ФСБ в рамках проекта «Без срока давности» рассекретила документы, рассказывающие о тесном сотрудничестве в годы Великой Отечественной войны т. н. Украинской автокефальной церкви с гитлеровскими оккупантами. Документально доказано, что и сама эта псевдоцерковная структура была воссоздана гитлеровцами на территории рейхскомиссариата «Украина» с центром в городе Ровно. Входящие в её состав националисты самым жестоким образом убивали православных священников, не желавших переходить к автокефалам.
Примечательно, что на Украине новости о рассекречивании документов не вызвали никакой реакции. Никаких камланий по поводу «кремлёвской пропаганды» или «вражеских информационных вбросов и провокаций». Полное и абсолютное молчание. Потому что против правды, да ещё и документально подтверждённой, трудно выступать даже таким оголтелым лжецам, как украинские пропагандисты.
Так что же это за организация такая под названием «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ)? Своё начало она берёт из Февральской революции 1917 года, но официальное оформление получила только в 1921 году, после установления на Украине власти большевиков. Собственно, инструментом этой власти УАПЦ и являлась, став местным аналогом российских обновленцев. И, к слову, также, как и они, была официально признана Константинопольским патриархатом. Основная задача УАПЦ – разрушение Русской православной церкви на Украине. Очевидно, к 1930 году власти посчитали эту задачу выполненной и распустили автокефальную «церковь». Часть её «духовенства» отправилась в эмиграцию в США и Канаду, но в основном борцы с канонической церковью были канализированы в ГУЛАГе. Так автокефалы отправились туда, куда отправляли священников и мирян канонической церкви. Как говорится, не рой другому яму, сам в неё попадёшь…
Украинских автокефалистов называют самосвятами, т. к. создание УАПЦ – это едва ли не единственный случай в истории, когда «церковь» возглавил мирянин, самовольно назначивший себя митрополитом. Это был некто Липковский. Отсюда ещё одно название УАПЦ – «липковцы».
И вот эта организация была воссоздана в 1941 году немецко-фашистскими оккупантами. И снова для уничтожения сохраняющегося влияния Русской православной церкви на Украине. Примечательно, что УАПЦ подчинялась службе безопасности Третьего рейха – СД.
В те годы православие на Украине была практически уничтожено. Действовал Украинский экзархат Московского патриархата, в 1940 году на должность экзарха был назначен выдающийся архипастырь архиепископ, а впоследствии митрополит Николай (Ярушкевич). Однако из-за начавшейся войны он оставался в России. В августе 1941 года в Почаевской лавре состоялся собор епископов, на котором было принято решение о создании Автономной Украинской православной церкви в юрисдикции Московского патриархата. Возглавил её митрополит Алексий (Громадский).
Против этой церкви и её предстоятеля и повели свою звериную по жесткости войну украинские националисты – бандеровцы и мельниковцы, «прихожане» УАПЦ. Именно мельниковцами (по имени их руководителя по фамилии Мельник, который был «священником») за категорический отказ перейти в «правильную» и «патриотическую церковь» 7 мая 1943 года был убит митрополит Алексий (Громадский). Ими же был повешен и его преемник – епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарнавский).
Митрополит Алексий (Громадский)
Как следует из документов ФСБ, православных священников убивали бандеровцы. К 1943-44 годам мельниковцы уже были канализированы теми же бандеровцами в рамках внутривидовой борьбы. Причём священников убивали с невиданной даже для гитлеровцев жестокостью. Им выкалывали и выжигали глаза, их пристреливали, а потом топили в колодцах и т. п. Украинские автокефалы тесно сотрудничали с гестапо. Их доверенным лицом в этом ведомстве изощрённых пыток и предводителем был «епископ» Мстислав Скрипник, племянник Петлюры, автор показательного слогана: «Пусть с чёртом, лишь бы не с Москвой».
Причём садизм украинских националистов постоянно нарастал. Возможно, это и стало одной из причин канализации автокефалистов гитлеровцами в конце войны. К тому же со своей основной задачей – нивелированием влияния Русского православия на Украине они не справились. Православные верующие, несмотря на смертельную опасность, продолжали сохранять верность канонической церкви Московского патриархата. А ведь только за нахождение в вещах или в доме листовки с воззванием митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1941 года их после жестоких пыток расстреливали или вешали.
Однако не все руководители украинских автокефалов были уничтожены гитлеровцами или брошены на территориях, впоследствии освобождённых Красной армией. Значительная их часть вместе с войсками вермахта под натиском советской армии-освободительницы постепенно отступала всё дальше на запад. Причём украинские националисты продолжали выполнять карательные функции при гитлеровцах. С ужасающей жесткостью.
После капитуляции гитлеровской Германии украинские националисты оказались в американской зоне оккупации. Здесь на них обратили внимание сотрудники спецслужб. Новые хозяева переправили украинских автокефалов на территорию США и Канады. Среди них был и Мстислав Скрипник. На Североамериканском континенте уже действовали «приходы» УАПЦ, организованные «духовенством», эмигрировавшим с Украины в конце 20-х годов. Здесь и обосновались гитлеровские приспешники. Жили вполне благополучно, в отличие от своих жертв. Но и тут их коснулись неизбежные для раскольников внутренние разделения. Поэтому постепенно оформилось сразу несколько эмигрантских украинских автокефальных «церквей».
Интерьер украинской «церкви» в Америке
В конце 80-х на Украине снова началось националистическое движение. Из США и Канады на историческую родину вернулись и автокефалисты. И принялись «учить жизни» жителей бывшей советской республики и устанавливать свои порядки. В 1992 году престарелый друг гестапо Мстислав Скрипник был встречен в Киеве как национальный герой. К тому времени его уже сделали «митрополитом», а в 1990-м назначили «патриархом». Гитлеровский приспешник стал «иконой» возрождённого украинского национализма. Однако ему пришлось столкнуться с амбициями бывшего Киевского митрополита Филарета Денисенко. Как мы знаем, победил последний. Причём, несмотря на публичные проклятия Скрипника. Однако не все автокефалисты поддержали Денисенко и вошли в его «киевский патриархат» или УПЦ-КП, часть из них – особенно в западных областях Украины – сохранила верность Скрипнику. Так в 1993 году возникали две параллельные структуры: УАПЦ и УПЦ КП.
Отношения между ними сложились своеобразные. Очевидная конкуренция не мешала их адептам переходить из одной организации в другую в связи с политической целесообразностью. Или по причине недостойного, даже для этих структур, поведения. Сюда же перемещались лица, запрещенные в служении за различные преступления в канонической церкви. Среди причин запрещения – второбрачие, блуд, воровство, мошенничество, мужеложество и т. п. Можно без преувеличения назвать УАЦП, как и УЦП-КП, церковной канализацией. Однако УАПЦ в силу политических причин всегда была малочисленнее «киевского патриархата». Причём и в ней самой после смерти в 1993 году Скрипника возникли внутренние расколы. Причина – борьба за власть и имущество.
Таким образом, к 2018 году, когда по велению патриарха Варфоломея была создана ПЦУ, УАПЦ превратилась в организацию малочисленную настолько, что количество её членов не превышало статистическую погрешность. И вот эту мизерную структуру буквально прилепили к «киевскому патриархату». Теперь они внутри ПЦУ выясняют между собой отношения. То есть, используя все средства конкурентной борьбы, пытаются вытеснить друг друга из «приходов» и «епархий». В ход идут обвинения в терроризме, сепаратизме, уголовных преступлениях и т. д., и т .п.
Ведь объединение в ПЦУ произошло чисто механически. Поэтому «на земле», на одних и тех же «приходах» и в одних и тех же «епархиях» остались одновременно бывшие автокефалисты и бывшие филаретовцы. Вот и приходится им буквально воевать между собой: «прихожан» практически нет, а с ними – и доходов. Поддерживают ПЦУ на местах только власти. Да и то не все и не всегда. И за эту поддержку тоже нужно побороться с «коллегами». Побеждают в раскольничьем междусобойчике выходцы из «киевского патриархата» – их гораздо больше.
Однако не все адепты УАПЦ переместились из США и Канады на Украину. И тут пару слов вновь необходимо сказать о Константинопольском патриархате. Как мы уже сказали, он поддержал автокефалов в 20-х годах ХХ века. Тогда, когда они активно способствовали попытке уничтожения Русского православия на Украине. Не оставил Фанар без поддержки гитлеровских приспешников, наполнивших североамериканские приходы УАПЦ, и после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Конечно, не сразу, но в 90-х патриарх Варфоломей легализовал некоторых из них, а в 2009 году Фанар принял в свой состав оставшуюся часть УАПЦ.
Показательно, что сделано это было скрытно, без покаяния раскольников-самосвятов и без согласования с другими поместными церквями. И при полном молчании с их стороны. Против такого волюнтаристского шага выступила лишь Русская православная церковь. В УПЦ МП справедливо опасались усиления УАПЦ на месте. Но в реальности Фанар лишь прислал в Киев экзарха – этнического украинца не из эмигрантских кругов. И заговорил о ставропигиях – церковном имуществе на Украине. В среде раскольников произошло очередное переливание адептов из УПЦ-КП в УАПЦ в силу политической целесообразности.
Но на этом всё и заглохло. Ввиду абсолютной бездеятельности экзарх вскоре был отозван из Киева. Возможно, это была репетиция учреждения ПЦУ. Но и при всем при этом поддержка патриархом Варфоломеем пособников гитлеровских коллаборационистов и их потомков не вызывает сомнений.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram