Результаты досрочных парламентских выборов, которые завершили захват всех ветвей власти в Молдове прозападными силами, а фактически – их американскими и европейскими кураторами, не могут не сказаться в первую очередь на внешней политике страны, которая с этого момента будет полностью определяться не в Кишиневе, а в Брюсселе и Вашингтоне. Можно даже сказать, что внешняя политика Молдовы – это единственное, что претерпит какие-либо реальные изменения. Потому что во всем, что касается внутреннего управления страной, никаких особенных реформ не ожидается – у пришедшей к власти энпэошной «братии» в лице пропрезидентской партии PAS для этого нет ни материального, ни кадрового резерва.
При этом избирательная кампания PAS проводилась с заметным дистанцированием от геополитических моментов и других вопросов, которые тем или иным путем могли вывести на эту тему. И это при том, что геополитические разногласия уже достаточно давно являются главным водоразделом, по которому расколото молдавское общество. Кстати, и во время своей избирательной президентской кампании в конце прошлого года Санду также стремилась выставить себя этакой «объединительницей», явно заигрывая с русскоязычной частью электората.
На проведенной главой государства 16 июля встрече с дипломатическим корпусом она огласила основные приоритеты внешней политики, которые собирается проводить при поддержке парламентского большинства:
- преодоление пандемии COVID-19 и улучшение ситуации в общественном здравоохранении за счет обеспечения потребностей страны в вакцинации и привлечения помощи в сектор здравоохранения;
- поддержка восстановления экономики страны за счет привлечения средств для укрепления макроэкономической стабильности, поддержки малых и средних предприятий и привлечения инвестиций;
- борьба с коррупцией и содействие верховенству закона путем сотрудничества с международными партнерами для возвращения иностранных активов коррумпированных государственных служащих, высокопоставленных лиц и бизнесменов;
- поддержка региональной безопасности и бесконфликтной среды путем поддержания добрососедских отношений с Румынией, Украиной и другими государствами, имеющими интересы безопасности в регионе, а также путем укрепления институтов безопасности и обороны;
- принятие на себя активной роли в глобальном масштабе – долгосрочная приверженность более активному участию Республики Молдова в поиске решений региональных и глобальных проблем окружающей среды, безопасности и развития.
Как видим, ни в одном из пяти изложенных тезисов, формулирующих направления внешней политики Молдовы, нет ни слова, ни даже намека на какие-то геополитические пристрастия, которыми в ближайшем будущем должна руководствоваться молдавская дипломатия. Разве что слегка настораживает акцент на развитии «добрососедских отношений» с Румынией и Украиной – странами, которые занимают активную русофобскую и антироссийскую позицию. Но и в этом случае не придерешься – иметь хорошие отношения с сопредельными странами абсолютно нормально.
Другое дело, что ненормально, когда глава государства является в то же время гражданкой другой страны, а именно Румынии. Чьи интересы Санду будет отстаивать в первую очередь? Вопрос, как говорится, риторический.
И все же декларации и принципы, содержащиеся в них, – это одно. А вот если посмотреть на реальные шаги и высказывания президента, тут можно отметить совсем другие интонации и совсем другие акценты на определенных и достаточно важных темах.
В этой связи обращает на себя внимание интервью Санду украинскому изданию «Европейская правда» сразу после победы на выборах и непосредственно перед визитом в Киев. Главные тезисы этого интервью: «Крым – это часть Украины!», «К слову, возможно, и Украине пригодится наш опыт в Приднестровье. Например, то, что Молдова выбрала мягкий подход» (это она о вооруженном конфликте в Приднестровье и сотнях погибших в нем), «Уверена, что мы найдем формат решения конфликта. И он должен включать полный вывод российских войск с территории Молдовы. Мы об этом всегда говорили, и мы будем об этом говорить и дальше».
Что касается отношений с Румынией, то Санду признавала, что в случае референдума о присоединении Молдовы к Румынии она проголосует за. Также известна ее позиция по отношению к военному преступнику Иону Антонеску, которого она назвала «исторической личностью, о которой можно сказать и хорошее, и плохое».
Для полноты антироссийской картины не хватало еще одного «мазка», и это было достигнуто при подписании так называемого «Ассоциативного трио», созданного на «развалинах» программы «Восточное партнерство». Учитывая, что другими участниками этого нового образования стали Украина и Грузия, находящиеся в далеко не самых лучших отношениях с Российской Федерацией, характер этого не очень понятного образования – явно антироссийский. В принципе это и не скрывается его участниками – в декларации, принятой на встрече в Батуми глав государств – участников трио, указывается, что Российская Федерация представляет угрозу региону Причерноморья.
И вот с таким «бэкграундом» перед Санду встала задача не то чтобы улучшить – такой цели просто быть не может, а хотя бы сохранить на существующем уровне отношения с Россией. Может возникнуть вопрос – зачем? Ведь, казалось бы, декларируемый главой государства и поддерживающей ее партией геополитический курс направлен в прямо противоположенную сторону. Однако, несмотря на всё стремление в ЕС и различные договоры, в том числе и об ассоциации с Евросоюзом, серьезные экономические факторы – необходимость в природном газе из РФ, огромный рынок ЕАЭС, около полумиллиона граждан Молдовы, работающих в России, заставляют даже таких прозападных политиков, как Санду не доводить отношения с Москвой до полного разрыва.
Санду не раз заявляла, что готова нанести визит в Российскую Федерацию в случае, если получит приглашение. Надо сказать, что в последнее время поступает информация о том, что такой визит может состояться уже в августе. Правда, не очень понятна повестка такого визита. Ведь наряду с вопросами о таможенных пошлинах, открытии российского рынка для молдавской сельхозпродукции приближающейся осенью и цене на российский газ для Молдовы Санду не может не поднять вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья – иначе ее просто «сожрут» ее же сторонники. Задача «балансирования» между этими столь противоречивыми факторами невероятна сложна.
Безусловно, российская сторона настроена на сохранение того уровня отношений, который был достигнут при президенте И. Додоне, но вряд ли политические эскапады Санду в Киеве и Батуми будут способствовать этому. С другой стороны, отказ от предоставления каких-то преференций Молдове со стороны России может быть использован новой властью для усиления антироссийской пропаганды внутри страны и очередных шагов по устройству жизни по украинской «кальке». Сторонников подобного рода действий среди окружения Санду и в правящей партии PAS предостаточно.
Лучше всего объяснять и прогнозировать позицию Санду, исходя из слов человека, которого наравне с экс-премьером Филатом, осужденным за коррупцию, можно назвать «духовным отцом» и наставником нынешней главы государства – посла США в Кишиневе Дерека Хогана. Накануне своего отъезда в связи с истечением каденции он положительно ответил на вопрос, может ли Молдова поддерживать хорошие отношения с Россией, учитывая, что приоритет новых молдавских властей – европейский курс развития.
«Я думаю, что это возможно. Это очень важно, и мы поддерживаем этот подход. Молдова должна поддерживать прагматичные отношения с Российской Федерацией, потому что они соседи, и это очень важно», – сказал Хоган.
То есть прагматизм, который Санду будет демонстрировать в отношении России, вовсе не исключает недружественных шагов со стороны Молдовы, как это наглядно демонстрируют США, рассуждая об улучшении российско-американских отношений и одновременно вводя новые и новые санкции против России.
Насколько Россия готова к подобному отношению со стороны Молдовы, будет понятно уже достаточно скоро.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram