Мирный договор: позиции Баку и Еревана не сходятся - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Мирный договор: позиции Баку и Еревана не сходятся

Любой договор предусматривает взаимность и согласованность позиций, чего нельзя сказать о перспективе заключения мирного договора между недавно еще находившимися в состоянии кровопролитной войны Арменией и Азербайджаном. Заявление о прекращении огня и еще ряд подписанных позднее документов к окончательному решению проблемы в отношениях между двумя странами пока так и не привели, а выполнение достигнутых договоренностей тормозится по причине явной противоположности позиций официальных Еревана и Баку. Причем каждая из сторон настаивает на абсолютной верности собственной точки зрения и категорически не приемлет доводы второй стороны.

О необходимости заключения мирного договора и решения вопроса делимитации и демаркации границ в беседах со СМИ открыто говорят как лидер Азербайджана, так и глава правительства Армении. Особенно продвигает этот вопрос президент Ильхам Алиев, подчеркивая, что в Баку хотят «подписания мирного договора, чтобы Армения и Азербайджан признали территориальную целостность друг друга и начался процесс делимитации границ». «Но мы до сих пор не получили положительного ответа от армянской стороны», – заявил Ильхам Алиев турецкому телеканалу CNN Turk.

Одновременно ситуация на границах между двумя странами продолжает оставаться напряженной, и периодически поступают сообщения о перестрелках и гибели военнослужащих с обеих сторон, причем Ереван обвиняет в открытии огня Баку, и наоборот.

В правительстве Армении, которое после внеочередных выборов вновь возглавил Никол Пашинян, выражают готовность возобновления переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в том числе в рамках Минской группы ОБСЕ, о чем сам Пашинян заявил на заседании правительства 18 августа. По его же словам, Ереван неоднократно подтверждал и готовность начать процесс делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном.

Так что готовность с обеих сторон вроде бы существует, но она упирается в прямо противоположные позиции Еревана и Баку относительно этих самых границ. Для Армении вопрос независимости Нагорного Карабаха, той его части, которая по трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года не перешла под контроль Азербайджана, остается крайне актуальным. В Баку же считают и эту часть своей исконной территорией и намереваются в результате окончательного определения границ вернуть ее под свою юрисдикцию.

Каким может быть выход из этой сложной ситуации и есть ли в данный момент перспектива заключения мирного договора и возвращения обеих стран в режим мирного сосуществования и мирного соседства? «Ритм Евразии» обратился с этим вопросом к аналитикам обеих сторон.

По мнению армянского эксперта Гранта Микаеляна, инициатором заключения мирного договора в данном случае выступает Азербайджан, который хочет зафиксировать выгодные для него итоги прошедшей войны. Армения же в подписании договора в том виде, в каком его предлагает Баку, не заинтересована.

«Азербайджан хочет зафиксировать результат прошедшей войны, то есть территориальный захват значительных территорий, в свою пользу, а также зафиксировать признание Арменией территориальной целостности Азербайджана в границах, включающих оставшуюся незахваченной часть Нагорного Карабаха. Баку выдвигает и ряд других условий, включая транспортный коридор через Сюник и новые территориальные уступки со стороны Армении на других участках границы, где есть несовпадение с границами советского периода. Причем Азербайджан требует именно односторонних уступок от Армении. Он не предлагает полностью вернуться к советским границам, именно ожидает уступок от армянской стороны», – пояснил Г. Микаелян.

По его же оценке, Азербайджан под брендом мирного договора хочет получить дополнительные территории, а мирным договором называет признание результатов собственной агрессии. «Поэтому в Армении отношение к этой инициативе официального Баку скорее отрицательное, чем положительное. Что касается Пашиняна, он в этом вопросе не имеет четкой позиции, но он учитывает общественное мнение. Поэтому в действительности Армения не очень заинтересована в подписании мирного договора в том виде, в каком его предлагает Азербайджан. Ведь мирный договор – это не только договор о прекращении огня, это еще вопросы границы и множество других аспектов», – отметил армянский эксперт.

По его словам, между Арменией и Азербайджаном существует и другая повестка переговоров, которая была определена еще 10 января текущего года, но и в этом направлении работа застопорилась. «Поэтому азербайджанское руководство стало волноваться и пытается ускорить, форсировать события. Именно с этим и связана напряженность на границе. Азербайджан пытается использовать силовой аргумент, чтобы добиться от Армении подписания мирного договора», – пояснил Г. Микаелян.

Что касается позиций других игроков, то, по мнению Гранта Микаеляна, Россия в данном случае выступает сторонником подписания мирного договора, так как она хочет прекратить конфликт, устроить замирение сторон под своей эгидой, а для этого необходимо, чтобы все спорные вопросы были закрыты. В Ереване определенные надежды в деле защиты собственных позиций возлагают на других членов Минской группы, в том числе на Францию и США.

«В Армении сейчас ситуация неоднозначная еще и потому, что нынешнее руководство страны ожидает роста поддержки со стороны Франции и США, чтобы расширить маневры и поменять переговорный формат, чтобы не так сильно зависеть от повестки Азербайджана», – заявил Г. Микаелян.

По мнению азербайджанского эксперта Ильгара Велизаде, для того, чтобы урегулировать все споры, которые остаются между Азербайджаном и Арменией, необходим какой-то концептуальный документ, каковым может стать именно мирный договор и договор о взаимном признании.

«Заключение такого договора необходимо для того, чтобы нормализовать ситуацию. Что может включать в себя такой договор? Это прежде всего признание суверенитета, территориальной целостности, границ друг друга. Это общепринятая международная практика. Этот договор может стать отправной точкой для формирования новых отношений не только между Азербайджаном и Арменией, но и в более широком контексте – формировать новую региональную повестку, определять характер взаимоотношений между основными региональными игроками», – отметил И. Велизаде.

На вопрос, почему до сих пор не удается достичь соглашения или хотя бы начать работу в этом направлении, эксперт ответил, что в данном случае интересы сторон находятся в разных плоскостях. «К сожалению, риторика риторикой, но интересы сторон находятся в разных плоскостях. Такой же справедливый вопрос можно было задать и в отношении прежней повестки, когда мы говорили о будущем региона и предлагали, в частности, обсудить вопрос статуса Нагорного Карабаха. Тогда этот вопрос еще был актуальным, но до его обсуждения дело так и не дошло. Обсуждались вопросы, связанные с безопасностью, прекращением огня, второстепенные вопросы. Ключевые вопросы не рассматривались, хотя можно было найти для этого время и возможность», – пояснил эксперт.

По его словам, концептуальная разница между Арменией и Азербайджаном существует и в вопросе определения границ. «Если говорить о границах, то Армения воспринимает границы Азербайджана без бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, считает, что Азербайджан вышел из состава СССР без бывшей НКАО. Но это не так, потому что существуют основополагающие документы, принятые в рамках СНГ и ОБСЕ, и эти документы фиксируют границы Азербайджана, которые тождественны границам Азербайджанской ССР. И только Армения этого факта не признает. И в этом заключается концептуальная разница. То есть Армения готова признать территориальную целостность Азербайджана без бывшей НКАО. Но это не устраивает нас, и все идет по второму кругу», – считает И. Велизаде.

По его информации, российская сторона предлагает Армении и Азербайджану пошаговое решение проблемы делимитации границ, ориентируясь на карты советского Генштаба 1975-1976 годов, а по этим картам спорные территории входили в состав Азербайджана.

По мнению эксперта, если отталкиваться от этого, бесспорного для Азербайджана факта, то стороны могли бы последовательно подойти к решению и других спорных вопросов. Но так как в главном вопросе имеются принципиальные расхождения, продвинуться дальше не удается.

А мирный договор, который мог бы вернуть страны к отношениям доконфликтного периода, пока остается за далеким и на сегодняшний день недосягаемым горизонтом.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3141
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика