Украинский институт национальной памяти (УИНП) в рамках цикла «Война и миф» взялся за развенчивание советских «мифов» об Освободительном походе РККА в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Проект «Война и миф» запущен, как объявлено, для «деконструкции советских мифов и предотвращения использования истории Второй мировой войны в политических и пропагандистских целях, в частности страной-агрессором». Под последней УИНП понимает, разумеется, Россию.
УИНП намеренно не называет войну 1941-1945 гг. Великой Отечественной, настаивая на названии Вторая мировая. Если УИНП против использования истории этой войны в пропагандистских целях, почему же не позволяет потомкам победителей фашизма называть её так, как называли сами победители, т. е. Великой Отечественной? Ответ прост: УИНП – это пропагандистская структура, в её задачи не входит точное следование историческим фактам. А вот исказить события советской истории так, чтобы они не противоречили идеологическому дискурсу самостийной Украины, это как раз то, что требуется.
Освободительный поход РККА 1939 года (он же Польский поход) тоже пал жертвой махинаторов из УИНП. Его представляют не как освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии от польской оккупации, а как агрессию СССР и Третьего рейха против Польши. Но позвольте, если это был совместный план нападения Берлина и Москвы на Польшу, почему советские войска ждали целых 17 дней? Гитлеровцы вошли в Польшу 1 сентября, подразделения РККА – 17 сентября, когда польское правительство уже сверкало пятками у румынской границы, а немецкие части быстро приближались к рубежам СССР. Если бы РККА не двинулась навстречу немцам, они бы установили границу с СССР по р. Збруч, гораздо ближе к Киеву.
И зачем Москва долго уговаривала Польшу заключить антигерманский союз, если собиралась в 1939 году напасть на неё вместе с Германией? Себе во вред, что ли?
В ходе Польского похода было зафиксировано несколько случаев воздушных и танковых стычек между советскими и немецкими войсками в приграничных районах. Если бы Москва и Берлин загодя готовились к совместному нападению на Польшу, вряд ли солдаты не знали бы внешнего вида самолётов и танков союзника. И уж тем более нельзя перепутать немецкие кресты на броне и фюзеляжах с белым двуглавым польским орлом. Всё это говорит о том, что РККА сдерживала захватнические аппетиты немцев. Этим объясняется и отказ советского командования от совместного штурма Львова, который предлагала немецкая сторона.
Версия о совместной агрессии Третьего рейха и СССР против Польши очень нравится полякам, потому что позволяет спрятать за нею позорные факты закулисных шашней Варшавы с Гитлером во второй половине 1930-х годов. А киевскому режиму эта версия нужна для оправдания антисоветской пропаганды, дабы окончательно добить идею единения народов страны Советов. Киевским самостийникам эта идея ни к чему.
Напомним, что Западная Украина и Западная Белоруссия оказались в составе польского государства не добровольно. Польская пропаганда во все горло кричит о вероломном нападении СССР в 1939 году, но молчит, что сама напала на страну Советов в 1920 году без объявления войны. Воспользовавшись вторжением западных интервентов на Украину, Кавказ, Дальний Восток, в Молдавию, европейскую часть России, польская армия втихую перешла границу и ринулась вглубь молодого Советского государства. Дошла до Киева, но откатилась до Варшавы, однако затем сумела захватить Западную Украину, Западную Белоруссию и кусок Литвы. В истории Польши эти территории называют «Восточными кресами». Диктатор маршал Пилсудский не скрывал, что создаёт Речь Посполитую «от моря до моря».
Восточные кресы (оранжевый цвет)
Эти земли Варшава по сей день считает польскими. Даже более того, крайнюю границу «Восточных кресов» польская историография видит... под Смоленском! Полюбуйтесь на выставку Польского института национальной памяти (ПИНП) «Кресы» – восточные земли Речи Посполитой». Там все «кресы» разделены на три категории. Собственно «Восточные кресы» – это Западная Украина и Западная Белоруссия, «Утерянные «кресы» – остальная Украина и Белоруссия и т. н. «Далёкие «кресы» – это часть России, бывшая в польских руках в XVII в. Всё, до чего хоть однажды дотянулись на востоке польские руки, Варшава считает исторически польским!
УИНП создан по лекалам ПИНП, и неудивительно, что его дискурс о Польском походе РККА в общих чертах совпадает с дискурсом ПИНП. УИНП немного «корректирует» этот дискурс под идеологию украинской самостийности. Он не отрицает, что население Западной Украины притеснялось поляками и потому видело в РККА освободителей. ПИНП, к примеру, так не говорит и утверждает, что большинство украинцев хотели быть в Польше, а не в Советском Союзе. Но УИНП признание факта радостной встречи западными украинцами советских солдат в 1939 году надо для того, чтобы в дальнейшем оправдать действия ОУН*. Дескать, народ поверил Сталину и ошибся, и ОУН осталась единственным блюстителем национально-народных чаяний украинского народа.
Репрессивная политика при Сталине основывалась на идеологических, а не национальных постулатах. Аресты проводились по политическим, а не этническим мотивам. Не отрицая факта репрессий в те годы, нельзя не указать на дурную моду зачислять в невинно пострадавших скопом всех арестованных. А ведь среди них были не только невинные люди, но и шпионы, саботажники, вредители, уголовники, воры. УИНП, например, к невинно пострадавшим относит карателей из ОУН, чьи руки по локоть в крови мирных граждан. УИНП старательно избегает упоминания о том, что в истребительных отрядах НКВД в период борьбы с украинскими националистами на Западной Украине состояли не только «москали», но также и местные мужчины.
Нельзя не обратить внимания на расхождение исторических версий Варшавы и Киева о тех событиях. Киев оправдывает появление ОУН тем, что украинцы боролись против двух тоталитарных режимов – пилсудчиковской Польши и сталинского СССР. Варшава твердит, что репрессии польских органов против западных украинцев объяснялись либо их членством в ОУН, либо содействием «советским оккупантам». Сторонников СССР на Западной Украине было действительно немало. Убитый современными украинскими националистами в 2016 году писатель Олесь Бузина писал, что в после 1939 года в компартии состояла значительная часть жителей Тернопольской области.
Дабы подчеркнуть отсталость СССР как государства, УИНП акцентирует внимание на бедном внешнем виде вошедших на Западную Украину красноармейцев и на их удивлении возможностью купить на галичанских рынках столько продуктов, сколько нужно. Даже если так и было, что удивительного в том, что воины страны, пережившей из-за блокады со стороны Запада несколько голодных лет и поднимавшей экономику буквально из руин, не выглядели сиятельно? Да и в этом ли дело? Эти же красноармейцы сумели уже нанести поражение китайцам в боях за КВЖД (1929), японцам на о. Хасан (1938) и Халхин-Голе (1939), повоевать в Афганистане (1929 и 1930), Испании (1937-1938) и Китае (с 1937). Их приход в Западную Украину и Западную Белоруссию и бегство оттуда сытого и хорошо обмундированного польского войска – лучшее свидетельство их боеспособности.
«Нас освободили, и что с этим поделать?» – цитирует УИНП композитора Станислава Людкевича в подтверждение версии о неприятии Западной Украиной советских солдат. Но почему УИНП не процитирует торжественные слова, которые Людкевич произносил позже, в 1964 и 1969 годах, когда его удостоили званий лауреата Государственной УССР им. Т.Г. Шевченко и народного артиста СССР? Судьба Людкевича в СССР сложилась вполне счастливо, он прожил сто лет, его никто не репрессировал, несмотря на его службу в австрийской армии в Первую мировую. Не мешало бы УИНП рассказать, что в 1920-х Людкевич издавал галицко-русские песни. Галицкими русинами называли нынешних украинцев, и этот этноним подчёркивает русское происхождение тех, кого позже переименовали в украинцев. Но об этом-то УИНП предусмотрительно помалкивает.
Киевский режим, видимо, не совсем понимает возможные последствия отрицания освободительной миссии РККА на Западной Украине и Западной Белоруссии. Если советский режим преступен, то преступен и факт воссоединения Западной Украины с остальной Украиной. Не только в 1939 году, но и в 1940 г. (Румынский поход РККА, вернувший в состав Украины Черновицкую и Одесскую обл.), и присоединение к Украине Закарпатья в 1944 году.
Покусившись на светлую память защитников Украины от польского национал-шовинизма, Киев сам создаёт морально-идеологические предпосылки для оправдания сегодняшних претензий Польши, Румынии и Венгрии на украинские территории.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram