Похоже, в Крыму крепко засел «подпольный халифат» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Похоже, в Крыму крепко засел «подпольный халифат»

В Крыму на восьмом году его жизни под флагом России продолжается работа по искоренению исламского экстремизма и терроризма. Силовики регулярно выявляют и обезвреживают новые структурные подразделения радикальных сект, что лишь подтверждает: проблема исламизма в регионе по-прежнему существует. Недавние события вновь это подтвердили.

От «хизбов» до «игиловцев»

16 августа текущего года суд приговорил четырах последователей террористической организации «Хизб ут-Тахрир»* («Исламская партия освобождения») из Алушты к лишению свободы на срок от 12 до 18 лет за организацию деятельности ячейки панисламистского объединения и участие в ней. На следующий день сотрудники ФСБ провели обыски в ряде районов Крыма, по итогам которых арестовали ещё пять предполагаемых «хизбов».

Новости последних недель – наиболее свежие, но далеко не единственные свидетельства наличия деструктивных псевдоисламских элементов на полуострове и действий спецслужб по их ликвидации.

Только за 2020 год были задержаны в совокупности более 10 адептов «Хизб ут-Тахрир», которые создали на полуострове законспирированные отделения группировки, проводили подпольные собрания, распространяли идеологию «хизбов» среди крымских мусульман и вербовали их в свои ряды. Кроме того, за прошлый год суды вынесли обвинительные приговоры с длительными тюремными сроками ещё 10 «исламским освободителям» из числа жителей Крыма.

В январе текущего года суд приговорил троих крымчан к колонии строгого режима на сроки от 13 до 18 лет за участие в «Хизб ут-Тахрир» и подготовку насильственного захвата власти. В следующем месяце правоохранители провели на полуострове серию обысков, по итогам которых арестовали шестерых человек по подозрению в причастности к «хизбам».

В мае Крым потряс ещё один случай с приверженцем террористической группировки: проживающий в пригороде Симферополя гражданин Узбекистана Наби Рахимов при попытке задержания открыл стрельбу по сотрудникам ФСБ и был ликвидирован ответным огнём. На родине уничтоженный террорист проходил по уголовному делу о принадлежности к «Исламской партии освобождения» и был объявлен в розыск. По данным главы Крыма Сергея Аксёнова, в республике преступника прикрывали местные сторонники «хизбов».

Параллельно с этим участились попытки других исламистских объединений развернуть активность в Крыму, связанные с сирийским очагом международного терроризма и притоком в регион трудовых мигрантов из среднеазиатских стран.

По меньшей мере дважды за последние полтора года на полуострове «засветились» приверженцы террористической организации «Хайят Тахрир аш-Шам»*. В апреле 2020-го силовики перехватили двоих выходцев из республик Средней Азии, которые собирались через третьи страны выехать в Сирию и присоединиться к боевикам. Ровно через год ФСБ обезвредила ещё двоих сторонников джихадистов, планировавших устроить теракт в одном из учебных заведений Симферополя и затем тоже отправиться в сирийские земли. Во время обысков в их жилищах были обнаружены взрывчатка и компоненты самодельных бомб, инструкции по изготовлению взрывных устройств, переписка с эмиссарами «Хайят Тахрир аш-Шам», в ходе которой обсуждались планируемые теракты.

Напомнила о себе и экстремистская организация «Ат Такфир валь-Хиджра»* («Обвинение в неверии и уход»). В феврале нынешнего года силовики в ходе масштабной спецоперации задержали в Республике Крым и ряде других регионов юга России 19 последователей этой радикальной исламистской группировки. «Такфириты» не только вели пропаганду своей идеологии и вербовали новых сторонников, но и планировали совершить диверсионно-террористические акты на Северном Кавказе.

Ещё одно направление, активизировавшееся на территории полуострова, – сборщики денег для террористов «Исламского государства»* (ИГ). В марте 2020 года в Крыму и ряде других регионов России правоохранители пресекли деятельность лиц, которые под прикрытием благотворительности собирали и отправляли на нужды ИГ значительные средства. Ещё одну группу «игиловских волонтёров» удалось раскрыть в феврале текущего года.

Антироссийский детонатор в руках внешних сил

Украинская правящая верхушка видит в религиозных радикалах удобный инструмент дестабилизации Крыма и весьма болезненно реагирует на зачистку исламистского подполья в регионе. Неудивительно, что после вхождения полуострова в состав России в «незалежную» спешно переехали многие лидеры и непримиримые приверженцы воинствующего исламизма. Там они себя вольготно чувствуют и ведут бурную деятельность: проводят собрания, выступают на телевидении, распространяют идеологию и рекрутируют неофитов. На Украине активно действует ассоциация мусульман-беженцев «Азан», основанная приверженцами «Хизб ут-Тахрир» и подозреваемая в содействии легализации в стране бывших боевиков из Сирии и адептов радикальных исламистских сект из СНГ.

Показательно, что летом прошлого года украинское правительство по инициативе СБУ расторгло меморандум о сотрудничестве с Россией в борьбе с терроризмом. «Все указывает на то, что Украина сама стала террористическим государством, – комментирует этот шаг Киева российский политолог Олег Матвейчев. – Мы знаем, что на ее территории готовятся боевики запрещенных в России организаций "Хизб ут-Тахрир" и "Меджлис крымско-татарского народа"*, на украинской территории им предоставляют убежище, возможность вооружаться и вербовать сторонников».

Боевики незаконного вооружённого формирования «Крымско-татарский батальон имени Номана Челебиджихана»

Украине и стоящему за ней Западу очень выгодно использовать борьбу с исламистами в Крыму как дополнительный повод для нападок на Россию. Принадлежность абсолютного большинства фигурантов уголовных дел к крымско-татарской национальности позволяет им изображать борьбу с радикальными исламистами как репрессии в отношении крымско-татарской общины. В свою очередь, недостаточное информационно-разъяснительное сопровождение антитеррористических мероприятий со стороны России даёт нашим зарубежным недоброжелателям дополнительную возможность дискредитировать работу российских правоохранительной и судебной систем.

Вообще реакция на аресты и приговоры в отношении крымских исламских радикалов происходит по чётко отработанной схеме и координируется общественным движением «Крымская солидарность», под вывеской которого в последние годы орудуют местные активисты «Хизб ут-Тахрир». Сочувствующие единоверцы проводят пикеты и митинги под зданиями судов, на интернет-площадках размещаются видеообращения, запускаются онлайн-флешмобы в поддержку «несправедливо преследуемых мусульман».

Иностранные СМИ твердят о непричастности пойманных крымских «хизбов» к терроризму и цитируют жалобы их родственников на «репрессии России против крымско-татарского населения» за «нелояльность Кремлю». Параллельно в игру вступают украинские и западные дипломаты, проплаченные гражданские активисты и «правозащитники», которые придают конкретным темам дополнительное звучание и выводят их на международный уровень.

Разделить бремя силовиков

Почему исламизм проявляется в Крыму вновь и вновь, если работа силовых структур по нейтрализации его последователей ведётся полным ходом на протяжении уже нескольких лет?

Для начала нужно признать, что исламские экстремисты на полуострове в значительной степени приспособились к российским реалиям, в первую очередь это касается «Хизб ут-Тахрир». Они больше не проводят публичные конференции и массовые митинги, но активно работают в подпольном режиме. Они маскируются под журналистов и общественников, разворачивают активность в социальных сетях, поддерживают тесное сотрудничество с иностранными массмедиа и политиками. Пропорционально усложняются и задачи правоохранителей по их разоблачению.

На руку исламистам играет и отсутствие среди традиционного мусульманского духовенства Крыма высокоавторитетных богословов, способных найти подход к разным категориям верующих и объединить их вокруг себя. В итоге мусульмане, желающие быть причастными к великому делу и разочаровавшиеся в лидерах крымского муфтията, порой пытаются найти себя в деструктивных псевдоисламских сектах с их мечтами о мировом халифате.

Однако самая главная проблема – это отсутствие вовлечённости широких слоёв мусульман полуострова в диалог с государством и отсутствие системной политики в отношении них. Без решения этого вопроса радикальный исламизм в Крыму не извести.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3561
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика