Может быть, только талибы сумеют помирить Кыргызстан и Таджикистан - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Может быть, только талибы сумеют помирить Кыргызстан и Таджикистан

Последние американские войска покидают Афганистан, а «Талибан»*, напротив, наращивает свою зону влияния. Вновь появилась угроза выплеска дестабилизации на страны Центральной Азии. Находясь на пороге новых вызовов, Бишкек и Душанбе сделали первые шаги для налаживания отношений, хотя еще три месяца назад устроили между собой вооруженный конфликт на границе.

Территориальные споры между Кыргызстаном и Таджикистаном обострились в текущем году. 28-29 апреля конфликт перерос в вооруженное противостояние на спорных территориях Баткенской и Согдийской области. Погибли десятки людей, сотни домов и объектов гражданской инфраструктуры были разрушены. Два члена ОДКБ оказались на пороге полномасштабной войны между собой, которую, к счастью, удалось предотвратить.

Спустя два месяца в целях нормализации двухсторонних отношений президент Кыргызстана Садыр Жапаров совершил официальный визит в Душанбе. Два дня лидеры двух стран обсуждали проблемы кыргызско-таджикских отношений в политической, торгово-экономической и других сферах.

Во время личной встречи со своим коллегой С. Жапаров отметил, что приграничный конфликт стал тяжелым испытанием для обоих государств. И выразил уверенность, что совместными усилиями удастся найти пути решения пограничных вопросов. «Хочу особо отметить, что обе стороны впредь не должны допускать повторения вооруженного столкновения. Народы Кыргызстана и Таджикистана издревле являются братскими, кыргызы и таджики всегда поддерживали добрососедские, дружественные связи», - подчеркнул президент КР. Тем не менее и в этот раз стороны не достигли договоренностей о демаркации и делимитации, а подписали лишь меморандумы о сотрудничестве в гуманитарной сфере.

Фактически за три месяца переговоры по ключевым вопросам не сдвинулись с мертвой точки. Более того, инциденты на границе продолжились. 8 июля кыргызские и таджикские пограничники вступили в перестрелку. В результате инцидента один кыргызстанский пограничник погиб, еще один попал в плен, спустя несколько дней его отпустили, а тело погибшего вернули на родину. При этом все окружающие страны и даже талибы призвали Таджикистан и Кыргызстан к миру после апрельского конфликта.

Были и другие более мелкие инциденты со стрельбой и забрасыванием друг друга камнями гражданскими лицами двух стран. Такие случаи будут продолжаться, пока не будет полностью проведена и согласована государственная 970-километровая граница, 519 километров которой являются предметом спора.

29 июля в парламенте Кыргызстана сообщили, что за последние три рабочие встречи представителям двух стран удалось согласовать 40 километров. Такими темпами таджикско-кыргызскую границу демаркируют не скоро. А поторопиться стоит, последние американские войска покинут Афганистан к концу августа. По прогнозам военных экспертов, талибы могут прийти к власти в Кабуле уже к концу этого года. И тогда обеим странам, может так статься, будет уже не до собственных пограничных проблем.

Отдаленная стабилизация

Политолог из Таджикистана Негматулло Мирсаидов в интервью «Ритму Евразии» так оценил итоги переговоров президентов двух стран и перспективы урегулирования приграничного кризиса:

– Во время визита не было достигнуто прорывных договоренностей. Однако сам факт приезда президента Кыргызской Республики в Душанбе, проведение переговоров на высшем уровне, пусть и без ожидаемых результатов - это очень позитивный момент.

Разумеется, никто особо не надеялся, что удастся достичь конкретных результатов по вопросам демаркации и делимитации границы. Таджикистанцев больше волновало то, будут ли предприняты какие-то реальные действия для возобновления транспортного сообщения через территорию Кыргызстана. Напомню, что после апрельского конфликта Бишкек ввел запрет на транспортное сообщение с Таджикистаном. С тех пор ограничения так и не были отменены.

Со своей стороны, стоит заметить, что Таджикистан после событий 28-30 апреля не принял никаких ограничительных решений ни по передвижению, ни по торговле. Поэтому смею предположить, что позиции сторон по вопросам границы по-прежнему сильно расходятся и никто не желает идти на уступки. Порядка 30 километров описанной территории, о чем сообщил Эмомали Рахмон, нельзя считать серьезным прогрессом.

Возможно, лидеры двух стран, учитывая недавний горький опыт эскалации напряжения, не захотели вдаваться в подробности переговоров и поэтому не всё рассказали публично. Наверняка были обсуждены вопросы вокруг Воруха, водозабора «Головной», последствий апрельского вооруженного столкновения.

Пока рано говорить о стабилизации ситуации на границе и восстановлении доверия между двумя народами. Хотя, по имеющейся информации, живущие у границы представители местных сообществ встречаются и пытаются решить возникающие вопросы по водоразделу, предотвращению задержания друг друга и другим вопросам. Это дает повод для осторожного оптимизма. Также президенты наверняка говорили и об активизации боевых действий в Афганистане в контексте общей безопасности, - резюмирует Н. Мирсаидов.

Угроза с юга

Эксперт по вопросам безопасности из Кыргызстана Марс Сариев в интервью «Ритму Евразии» заявил о возрастающем факторе Афганистана, который на первую роль ставит потенциальную угрозу из этой страны, заставляя объединяться перед общей угрозой.

– Я полагаю, что визит Садыра Жапарова в Душанбе был продиктован общей опасностью ситуации для стран Центральной Азии, а именно - продвижением талибов к границам Таджикистана и Туркмении. Ведь не случайно, что перед визитом в Таджикистан Жапаров отправился в Туркмению, где в том числе обсуждал с Гурбангулы Бердымухамедовым и ситуацию в Афганистане.

Недавно, 21 июня, заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак приезжал в Кыргызстан. Думаю, на переговорах обсуждалось и наступление талибов на севере Афганистана, где они берут под контроль афгано-таджикскую границу. Также были проведены телефонные переговоры с президентами Узбекистана, Казахстана, прошло заседание ШОС, на повестке которой была афганская тема.

Эти все интенсивные консультации показывают обеспокоенность соседних с Афганистаном стран. Деструктивные процессы там лишь обострятся по мере вывода американских войск и наступления талибов. Американские военные аналитики в отчетах пишут, что после вывода всех иностранных войск нынешнее правительство в Кабуле не сумеет продержаться больше полугода. В результате «Талибан» придет к власти.

В этих условиях, когда скорее всего в Афганистане нарастает гражданская война, я вполне допускаю распад государства на несколько частей (по этническому признаку), контролируемых полевыми командирами. В Афганистане больше всего пуштунов, но там также живет около 10 млн таджиков, много узбеков, хазарейцев, туркмен. На северо-востоке страны в горном районе живут и кыргызы, которые из-за наступления талибов временно перебрались на территорию Таджикистана. Позже они вынуждены были вернуться обратно.

«Талибан» заявляет, что уже контролирует 80% территории страны. Наступление приведет к тому, что талибы будут вытеснять из Афганистана террористов из «Аль-Каиды»*, ИГИЛ*, «Исламского движения восточного Туркестана»* и других террористических группировок, в которых состоят в том числе граждане из стран ЦА.

В настоящее время из Афганистана в сопредельные страны бегут тысячи афганцев. Причем среди них не только военные, но и гражданские лица из числа этнических узбеков и таджиков. Граждан Афганистана Узбекистан возвращает обратно, а своих граждан оставляет у себя, таким образом делает своеобразную сортировку людей.

Таджикистан же планирует принимать и размещать у себя всё больше беженцев. В Хатлонской области собираются строить специализированный лагерь для беженцев из Афганистана.

Надо быть готовым к тому, что запустится процесс афганизации постсоветской Средней Азии. Возможно, в этом и есть замысел глобальных игроков, к реализации которого подтолкнет вывод западных войск из Афганистана. Мы же помним, как разворачивалась военная операция боевиков в Ираке. Миллионный город Мосул был взят всего несколькими тысячами игиловцев, а отступающие правительственные войска оставляли им свое вооружение.

Очень подозрительно, что в Афганистане происходят похожие вещи, когда американская военная техника целехонькая попадает в руки талибов. А правительственные войска сдаются или даже переходят на сторону «Талибана».

Также есть сведения о том, что из Сирии (из провинции Идлиб) боевики-уроженцы стран Центральной Азии перебрасываются в Афганистан. Нельзя исключать, что окончательный вывод американских войск приведет к хаосу в этой стране и неконтролируемые группировки попытаются перейти пограничную реку Пяндж на таджикском направлении.

Также стоит учитывать, что, хотя талибы состоят в основном из пуштунов, в последнее время там появляются представители других национальностей, которые присоединяются к «Талибану».

Сам «Талибан» делится на несколько фракций, он трансформировался, поэтому нельзя говорить о едином движении и едином командовании. Как в целом пуштунское объединение, «Талибан» заинтересован действовать только внутри Афганистана. Но нельзя поручиться за его отдельные фракции, где на руководящих постах - этнические таджики или узбеки.

Также не стоит забывать и о внешнем факторе. На талибов оказывает сильное влияние Пакистан, на какую-то часть боевиков оказывает влияние Китай. Россия, как и страны Персидского залива, тоже ведет с ними переговоры. Американцы несколько лет назад разрабатывали проект большого Вазиристана и большой Центральной Азии. Всё начинается двигаться в нашу сторону и может затронуть в том числе и Китай, делает вывод М. Сариев.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5357
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика