Такой дорогой дешевый бензин Казахстана - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Такой дорогой дешевый бензин Казахстана

В своем исследовании эксперты РИА "Рейтинг" проследили цены на бензин АИ-95 и дизтопливо в первой половине 2021 г. среди 32 стран Европы. В очередной раз Казахстан занял первое место по дешевизне – 34,3 рубля (около 197 тенге) и 33,6 рубля (около 193 тенге) за литр соответственно. Дороже всего бензин обходится жителям Нидерландов (162,3 рубля, или около 934 тенге за литр), Дании (150 рублей, или 865 тенге за литр), Португалии (147,8 рубля, или около 852 тенге за литр).

Казалось бы, вот он топливный рай. Но, увы, среднестатистическому автовладельцу радоваться не приходится, поскольку он вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины. И это понятно.

Цены на бензин в разных странах следует сравнивать не столько по самой стоимости, сколько по его доступности населению страны. А вот по этому показателю Казахстан оказался в рейтинге на 17-м месте. Так, если на одну среднемесячную зарплату в Норвегии можно приобрести 2,3 тыс. литров бензина при его цене 2 доллара за литр, то в Казахстане при цене в 0,44 доллара за литр объем купленного топлива будет более чем вдвое меньше. Вне конкуренции, по данным picodi.com, остаются страны Персидского залива: Катар (0.51 долл/литр) – 6532 литра, Саудовская Аравия (0.62 долл/литр) – 5170 литров, Кувейт (0.28 долл/литр) – 5158 литров.

В текущем году стоимость бензина в Казахстане довольно быстро обновила исторические максимумы «дефицитных» 2017–2018 годов. Так, если у розничных реализаторов в январе литр бензина марки АИ-92 в Алма-Ате продавался по 151 тенге, то в марте его стоимость выросла до 159 тенге, продолжила повышаться в последующие месяцы и в настоящее время составляет 171 тенге. Более сложная ситуация сложилась с дизельным топливом.

Остановка на плановый ремонт НПЗ в Чимкенте привела к тому, что в июне на юге страны дизельное топливо оказалось в дефиците, его стоимость доходила до 300 тенге (0,7 долл.) за литр. На одних АЗС горючего вообще не было, на других его отпускали только по талонам. А ведь властями заявлялось, что перед началом ремонта были накоплены необходимые запасы топлива. Для этого ремонт нефтеперерабатывающего завода был перенесен с марта на май текущего года. Не помогло.

Более того, в свое время власти уверяли, что после завершения модернизации в 2018 году всех трех НПЗ – Атырауского, Павлодарского и Чимкентского – Казахстан решит многолетнюю проблему дефицита ГСМ на внутреннем рынке и станет полностью обеспечивать себя бензином и летним дизельным топливом. Утверждалось, что ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года.

Переработка нефти в РК в 2020 году составила 15,8 млн тонн, производство бензина – 4,48 млн тонн. Первые значительные поставки светлых нефтепродуктов на экспорт республика начала в 2019 году. При этом в прошлом году объем экспорта бензина увеличился почти втрое – со 180,7 тыс. до 493,6 тыс. тонн. Росту экспорта, несомненно, способствовало снижение потребления более чем на 10% на внутреннем рынке из-за карантинных ограничений на фоне COVID-19.

Основными импортерами казахстанских нефтепродуктов (в основном бензина АИ-92 и летнего дизельного топлива) в 2020 году стали страны Центральной Азии, на долю которых пришлось свыше 90% казахстанского экспорта. Так, почти половину экспортного бензина – 234,2 тыс. тонн отгрузили в Узбекистан, 97,7 тыс. тонн – в Кыргызстан, 62,5 тыс. тонн – в Таджикистан.

Экспортные поставки дизельного топлива составили 175,9 тыс. тонн. Из них 88 тыс. тонн ушло в Узбекистан, в Кыргызстан – 27,1 тыс. тонн и в Таджикистан – 10,2 тыс. тонн. Транзит через Россию составил 50,5 тыс. тонн. В 2019 году в Казахстане действовал запрет на вывоз дизельного топлива и его экспорт не осуществлялся. Экспорт бензина и дизельного топлива принес бюджету в 2020 году более 160 млн долларов.

Однако экспорт топлива в текущем году из-за роста внутреннего спроса вряд ли достигнет прошлогодних показателей. Кроме того, наращиванию экспорта в сегменте бензина и дизельного топлива препятствуют технические и экологические требования: в Казахстане производство топлива класса К-5 пока ограничено и на упомянутых рынках доминируют российские производители.

Безусловно, выросший экспорт топлива оказался одним из факторов, спровоцировавших возникновение его дефицита и последующего скачка цен. И это понятно. Цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются на основе не только спроса и предложения, но и регулярно выявляемых Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) ценовых сговоров крупных АЗС страны и установке ими необоснованных цен на дизтопливо и бензин. И это тоже понятно.

Такие крупные игроки, как «КазМунайГаз», Helios, Sinooil, «Газпром нефть» практически монополизировали рынок нефтепродуктов. Вход туда новым предпринимателям без договоренностей с монополистами-ресурсосодержателями практически исключен, поскольку более чем 90% товаров реализуется по прямым контрактам, как правило, аффилированным поставщикам. Территориальными подразделениями АЗРК выносятся уведомления об устранении признаков антиконкурентных согласованных действий путем снижения цен. Субъектами рынка уведомления исполняются, но через некоторое время все повторяется.

Стараясь избежать возникновения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке, власти периодически вводят запреты на вывоз за пределы республики бензина, дизтоплива, других нефтепродуктов. Очередной такой запрет ввели с 9 мая 2021 года сроком на 6 месяцев. Ранее аналогичный запрет вводился в ноябре 2019 года. Однако, как показывает практика, подобные административные потуги помогают мало и представляют лишь попытки устранения последствий несовершенства действующей структуры рынка. Это говорит об отсутствии у профильного ведомства внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на топливо.

Вместо этого чиновниками называется множество причин того, почему не решаются проблемы топливного рынка страны. Безусловно, кроме «субъективных» есть и «объективные» причины роста цен на топливо. Среди них – модернизация заводов, повышение курсовой разницы, закредитованность предприятий, изменение конъюнктуры цен на нефть, подорожание логистики и прочие влияющие на ценообразование факторы. Не стоит забывать и о том, что мы движемся к созданию Единого энергетического рынка в рамках ЕАЭС. По плану он должен заработать 1 января 2025 года. К этому времени цены на топливо у всех его участников должны гармонизироваться с российскими.

Для Казахстана это означает повышение стоимости, поскольку в республике действуют самые низкие цены среди стран ЕАЭС. Все это так. Однако не следует забывать главного – необходимости безотлагательной выработки эффективных механизмов регулирования цен на нефтепродукты. Для этого нужна полная реформа ориентированной преимущественно на экспорт сырья экономической модели развития страны, но с этим – большие сложности. Поэтому пока интересы монополистов и посредников на энергетическом рынке страны будут ставиться выше интересов конечных потребителей, ожидать, что цены на бензин поползут вниз, не стоит.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
9318
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика