Нарколаборатория глобального масштаба – успешный проект США в Афганистане - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Нарколаборатория глобального масштаба – успешный проект США в Афганистане

Американцы в спешке покидают Афганистан. Бросив военную технику и вооружение, по традиции «кинув» своих недавних афганских подручных и даже не задумываясь, что обрекают их на верную смерть (несколько тысяч человек, которых они планируют эвакуировать, – явно не могут идти в счет).  Разрушенной, деградирующей стране США на память об американской демократии оставляют, по словами секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, нарколабораторию глобального масштаба.

Энтони Блинкен: «Целей добились»

Афганская глобальная нарколаборатория, по сведениям западных источников, включает примерно 500 лабораторий, производящих на территории Афганистана днем и ночью наркозелье для всего мира. Опий, произведенный в Афганистане, поставляется на рынки соседних стран, в Европу, на Ближний и Средний Восток, в Южную Азию и Африку.

Госсекретарь США Энтони Блинкен, несколько дней назад комментируя в эфире CNN вывод американских войск из Афганистана, заявил: «США находились в этой стране только ради борьбы с терроризмом, и Белый дом успешно добился своих целей. Если бы американские войска оставались в стране и дальше, это привело бы только к большему кровопролитию и войне с «Талибаном»*».

Первым показателем эффективности американской борьбы с терроризмом стало объявление «Талибаном» 15 августа о полном захвате Афганистана. Второй показатель раскрыла Financial Times, указав на Афганистан, как крупнейший мировой производитель опиума. Газета сообщает, что с момента начала на территории этой страны операции «Несокрушимая свобода» американцы выделили на борьбу с наркотиками около $9 млрд. Но это не помешало тому, что за два десятилетия объемы культивирования мака здесь выросли в разы.

Вердикт о том, что страна является лидером в производстве опия, в докладе 2021 года вынесло Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC). По данным UNODC, на долю ИРА в период 2015-2020 годов приходилось 83 % мирового производства опия. Это при том, что в 2019 году на страну приходилось 69 % мировой площади выращивания опиумного мака.

Выращивание опийного мака и производство опия, 1998-2020 годы

В 2020 году мировая площадь посевов опийного мака увеличилась на 24%, достигнув 294 тыс. гектаров, главным образом благодаря росту в Афганистане, где площадь под культивирование опийного мака увеличилась на 37%, достигнув 224 тыс. гектаров. Примеры увеличения были зарегистрированы в большинстве районов страны. Исключением стали восточный регион и две провинции на севере Афганистана (Балх и Джаузджан), где культивирование сократилось на 28%.

В афганской провинции Гильменд, на долю которой приходится более половины общей площади посевов опийного мака, в прошлом году выращивание опийного мака выросло на 27%. В ряде других провинций, включая Бадгис и Фарьяб, граничащих с Туркменистаном, а также в Газни и Забуле, расположенных вблизи от Пакистана, площади для выращивания опийного мака удвоились.

Пик производства опия в Афганистане пришелся на 2017 год, когда было произведено более 9 тыс. тонн наркозелья.

Как указывает UNODC, снижение показателей в 2018-2020 годах стало следствием падения урожайности. Урожайность опия в Афганистане (примерно 18 кг с гектара в западных провинциях, до 41 кг опия – в восточных, около 29 кг – на юго-западе, где в 2020 году производство опия составило 71% от общего производства страны) по-прежнему превышала урожайность в Мексике (около 21 кг с гектара в 2018/19 годах) и была вдвое выше, чем в Мьянме (около 14 кг в 2020 году).

Это никак не повлияло на наркоситуацию в Афганистане и его позиции в мировой наркоиндустрии, если учесть, что к моменту начала операции армии США в Афганистане в октябре 2001 года производство опия не превышало 180 тонн.

Джон Ф. Сопко: «USAID способствовал росту наркопроизводства»

В 2018 году американцы, казалось, продемонстрировали свою принципиальность в борьбе с производством наркотиков в Афганистане. Специальный генеральный инспектор по вопросам восстановления Афганистана (SIGAR) Джон Ф. Сопко представил в Конгресс США квартальный отчет, в котором было заявлено, что «ни одна программа борьбы с наркотиками не привела к долгосрочному сокращению культивирования мака или производства опия», а «усилия по искоренению не оказали долгосрочного воздействия».

Он подчеркнул, что искоренение культивирования опийного мака и производства наркотиков было важной миссией, хотя и не главной целью Соединенных Штатов и их партнеров в Афганистане. Мало того, американский чиновник признал, что «торговля наркотиками ставит под угрозу восстановление и национальную безопасность Афганистана, финансируя джихадистские группировки талибов и подпитывая коррупцию в правительстве».

SIGAR отметил, что Агентство США по международному развитию (USAID), отвечающее за усилия в области сельского хозяйства в Афганистане, выделило почти $ 2,2 млрд на улучшение сельскохозяйственного производства, расширение доступа к рынкам и разработку альтернативных источников дохода для выращивания мака для производства опия. «Странно» повела себя администрация бывшего президента Барака Обамы, которая прекратила усилия по искоренению наркотиков как раз в то время, когда производство опиума и героина достигло рекордных уровней, но расширила впоследствии провалившиеся проекты – продовольственную программу в Кандагаре (KFZ) и программы по укреплению водоразделов и управлению ирригацией (SWIM). Эти инициативы финансировали строительство оросительных каналов и обеспечивали удобрениями в течение нескольких лет после 2016 года, что обошлось американским налогоплательщикам более чем в $133 млн.

Академия ОБСЕ в Бишкеке в своей аналитической справке, датированной 2018 годом, назвала проект продовольственной зоны Гильменда «одним из ярких примеров провала американской борьбы с наркотиками». Для его воплощения в жизнь с 2009 по 2011 год американцы направили в провинцию $ 259 млн. Аналитики ОБСЕ пришли к выводу, что американская стратегия борьбы с наркотиками привела к тому, что обрабатываемые земли в бывшей пустыне на севере от канала Богра в Гильменде увеличились более чем в 100 раз: с 400 гектаров в 2003 году до 44, 5 тыс. гектаров в 2016-м. При этом около 250 тыс. человек, или более четверти населения провинции, переехали в эту ранее незаселенную часть Гильменда. Проект не только не сократил культивирование опия, но и привел к переходу этих районов и их населения под контроль талибов.

 Нельзя не согласиться с американским изданием Breitbart, по этому поводу заключившим: «США тратят сотни миллионов долларов на сельскохозяйственные проекты в Афганистане, включая ирригационные каналы, связанные с производством опиума и героина».

Парадокс, но такая практика была продолжена. SIGAR сообщил, что USAID «выделило почти $ 2,2 млрд на улучшение сельскохозяйственного производства, расширение доступа к рынкам и разработку альтернативных выращиванию мака для производства опия источников дохода».

Дэвид Мэнсфилд, ведущий исследователь незаконного производства опиатов в Афганистане, в недавнем интервью агентству Reuters сообщил, что прибыль от торговли опиумом в Афганистане в 2017 году составила до 6,6 млрд.

20 ноября 2017 года генерал Джон Николсон, командующий силами США и НАТО в Афганистане, сообщил СМИ, что 80-85% опиумного мака выращивается на подконтрольных талибам территориях, а значит и вся ответственность за производство наркотиков лежит на этом движении. Справедливо напрашивается вопрос: в чьих руках оказалась остальная сумма?

Впрочем, доклад Джона Ф. Сопко и справка бишкекской Академии ОБСЕ опровергают заявления представителей Пентагона об ответственных за осложнение наркоситуации в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3160
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика