая советская республика стала костью в горле всего мирового империализма) проводили по отношению к России. И наивно думать, что кто-то из американских лидеров всерьез думал, что после искоренения социализма наша страна станет свободным и равноправным членом западной семьи.
«Считаю, полный вывод войск был геополитической ошибкой – причем не только нашего руководства, но и Запада. Они там думали встать на пьедестал, командовать миром против России. В итоге же Запад сам себе навредил», – говорит в интервью «Ленте.Ру» начальник штаба и первый заместитель командующего ЗГВ в Германии (1993-94 гг.) Антон Терентьев.
По его словам, Гельмут Коль (очевидно тоже пребывавший в шоке от того, с какой легкостью Москва согласилась сдать абсолютно все позиции) предлагал оставить в Германии хотя бы одну нашу дивизию. «Мы бы могли вместе строить европейскую безопасность. Но Джеймс Бейкер – тогдашний госсекретарь США – сказал: выводить всех, до последнего солдата. Как следствие, Запад получил обиженную и озлобленную Россию, которая приступила к концентрированию своих сил», – отметил генерал.
Интересная мысль, не лишенная рационального зерна.
Сегодня на Западе эксперты ломают голову, что пошло не так? Почему Россия, освободившаяся от «диктатуры» в 1991-м, претендовавшая на роль полноправного партера Запада (ее даже в «восьмерку» включили), спустя 20 лет вошла с ним в клинч новой конфронтации?
Ответ прост: Запад Россию никогда равной себе не видел, воспринимая ее как страну-бензоколонку, полуколонию, чьими элитами можно управлять через их капиталы у себя. Разумеется, представителей наших элит, ставших таковыми путем сомнительных с любых точек зрения «сделок», равными себе они также не видели.
Именно это и порождало стремление продолжать наступать на геополитические интересы, казалось бы, разгромленного противника, окончательно лишить его даже гипотетической возможности когда-либо возродиться, тем более что противник, даже будучи разгромленным, оставался единственной страной в мире, способной уничтожить США. В природе это называется естественный враг. Разумеется, любой хищник всегда стремится уничтожить естественного врага на своей территории просто, чтобы обезопасить себя.
На днях посол РФ в США Анатолий Антонов заявил в интервью RT, что Россия и США начали враждовать еще до начала украинского кризиса. «Я пытаюсь найти день, когда Россия стала врагом или противником для США. Кажется, десять лет назад», – прокомментировал он предположение журналиста, что кризис в российско-американских отношениях начался во время событий на Украине в 2014 году.
И тут посол, очевидно, неправ. Ведь еще раньше – с приходом Б. Обамы были попытки «перезагрузки» наших отношений, значит, уже тогда в них что-то было не в порядке. Было это в 2009-м. А двумя годами ранее Владимир Путин произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь, в которой уличил США в попытках создания однополярного мира.
Впрочем, то, что США на правах победителя строят однополярный мир с собой во главе, было ясно еще в 1990-е, когда они ломали об колено международное право, устраивая варварские бомбардировки несогласных, расширяя НАТО, вопреки собственным обещаниям круша устоявшуюся систему международной безопасности, выйдя из договора по ПРО, что снова делало реальностью угрозу глобальной войны. Просто до этого в России думали, что такая линия Вашингтона – «остатки блокового мышления» и мы сможем найти компромисс.
Но после 2008-го, а особенно после 2014-го стало ясно, что не сможем. Вашингтон устроит только Россия образца 90-х, когда у нас никаких национальных интересов даже не декларировалось, а американские советники сидели в каждом властном кабинете. И возможно, так продолжалось бы и дальше, если бы американцы не начали перегибать палку, начав создавать угрозу существованию нашего государства и отвергнув все притязания наших элит на выход из подчиненного положения.
Владимир Путин в свое время вспоминал эпизод с крысой, сопротивлявшейся до конца, когда ее загнали в угол. Именно это и произошло. Казалось бы, поставленная на колени Россия начала бороться просто за выживание. И в этом смысле прав генерал Терентьев.
Конечно, история не знает сослагательного наклонения, и сейчас легко рассуждать о том, что было бы, если бы мы тогда не сдали позиции, не ушли из Европы, не допустили расширения НАТО. Тем более что мы не обязаны был этого делать, ведь мы не проиграли в бою, мы просто сдались сами. И западные лидеры никак не ожидали, что мы будем столь быстро и позорно отступать. Возможно, именно этим объясняется их желание загнать нас в угол.
Сегодня важно не заниматься рефлексией, а разобраться, что делать дальше. Вот посол Антонов уверен, что российско-американские отношения «обречены на сотрудничество» в решении таких проблем, как пандемия, терроризм и изменение климата. Возможно, это так. Еще и в вопросе предотвращения глобальной войны: по тому, как Джо Байден, едва заняв пост, поспешил продлить СНВ-3, видно, что определенные тормоза еще работают, американцы могут остановиться в шаге от катастрофы. Впрочем, это не признак появления конструктивной позиции, а банальный страх перед новейшим российским оружием, от которого у них, по собственному признанию, нет спасения.
В остальном конструктив и рядом не ночевал. На днях, например, стало известно, что НАТО могут возглавить бывшие президенты Хорватии, Литвы или действующий – Эстонии. Последние две – русофобки высшей пробы. Очевидно, что это сигнал России – конструктива не ждите!
Генсека НАТО выберут на саммите альянса в Мадриде летом 2022 года. Там же ожидается принятие новой стратегической концепции, которая должна закрепить реальность новой холодной войны. Только главным врагом в ней для коллективного Запада теперь будет Китай, но и нас они явно в покое не оставят.
В каком- то смысле мы возвращаемся к тому, что было до того самого 1989 года. Только теперь нам отступать уже некуда. Ошибкой ли было наше отступление тогда или предательством – важно, чтобы это не повторилось.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram