В Крыму на восьмом году его жизни под флагом России продолжается работа по искоренению исламского экстремизма и терроризма. Силовики регулярно выявляют и обезвреживают новые структурные подразделения радикальных сект, что лишь подтверждает: проблема исламизма в регионе по-прежнему существует. Недавние события вновь это подтвердили.
От «хизбов» до «игиловцев»
16 августа текущего года суд приговорил четырах последователей террористической организации «Хизб ут-Тахрир»* («Исламская партия освобождения») из Алушты к лишению свободы на срок от 12 до 18 лет за организацию деятельности ячейки панисламистского объединения и участие в ней. На следующий день сотрудники ФСБ провели обыски в ряде районов Крыма, по итогам которых арестовали ещё пять предполагаемых «хизбов».
Новости последних недель – наиболее свежие, но далеко не единственные свидетельства наличия деструктивных псевдоисламских элементов на полуострове и действий спецслужб по их ликвидации.
Только за 2020 год были задержаны в совокупности более 10 адептов «Хизб ут-Тахрир», которые создали на полуострове законспирированные отделения группировки, проводили подпольные собрания, распространяли идеологию «хизбов» среди крымских мусульман и вербовали их в свои ряды. Кроме того, за прошлый год суды вынесли обвинительные приговоры с длительными тюремными сроками ещё 10 «исламским освободителям» из числа жителей Крыма.
В январе текущего года суд приговорил троих крымчан к колонии строгого режима на сроки от 13 до 18 лет за участие в «Хизб ут-Тахрир» и подготовку насильственного захвата власти. В следующем месяце правоохранители провели на полуострове серию обысков, по итогам которых арестовали шестерых человек по подозрению в причастности к «хизбам».
В мае Крым потряс ещё один случай с приверженцем террористической группировки: проживающий в пригороде Симферополя гражданин Узбекистана Наби Рахимов при попытке задержания открыл стрельбу по сотрудникам ФСБ и был ликвидирован ответным огнём. На родине уничтоженный террорист проходил по уголовному делу о принадлежности к «Исламской партии освобождения» и был объявлен в розыск. По данным главы Крыма Сергея Аксёнова, в республике преступника прикрывали местные сторонники «хизбов».
Параллельно с этим участились попытки других исламистских объединений развернуть активность в Крыму, связанные с сирийским очагом международного терроризма и притоком в регион трудовых мигрантов из среднеазиатских стран.
По меньшей мере дважды за последние полтора года на полуострове «засветились» приверженцы террористической организации «Хайят Тахрир аш-Шам»*. В апреле 2020-го силовики перехватили двоих выходцев из республик Средней Азии, которые собирались через третьи страны выехать в Сирию и присоединиться к боевикам. Ровно через год ФСБ обезвредила ещё двоих сторонников джихадистов, планировавших устроить теракт в одном из учебных заведений Симферополя и затем тоже отправиться в сирийские земли. Во время обысков в их жилищах были обнаружены взрывчатка и компоненты самодельных бомб, инструкции по изготовлению взрывных устройств, переписка с эмиссарами «Хайят Тахрир аш-Шам», в ходе которой обсуждались планируемые теракты.
Напомнила о себе и экстремистская организация «Ат Такфир валь-Хиджра»* («Обвинение в неверии и уход»). В феврале нынешнего года силовики в ходе масштабной спецоперации задержали в Республике Крым и ряде других регионов юга России 19 последователей этой радикальной исламистской группировки. «Такфириты» не только вели пропаганду своей идеологии и вербовали новых сторонников, но и планировали совершить диверсионно-террористические акты на Северном Кавказе.
Ещё одно направление, активизировавшееся на территории полуострова, – сборщики денег для террористов «Исламского государства»* (ИГ). В марте 2020 года в Крыму и ряде других регионов России правоохранители пресекли деятельность лиц, которые под прикрытием благотворительности собирали и отправляли на нужды ИГ значительные средства. Ещё одну группу «игиловских волонтёров» удалось раскрыть в феврале текущего года.
Антироссийский детонатор в руках внешних сил
Украинская правящая верхушка видит в религиозных радикалах удобный инструмент дестабилизации Крыма и весьма болезненно реагирует на зачистку исламистского подполья в регионе. Неудивительно, что после вхождения полуострова в состав России в «незалежную» спешно переехали многие лидеры и непримиримые приверженцы воинствующего исламизма. Там они себя вольготно чувствуют и ведут бурную деятельность: проводят собрания, выступают на телевидении, распространяют идеологию и рекрутируют неофитов. На Украине активно действует ассоциация мусульман-беженцев «Азан», основанная приверженцами «Хизб ут-Тахрир» и подозреваемая в содействии легализации в стране бывших боевиков из Сирии и адептов радикальных исламистских сект из СНГ.
Показательно, что летом прошлого года украинское правительство по инициативе СБУ расторгло меморандум о сотрудничестве с Россией в борьбе с терроризмом. «Все указывает на то, что Украина сама стала террористическим государством, – комментирует этот шаг Киева российский политолог Олег Матвейчев. – Мы знаем, что на ее территории готовятся боевики запрещенных в России организаций "Хизб ут-Тахрир" и "Меджлис крымско-татарского народа"*, на украинской территории им предоставляют убежище, возможность вооружаться и вербовать сторонников».
Боевики незаконного вооружённого формирования «Крымско-татарский батальон имени Номана Челебиджихана»
Украине и стоящему за ней Западу очень выгодно использовать борьбу с исламистами в Крыму как дополнительный повод для нападок на Россию. Принадлежность абсолютного большинства фигурантов уголовных дел к крымско-татарской национальности позволяет им изображать борьбу с радикальными исламистами как репрессии в отношении крымско-татарской общины. В свою очередь, недостаточное информационно-разъяснительное сопровождение антитеррористических мероприятий со стороны России даёт нашим зарубежным недоброжелателям дополнительную возможность дискредитировать работу российских правоохранительной и судебной систем.
Вообще реакция на аресты и приговоры в отношении крымских исламских радикалов происходит по чётко отработанной схеме и координируется общественным движением «Крымская солидарность», под вывеской которого в последние годы орудуют местные активисты «Хизб ут-Тахрир». Сочувствующие единоверцы проводят пикеты и митинги под зданиями судов, на интернет-площадках размещаются видеообращения, запускаются онлайн-флешмобы в поддержку «несправедливо преследуемых мусульман».
Иностранные СМИ твердят о непричастности пойманных крымских «хизбов» к терроризму и цитируют жалобы их родственников на «репрессии России против крымско-татарского населения» за «нелояльность Кремлю». Параллельно в игру вступают украинские и западные дипломаты, проплаченные гражданские активисты и «правозащитники», которые придают конкретным темам дополнительное звучание и выводят их на международный уровень.
Разделить бремя силовиков
Почему исламизм проявляется в Крыму вновь и вновь, если работа силовых структур по нейтрализации его последователей ведётся полным ходом на протяжении уже нескольких лет?
Для начала нужно признать, что исламские экстремисты на полуострове в значительной степени приспособились к российским реалиям, в первую очередь это касается «Хизб ут-Тахрир». Они больше не проводят публичные конференции и массовые митинги, но активно работают в подпольном режиме. Они маскируются под журналистов и общественников, разворачивают активность в социальных сетях, поддерживают тесное сотрудничество с иностранными массмедиа и политиками. Пропорционально усложняются и задачи правоохранителей по их разоблачению.
На руку исламистам играет и отсутствие среди традиционного мусульманского духовенства Крыма высокоавторитетных богословов, способных найти подход к разным категориям верующих и объединить их вокруг себя. В итоге мусульмане, желающие быть причастными к великому делу и разочаровавшиеся в лидерах крымского муфтията, порой пытаются найти себя в деструктивных псевдоисламских сектах с их мечтами о мировом халифате.
Однако самая главная проблема – это отсутствие вовлечённости широких слоёв мусульман полуострова в диалог с государством и отсутствие системной политики в отношении них. Без решения этого вопроса радикальный исламизм в Крыму не извести.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram