«Идея общего рынка труда в рамках ЕАЭС полезна и выгодна. России нужны рабочие руки, а страны Центральной Азии сталкиваются с их излишком. Мы видим определенный евразийский симбиоз. Россия импортирует рабочую силу, страны Центральной Азии экспортируют. Казахстан где-то посередине. Едут работать и сюда, и отсюда. Для экономик стран Союза это достаточно нормальная гармоничная ситуация», - заявил казахстанский экономист Айдархан Кусаинов, выступая на очередном заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Рынок труда Евразии: демографические тренды интеграции».
В рамках деятельности ЕАЭС и СНГ предусмотрено тесное сотрудничество государств по вопросам развития трудовой миграции и социальной защиты трудящихся. Пандемия ускорила процессы трансформации рынка труда за счет более широкого использования цифровых технологий. Летом 2021 года в странах ЕАЭС введена в действие «Унифицированная система поиска «Работа без границ» - первый совместный цифровой проект на евразийском пространстве. Кроме того, в конце мая 2021 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан первый многосторонний международный договор данного объединения в области трудовых ресурсов. Это соглашение о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств - участников СНГ.
Эксперты подчеркнули, что, помимо цифровизации, важным является влияние демографических факторов на социально-экономическое развитие интеграционных объединений, так как численность населения и его динамика во многом предопределяют их масштабы, устойчивость и конкурентоспособность. При этом демографические процессы на постсоветском пространстве характеризуются значительной дифференциацией и имеют региональные особенности. У государств сложились разные типы демографической динамики.
В странах, где преобладают славяне (Беларусь, Россия, Украина) - относительно высокая продолжительность жизни, но низкая рождаемость. Эти страны испытывают дефицит трудовых ресурсов, сокращение призывников, школьников и студентов, общее старение населения. В Центральной Азии и Азербайджане, напротив, темпы рождаемости высокие, значительную долю в структуре населения занимают дети и молодежь. Здесь возникают проблемы роста безработицы, криминала, высокой смертности. На все это накладываются последствия распада СССР, наличие малочисленного поколения, родившегося в 90-е годы, разрывы экономических и социальных связей и т. д.
«Согласно данным Всемирного банка (я подобрал страны ЕАЭС и Узбекистан), доля населения от 0 до 14 лет от всего населения во всех странах в последние годы растет, - указал экономический обозреватель Сергей Домнин. - Тем не менее заметно, насколько разные траектории и показатели. Доля такого населения в 2020 году высока в Кыргызстане (32,6%), Казахстане (29,1%) и Узбекистане (28,8%). Существенно ниже она в Беларуси (17,2%), России (18,3%) и Армении (20,8%). По итогам прошлого года процентное соотношение детей в Казахстане уже выше, чем в Узбекистане. Это означает, что казахстанский рынок труда в дальнейшем будет переполнен. Можно долго говорить о качестве рабочей силы, но я бы в первую очередь смотрел на ее количество. Молодое население растет, страна столкнется с естественным переходом модели национального рынка труда от импортной к экспортной. Поскольку двери открыты пока в основном в страны ЕАЭС, а конкретно только Россия нуждается в импорте рабочей силы, то вот и все перспективы».
На территории государств-членов ЕАЭС функционирует общий рынок труда, который, впрочем, существенно потрепался в прошлом и нынешнем году. Тем не менее официально здесь реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам стран ЕАЭС, желающим работать друг у друга, не требуется оформлять такие документы, как патенты или разрешения на работу. Кстати, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на конец июля, по сравнению с аналогичной датой 2020 года численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, по ЕАЭС сократилась на 60,3%.
Численность населения стран СНГ увеличивается, но незначительно. На начало года она оценивалась в 287 млн человек. Сегодня это примерно 4% мирового населения. К примеру, в 1992 году на этой территории проживало 277 млн, а в 2018 году – 285 млн. Численность населения стран ЕАЭС по состоянию на начало 2021 года оценивалась в более чем 184 млн человек, рост также несущественный. То есть в одних постсоветских странах население сокращается, в других увеличивается. В итоге обеспечивается определенный баланс общей численности населения интеграционных объединений.
«Тема единого рынка труда связана не только с появлением ЕАЭС, - разъяснил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. - Еще в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века в СССР были явные региональные демографические диспропорции, о которых публично заговорили. Даже планировалось переселение части жителей Средней Азии в нечерноземную зону РСФСР. Более того, диспропорции существовали всегда. Большую роль в их наличии играли религиозные, национальные аспекты, традиции, которые веками складывались, политические реформы. Допустим, во времена столыпинской реформы в начале XX века излишняя рабочая сила из России направлялась на окраины, в том числе и в Казахстан».
По данным Центрального банка России, в 2020 году из страны за рубеж перевели 7,4 млрд долларов, из них в страны СНГ - 6,2 млрд. И это в условиях пандемии, снижения курса рубля и падения общемировых цен на нефть. К примеру, ВВП Таджикистана в 2020 году составил 7,3 млрд долларов. «Поэтому ряд правительств трудоизбыточных стран СНГ поощряют миграционные процессы, - считает эксперт. - Этим они фактически формируют достаточно большую отрасль экономики, приносящую доход, превышающий поступления от традиционных местных сфер занятости. Богатство и безопасность любого государства - это прежде всего люди».
На взгляд экспертов, основными донорами трудовых ресурсов на постсоветском пространстве и дальше будут оставаться страны Центральной Азии. Вероятно, и Казахстан через определенное время увеличит экспорт своей рабочей силы за рубеж, так как в стране в последнее время наблюдается рост рождаемости и количества молодежи трудоспособного возраста, за которым процесс создания новых рабочих мест не поспевает.
По данным члена Национального совета общественного доверия при президенте РК Марата Шибутова, сейчас в Казахстане работают и активно продвигаются на рынке труда люди, которые родились в 90-е годы XX века. В те времена в стране рождалось примерно 150 тысяч человек в год. Ныне в трудоспособный возраст вступает молодежь, появившаяся на свет в начале 2000-х. Тогда в Казахстане ежегодно рождалось от 220 до 270 тысяч человек. В 2006 году на свет появилось более 300 тысяч, в 2016 году – около 400 тысяч человек.
«Такая демография отрицательно влияет на нашу экономику, - уверен политолог. - Прогнозируется, что по всей стране к 2025 году дефицит мест в школах будет для 1 млн человек. А еще новым людям нужны детские сады, поликлиники и больницы, жилье. Новых же реальных рабочих мест в год создается около 20 тысяч. Когда на рынок труда выходит 300 тысяч человек, 70 тысяч из них заменяют пенсионеров. 20 тысяч идут на новые места. Куда деваться остальным? Казахстан попал в демографическую ловушку. Со временем более 1 млн граждан отправится трудиться за рубеж. И тут рынок ЕАЭС для них окажется ключевым, точнее, российский трудовой рынок. Казахстанцам придется вытеснять с него представителей других стран, в частности граждан государств Центральной Азии. Иных трудовых ниш нет и не будет».
«Все равно большая часть трудовых мигрантов из Центральной Азии нацелена на Россию, - поддержал спикера политический обозреватель Владислав Юрицын. - У них нет серьезных альтернативных направлений. К тому же кто еще будет строить несколько новых городов в Сибири, которые должны появиться согласно идее министра обороны России Сергея Шойгу?»
По мнению профессора Казахстанско-Немецкого университета Рустама Бурнашева, на постсоветском пространстве укоренились два демографических мифа. Первый заключается во мнении о том, что чем больше в стране населения, тем лучше. «Но нигде нет показателей, доказывающих, что необходимо много людей, - сказал он. - Более того, есть государства, страдающие из-за большой численности населения, они пытаются ограничить его рост, опираясь на экономические расчеты или интуитивно. Например, Китай или Узбекистан. Рост населения приводит к достаточно серьезным проблемам, допустим, к нехватке социальной инфраструктуры. Люди, конечно, выживут, но в каких условиях и при каком качестве?»
Второй миф больше распространен в Казахстане, и он о том, что трудовая миграция – это плохо. «В стране долго хвастались тем, что она не экспортирует трудовых мигрантов, хотя это неправда, - рассказал профессор. - Потом стали популярны мнения о том, что казахстанцы едут только в развитые страны, например в Южную Корею, или на высокооплачиваемую работу в Европу и Северную Америку. Но это не совсем так. Много исследований показывают, что в той же России трудовых мигрантов из Казахстана достаточно много, и работают они точно также и на тех же позициях, что и кыргызы, узбеки, таджики. Может, даже условия у них хуже, потому что нет социальной структуры, развитых землячеств, которые их поддерживают. Как трудовые мигранты они менее заметны. Узбеки, кыргызы, таджики сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах, их видно, о них говорят».
Казахстанцев, как подчеркнул эксперт, убеждают, что никто не хочет уезжать трудиться за рубеж, что они живут лучше других в регионе. «Это приводит к тому, что нагрузка на социальную систему в стране серьезно возрастает, - заявил он. - Те, кто мог отправиться на заработки, не находя у себя в стране достойно оплачиваемой работы, остаются и занимаются чем придется. Интересно было бы посчитать и сравнить доходность тех, кто катает тележки на казахстанских базарах, и тех, кто работает на стройках в России».
«Лишних рук не бывает, так же как и мозгов, - заявил в свою очередь заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергей Козлов. - Главная задача государства – эффективно их использовать, регулировать перемещение рабочей силы как в отраслевом разрезе, так и в региональном. Надо не бояться того, что дети и молодежь, когда достигнут трудового возраста, станут лишними на рынке, а уделять особое внимание их профессиональной подготовке. Что же касается трудовой миграции, она является благом в рамках ЕАЭС. Поскольку выгодна, прежде всего, сотням тысяч людей, которые не могут заработать там, где они живут. Это, на мой взгляд, главное».
В свою очередь, политолог Замир Каражанов призвал оценивать ситуацию прагматично. Конечно, когда в структуре экономически дееспособного населения сокращается молодежь, это не может радовать, так как растет нагрузка на бюджет, возникает необходимость пенсионной реформы и т. д. Но в динамике развития на рынке труда наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, имеется нехватка рабочей силы в России. Однако в тех секторах экономики, которые подвержены цифровизации и автоматизации, рабочие места сокращаются.
«Данные процессы еще более характерны для развитых стран мира, - указал эксперт. - Там, где труд не требует умственной работы, можно поставить автомат, а людские ресурсы перенаправить в другие сферы. Дворник, каким бы старательным он ни был, вряд ли своим трудом разбогатеет. Определяющим фактором для наших стран будут не миграционные потоки, а способность улучшать человеческий капитал, стимулировать население быть образованным, востребованным, конкурентоспособным. Тогда его уровень дохода станет выше. И экономика от этого сильно выиграет, так как в ее структуре станет больше высоких технологий».
Что еще нас ждет в ближайшие годы? Как видно, пандемия уже изменила некоторые принципы рынка труда, традиционные формы занятости. Допустим, население Японии является самым престарелым и одним из самых быстро стареющих в мире. Но никто не слышал о том, что в страну массово приезжают трудовые мигранты. В Японии высокая автоматизация труда начала внедряться еще в 70-х годах ХХ века. Вероятно, на постсоветском пространстве часть стран пойдет по этому пути. По сути дела, рабочая сила перетекает туда, где больше платят. Сейчас в крупных городах многие специалисты с высшим образованием уходят работать курьерами, потому что можно больше заработать на элементарной развозке. В 90-е годы инженеры и профессора трудились челноками. В настоящее время применение новых технологий роботизации и автоматизации позволит частично закрыть дефицит рабочих мест, но это может случиться лишь в отдельных отраслях экономики.
«Если посмотреть на перспективы развития рынка труда всего ЕАЭС, то большую роль здесь играет Россия, и эта роль будет усиливаться, - утверждает старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право» Алматы менеджмент университета Александр Губерт. - Потому что страна делает шаги для развития своих регионов, строит верфи, заводы, осваивает месторождения газа. Все это делать непросто, надо пробираться через большие проблемы. Но развитие территорий идет, соответственно, нужны рабочие руки, как бы ни популяризовывалась удаленная работа и автоматизация производства».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram