Почему встреча Путина и Лукашенко в Москве не стала знаковой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Почему встреча Путина и Лукашенко в Москве не стала знаковой

Встреча белорусского и российского лидеров в Москве 9 сентября еще до своего начала наделала много шуму. Идущая с 2019 года работа над углублением интеграции в рамках Союзного государства, которая, по словам чиновников двух стран, наконец-то завершилась, стала основной темой обсуждения накануне переговоров. Белорусская оппозиция, лидеры которой на протяжении последних лет обвиняют Александра Лукашенко в попытке «сдать» суверенитет страны Кремлю, в очередной раз подняли волну возмущения. Согласно их заявлениям, белорусский лидер ехал в Москву не только просить деньги для поддержания экономики страны, но и договариваться о сохранении своей власти в обмен на усиление влияния России в Белоруссии. Никакие доводы и заявления официального Минска и Кремля о том, что сегодня вопросы политической интеграции сняты с повестки дня, не смогли убедить противников белорусского лидера, большинство из которых являются открытыми русофобами.

Масла в огонь подливало и то, что не было известно точно, о чем идет речь в рамках работы по интеграции. Исходя из общих сведений, документы предполагают договоренности по сближению в области денежно-кредитных отношений, по вопросам промышленной, аграрной политики и таможенного администрирования, налогового законодательства, защиты прав потребителей, конкуренции и торговой деятельности. Помимо этого, программы содержат решения по энергетическому комплексу, включая формирование объединенных рынков, развитию атомной энергетики и подходам в работе на транспортном рынке. Дополнительно есть блок вопросов, охватывающий проблемы унификации социально-трудовых аспектов, равенства прав граждан двух стран и организации туристической сферы.

Официально ни о какой политической интеграции сегодня речи не идет, а сближение двух стран должно проходить лишь в сфере социально-экономического сотрудничества, о чем неоднократно заявляли и в Минске, и в Москве.

В то же время информация о тематике предстоящих переговоров была крайне размытой, а некоторые заявления по ним и вовсе противоречили друг другу, что давало повод для противников Лукашенко придумывать свои версии их итогов. В частности, незадолго до поездки президента Белоруссии в Москву посол республики в России Владимир Семашко заявил, что на сегодня практически завершена работа над 28 союзными программами. По его словам, лидеры двух стран должны были не просто утвердить данные документы, но и подписать. Однако позже оказалось, что слова белорусского посла не были точными и их опровергли и в Кремле, и сам Лукашенко.

Президент Белоруссии сообщил, что программы на встрече будут обсуждаться, но их подписание, в случае достижения договоренностей с Путиным, произойдет не ранее заседания Высшего госсовета Союзного государства, которое может состояться октябре-ноябре текущего года. Дополнительно к этому пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что сегодня нельзя говорить о том, что программы будут подписаны, так как необходимо «трезво оценивать ситуацию» и не спешить с процессом дальнейшей интеграции двух стран. По его информации, в Москве планировалось лишь обсудить наиболее важные темы двусторонней повестки дня, ситуацию на международной арене, проблемы обеспечения безопасности СГ и Евразийского экономического союза, а также противодействие современным угрозам, в том числе в связи с ситуацией в Афганистане. В итоге, как показала пресс-конференция В. Путина и А. Лукашенко, острожные прогнозы российской стороны себя оправдали.

Стоит заметить, что сами по себе переговоры проходили в довольно своеобразной обстановке. Белорусский лидер прибыл на уже пятую в течение года личную встречу с Путиным еще в середине дня, хотя сама встреча была намечена на 17.00. При этом, как было заявлено пресс-службой Кремля, переговоры с белорусским коллегой у В. Путина были не единственным мероприятием в этот день, а график российского президента отличался крайней насыщенностью. В частности, прошли еще несколько мероприятий, среди которых крайне важный для России саммит БРИКС в режиме видеоконференции, а также заседание российского оргкомитета «Победа». Все это было организовано до встречи с Лукашенко, что в некоторой степени смазывало для внешнего зрителя ее важность, даже несмотря на объявленную пресс-конференцию двух лидеров, которую они уже давно не проводили и от которой многие ожидали серьезных и прорывных заявлений.

По официальной информации, президенты двух стран во время переговоров, который длились в общей сложности более 7 часов, как и предполагалось, обсудили широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества, а также проблемы международного характера. Как отметил на следующий день А. Лукашенко, «таких шагов мы еще не предпринимали». И, действительно, на первый взгляд это именно так, особенно на фоне всех предыдущих встреч двух лидеров.

Официально было заявлено о согласовании всех 28 союзных программ, которые были приняты правительствами двух стран на следующий день. Теперь, как отметил позже глава РБ, документы необходимо «дошлифовать» и представить на подписание президентам к запланированному на 4 ноября заседанию Высшего государственного совета СГ. При этом конкретики относительно того, что же прописано в этих документах, снова не прозвучало, и даже опубликованное 10 сентября «Совместное заявление Председателя Правительства Российской Федерации и Премьер-министра Республики Беларусь о текущем развитии и дальнейших шагах по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства», не привнесло в это никакой ясности.

На пресс-конференции же лидеры двух стран лишь в общих чертах назвали то, что и раньше звучало из Минска и Москвы. В частности, речь идет о договоренностях по проведению общей макроэкономической политики, интеграции платежных систем, углублении сотрудничества в информационной безопасности, таможенной, налоговой (гармонизации всех косвенных налогов), энергетической сферах, единой промышленной политике и общем доступе к госзакупкам и госзаказу, а также получении гражданами и юридическими лицами двух стран равных прав и возможности в экономической и социальной сферах. Кроме того, подтверждено дальнейшее военное сотрудничество, совместное противостояние внешнему давлению и прочие аспекты двустороннего сотрудничества.

Это, действительно, произвело сильное впечатление на наблюдателей, особенно на фоне заявления о создании единого рынка газа к 2023 году и сохранении цены на российского голубое топливо для Белоруссии в следующем году на уровне текущей ($128,5 за тыс. кубометров), особенно если помнить, что цены на мировых рынках сегодня достигли своего пика, перевалив 10 сентября за $700 за тыс. кубометров.

Однако в дальнейшем стало очевидно, что настоящего прорыва все же не произошло. В частности, о цене на газ для Белоруссии лидеры договорились еще в июле на встрече в Санкт-Петербурге, а о создании единого газового рынка было объявлено в начале апреля. Более того, так и  нет ответа на вопросы о появлении регулятора общего рынка газа и его функциях, а также о том, будет ли с 2023 года цена на голубое топливо одинаковой для обеих стран. Возможная финансовая помощь Белоруссии со стороны России, которую, по словам Лукашенко, Минск не просит, составит до конца 2022 года лишь $630-640 млн. Это, скорее всего, произойдёт в рамках рефинансирования белорусского долга перед Москвой, а остальные средства властям республики придется искать в Евразийском союзе, о чем уже сегодня говорят в белорусской столице.

Кроме того, было подчеркнуто, что вопрос политического сближения не рассматривается, хотя это и возможно, если так решат народы двух стран. В этой связи В. Путин даже сообщил о перспективе появления союзного парламента, но когда это может произойти, так и не уточнил. Стало известно, что не будет в СГ и единой валюты, поскольку так и не решен главный вопрос – где будет расположен единый эмиссионный центр. По вопросу гармонизации налогового и таможенного законодательств двух стран, а также создания общего платежного пространства в рамках Союзного государства также не внесено никакой ясности, особенно на фоне совершенно разных подходов властей Белоруссии и России к этим сферам внутри своих государств. Как отметил российский лидер, на встрече были «определены общие ориентиры формирования в перспективе единой денежно-кредитной политики».

Одновременно, как показали итоги встречи, не был решен и важнейший для Белоруссии вопрос, связанный с нефтяной сферой. При этом А. Лукашенко за несколько дней до поездки в Москву официально сообщал, что эта тема будет одной из главных на переговорах. По итогам же встречи осталось непонятно, решена данная проблема или нет и получит ли Минск компенсацию за налоговый маневр в нефтяной отрасли России.

В то же время, несмотря на множество невыясненных вопросов, нельзя говорить о том, что переговоры Путина и Лукашенко были проходной встречей. Внешне было видно, что лидеры двух стран не имеют между собой никаких противоречий и согласны с тем, что интеграцию сегодня нельзя форсировать. Звучали слова о братских отношениях, едином понимании международной и двусторонней повестки дня, необходимости совместного развития и сотрудничества в условиях внешнего давления и прочее. Были приняты некоторые мелкие, но идеологически нужные решения, как, например, полное возобновление авиасообщения между странами.

Все это говорит о готовности Минска и Москвы пусть медленно, но все же идти по пути сближения. Остается надеется, что в ноябре стороны подпишут союзные программы и приступят к практической реализации того, о чем говорят на протяжении последних лет.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2946
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика