Американцы в спешке покидают Афганистан. Бросив военную технику и вооружение, по традиции «кинув» своих недавних афганских подручных и даже не задумываясь, что обрекают их на верную смерть (несколько тысяч человек, которых они планируют эвакуировать, – явно не могут идти в счет). Разрушенной, деградирующей стране США на память об американской демократии оставляют, по словами секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, нарколабораторию глобального масштаба.
Энтони Блинкен: «Целей добились»
Афганская глобальная нарколаборатория, по сведениям западных источников, включает примерно 500 лабораторий, производящих на территории Афганистана днем и ночью наркозелье для всего мира. Опий, произведенный в Афганистане, поставляется на рынки соседних стран, в Европу, на Ближний и Средний Восток, в Южную Азию и Африку.
Госсекретарь США Энтони Блинкен, несколько дней назад комментируя в эфире CNN вывод американских войск из Афганистана, заявил: «США находились в этой стране только ради борьбы с терроризмом, и Белый дом успешно добился своих целей. Если бы американские войска оставались в стране и дальше, это привело бы только к большему кровопролитию и войне с «Талибаном»*».
Первым показателем эффективности американской борьбы с терроризмом стало объявление «Талибаном» 15 августа о полном захвате Афганистана. Второй показатель раскрыла Financial Times, указав на Афганистан, как крупнейший мировой производитель опиума. Газета сообщает, что с момента начала на территории этой страны операции «Несокрушимая свобода» американцы выделили на борьбу с наркотиками около $9 млрд. Но это не помешало тому, что за два десятилетия объемы культивирования мака здесь выросли в разы.
Вердикт о том, что страна является лидером в производстве опия, в докладе 2021 года вынесло Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC). По данным UNODC, на долю ИРА в период 2015-2020 годов приходилось 83 % мирового производства опия. Это при том, что в 2019 году на страну приходилось 69 % мировой площади выращивания опиумного мака.
Выращивание опийного мака и производство опия, 1998-2020 годы
В 2020 году мировая площадь посевов опийного мака увеличилась на 24%, достигнув 294 тыс. гектаров, главным образом благодаря росту в Афганистане, где площадь под культивирование опийного мака увеличилась на 37%, достигнув 224 тыс. гектаров. Примеры увеличения были зарегистрированы в большинстве районов страны. Исключением стали восточный регион и две провинции на севере Афганистана (Балх и Джаузджан), где культивирование сократилось на 28%.
В афганской провинции Гильменд, на долю которой приходится более половины общей площади посевов опийного мака, в прошлом году выращивание опийного мака выросло на 27%. В ряде других провинций, включая Бадгис и Фарьяб, граничащих с Туркменистаном, а также в Газни и Забуле, расположенных вблизи от Пакистана, площади для выращивания опийного мака удвоились.
Пик производства опия в Афганистане пришелся на 2017 год, когда было произведено более 9 тыс. тонн наркозелья.
Как указывает UNODC, снижение показателей в 2018-2020 годах стало следствием падения урожайности. Урожайность опия в Афганистане (примерно 18 кг с гектара в западных провинциях, до 41 кг опия – в восточных, около 29 кг – на юго-западе, где в 2020 году производство опия составило 71% от общего производства страны) по-прежнему превышала урожайность в Мексике (около 21 кг с гектара в 2018/19 годах) и была вдвое выше, чем в Мьянме (около 14 кг в 2020 году).
Это никак не повлияло на наркоситуацию в Афганистане и его позиции в мировой наркоиндустрии, если учесть, что к моменту начала операции армии США в Афганистане в октябре 2001 года производство опия не превышало 180 тонн.
Джон Ф. Сопко: «USAID способствовал росту наркопроизводства»
В 2018 году американцы, казалось, продемонстрировали свою принципиальность в борьбе с производством наркотиков в Афганистане. Специальный генеральный инспектор по вопросам восстановления Афганистана (SIGAR) Джон Ф. Сопко представил в Конгресс США квартальный отчет, в котором было заявлено, что «ни одна программа борьбы с наркотиками не привела к долгосрочному сокращению культивирования мака или производства опия», а «усилия по искоренению не оказали долгосрочного воздействия».
Он подчеркнул, что искоренение культивирования опийного мака и производства наркотиков было важной миссией, хотя и не главной целью Соединенных Штатов и их партнеров в Афганистане. Мало того, американский чиновник признал, что «торговля наркотиками ставит под угрозу восстановление и национальную безопасность Афганистана, финансируя джихадистские группировки талибов и подпитывая коррупцию в правительстве».
SIGAR отметил, что Агентство США по международному развитию (USAID), отвечающее за усилия в области сельского хозяйства в Афганистане, выделило почти $ 2,2 млрд на улучшение сельскохозяйственного производства, расширение доступа к рынкам и разработку альтернативных источников дохода для выращивания мака для производства опия. «Странно» повела себя администрация бывшего президента Барака Обамы, которая прекратила усилия по искоренению наркотиков как раз в то время, когда производство опиума и героина достигло рекордных уровней, но расширила впоследствии провалившиеся проекты – продовольственную программу в Кандагаре (KFZ) и программы по укреплению водоразделов и управлению ирригацией (SWIM). Эти инициативы финансировали строительство оросительных каналов и обеспечивали удобрениями в течение нескольких лет после 2016 года, что обошлось американским налогоплательщикам более чем в $133 млн.
Академия ОБСЕ в Бишкеке в своей аналитической справке, датированной 2018 годом, назвала проект продовольственной зоны Гильменда «одним из ярких примеров провала американской борьбы с наркотиками». Для его воплощения в жизнь с 2009 по 2011 год американцы направили в провинцию $ 259 млн. Аналитики ОБСЕ пришли к выводу, что американская стратегия борьбы с наркотиками привела к тому, что обрабатываемые земли в бывшей пустыне на севере от канала Богра в Гильменде увеличились более чем в 100 раз: с 400 гектаров в 2003 году до 44, 5 тыс. гектаров в 2016-м. При этом около 250 тыс. человек, или более четверти населения провинции, переехали в эту ранее незаселенную часть Гильменда. Проект не только не сократил культивирование опия, но и привел к переходу этих районов и их населения под контроль талибов.
Нельзя не согласиться с американским изданием Breitbart, по этому поводу заключившим: «США тратят сотни миллионов долларов на сельскохозяйственные проекты в Афганистане, включая ирригационные каналы, связанные с производством опиума и героина».
Парадокс, но такая практика была продолжена. SIGAR сообщил, что USAID «выделило почти $ 2,2 млрд на улучшение сельскохозяйственного производства, расширение доступа к рынкам и разработку альтернативных выращиванию мака для производства опия источников дохода».
Дэвид Мэнсфилд, ведущий исследователь незаконного производства опиатов в Афганистане, в недавнем интервью агентству Reuters сообщил, что прибыль от торговли опиумом в Афганистане в 2017 году составила до 6,6 млрд.
20 ноября 2017 года генерал Джон Николсон, командующий силами США и НАТО в Афганистане, сообщил СМИ, что 80-85% опиумного мака выращивается на подконтрольных талибам территориях, а значит и вся ответственность за производство наркотиков лежит на этом движении. Справедливо напрашивается вопрос: в чьих руках оказалась остальная сумма?
Впрочем, доклад Джона Ф. Сопко и справка бишкекской Академии ОБСЕ опровергают заявления представителей Пентагона об ответственных за осложнение наркоситуации в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram