Белоруссия на грани транспортной войны со странами Евросоюза? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Белоруссия на грани транспортной войны со странами Евросоюза?

Конфликт Минска и стран Евросоюза, который после прошедших в августе 2020 года в Белоруссии президентских выборов ширится с каждым днем, уже перекинулся и на сферу транспорта. За последний год количество проблем на границе Белоруссии с ЕС продолжает расти, и связаны они не только с возросшим потоком нелегальных мигрантов. Одним из основных вопросов на протяжении многих лет остается проблема пересечения границы автотранспортом, в первую очередь большегрузным.

Как показывает статистика, на белорусских автомобильных переходах с Литвой, Польшей и реже Латвией периодически возникают многокилометровые очереди из фур, в которых скапливаются сотни, а порой и тысячи грузовиков. Как правило, такая ситуация наблюдается в направлении Евросоюза и крайне редко – Белоруссии. За последние же месяцы эта проблема и вовсе стала постоянной. Государственный пограничный комитет (ГПК) Белоруссии практически ежедневно сообщает об очередях, обвиняя в этом своих европейских коллег. Как отмечают в ГПК, литовские и польские сопредельные пункты пропуска «продолжают не выполнять договоренности по пропуску грузовых транспортных средств через границу на свою территорию». Дополняет картину и то, что на ряде пунктов постоянно происходят какие-то нештатные ситуации (например, отключается свет, зависают базы данных и т. п.), а также проводится модернизация, которая резко сокращает их пропускную способность. Ярким примером этого может служить ситуация на белорусско-литовской границе, особенно в пункте пропуска «Мядининкай» / «Каменный Лог».

Дорога через данный пункт является самым востребованным направлением на белорусско-литовской границе, в том числе и потому, что водители грузовиков пытаются сэкономить на топливе. По ней идет регулярное транзитное движение грузового автотранспорта, выполняющего перевозки к портам Клайпеды, Вентспилса, Калининграда и в страны Евросоюза. В прошлом стороны неоднократно договаривались о том, что его пропускная способность будет увеличена, а Минск даже провел за деньги ЕС серьезное переоснащение со своей стороны. Литва же долгие годы кормила белорусских партнёров обещаниями и только весной текущего года приступила к совершенствованию своего пункта, которое должно завершиться во втором квартале 2023 года. Это уже привело к сокращению его пропускной способности, которая и ранее была небольшой из-за медлительности литовской пограничной и таможенной служб, на 50%.

Ранее в ГПК Белоруссии отмечали, что даже без реконструкции литовская сторона редко выполняла свои обязательства на данном пункте на 100%, продолжая игнорировать договоренности с белорусскими коллегами. При этом количество так называемых нештатных ситуаций в последний год резко возросло. Среди наиболее частых проблем на литовской стороне, по информации ГПК, являются «обновление баз данных таможни (при «ручном» оформлении через границу проезжали одна-две фуры в час), сбои систем оформления, проблемы с электричеством и передачей данных, а также малочисленность сотрудников таможенных смен литовских пунктов пропуска».

Все это на белорусско-литовской границе было и ранее, однако после начала кризиса во взаимоотношениях двух стран последнего года их количество стало просто неприличным. При этом Минск неоднократно обращался к Вильнюсу с предложением решить существующее проблемы, однако каждый раз не получал должного ответа.

Схожая ситуация наблюдается и в направлении Польши, хотя многокилометровые очереди из фур здесь наблюдаются реже. Но и здесь белорусский ГПК главной причиной проблем называет нежелание польской стороны нормально работать и выполнять принятые на себя обязательства на 100%.

Все это можно было бы списать только на плохую организацию работы на польской или литовской стороне, если бы не одно «но» – в настоящее время в проблему пересечения границы Белоруссии со странами ЕС вмешалась политика.

По сути, на сегодняшний день решение существующей многие годы проблемы с очередями на границе стало практически невозможно решить не столько из-за технических вопросов, сколько из-за политических противоречий Минска с Варшавой, Вильнюсом и в некоторой степени Ригой. Польша, Литва и Латвия являются главными инициаторами антибелорусских санкций последних месяцев, что не могло не вызвать ответной реакции в Минске. Белорусские власти долгое время терпели нападки со стороны своих соседей, пока не приняли решение нанести ответный удар в том числе и в сфере сотрудничества на границе и обеспечении транзита товаров.

В частности, Минск отказался сдерживать поток нелегальных мигрантов, который следует из стран Африки, Азии и Ближнего Востока в ЕС. Это уже привело к миграционному кризису в Литве, Латвии и Польше, где даже ввели режим чрезвычайной или экстренной ситуации в приграничных с Белоруссией районах. Как известно, соседи республики обвиняют в происходящем Александра Лукашенко, называя действия официального Минска «гибридной агрессией» против них и Евросоюза в целом.

Кроме того, белорусские власти не ограничились вопросом нелегальной миграции и пошли дальше в стремлении заставить Вильнюс задуматься о своих действиях. Так, с 30 августа Белоруссия ввела в действие постановление правительства, по которому фуры, перевозящие международные грузы из Литвы в направлении республики, должны обязательно использовать навигационные пломбы. При этом польских или латвийских перевозчиков данное ограничение не касается. Как не касается оно и грузовиков, которые перевозят товары из Калининградской области в Белоруссию по территории Литвы в рамках таможенного транзита.

Формально это было сделано для того, чтобы отслеживать передвижение грузов по территории Евразийского экономического союза. Пломба устанавливается на границе и снимается таможней в конечном пункте следования автомобиля и официально нужна для «выявлении признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров». При этом считается, что все это позволяет «сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны». Однако в нынешней ситуации в Вильнюсе расценивают данное нововведение как очередной элемент «гибридной агрессии», а литовские перевозчики находятся на гране паники.

Сама навигационная пломба не приобретается перевозчиком в собственность. Это услуга, которую оказывает белорусский оператор, а тариф пока составляет пять базовых величин (на сегодня это порядка 145 белорусских рублей, или около 50 евро). В Вильнюсе отмечают, что отсутствие официальных причин того, почему пломбы действуют именно в отношении грузов, прибывающих из Литвы, свидетельствуют о намеренной попытке надавить на литовских перевозчиков. Кроме того, там опасаются, что в скором времени ее стоимость может увеличиться в разы. А это вполне может привести к потере «логистической конкурентоспособности» местных перевозчиков, так как не только автотранспорт будет обходить Литву, но и корабли будут отдавать предпочтение портам Польши и Латвии. Поэтому литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков сначала обратилась к Белоруссии с просьбой пересмотреть свое решение, а позже попросила правительство своей страны обсудить с Латвией и Польшей применение аналогичных мер к белорусским грузам.

Таким образом, появление навигационных пломб уже усугубило отношения Белоруссии и Литвы в области автомобильного сообщения и пересечения границы, а в будущем грозит вылиться в настоящую транспортную войну, в которую будут вовлечены и иные европейские страны. Дальнейшее развитие событий вполне может привести к еще большим затруднениям на белорусских границах с ЕС, решение которых будет связано лишь с нормализацией политических отношений между сторонами.

 Проблема усугубляется еще и тем, что в отношении Белоруссии сегодня действует ряд ограничений, которые против нее ввели Евросоюз и США. В частности, речь идет о замораживании любого финансового и кредитного сотрудничества с официальным Минском со стороны западных структур. При этом белорусские власти всерьез рассчитывали провести модернизацию своей транспортной инфраструктуры, в том числе и за деньги Евросоюза. Еще в декабре прошлого года была утверждена реализация государственной программы «Инфраструктура пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь» на 2021-2025 гг. Согласно ей, должны быть реконструированы 20 автодорожных пунктов пропуска, что позволит увеличить пропускную способность погранпереходов с 32 до 38 тыс. автомобилей в сутки. Теперь же, когда финансирование подобных мероприятий стало ограниченным, вопрос о реализации программы находится под большим вопросом. Впрочем, с учетом отношения к работе на границе с Белоруссией со стороны Литвы, Польши и Латвии подобная проблема не является основной, хотя и будет оказывать определенное влияние на происходящее.

Таким образом, нынешняя ситуация на белорусских границах со странами Евросоюза не является новой проблемой. Страны – соседи Белоруссии и прежде тормозили транзит автотранспорта из республики в направлении Евросоюза, делая это в ряде случаев откровенно намеренно. Сегодня же ситуация усугубляется и разразившимся за последний год политическим кризисом в отношениях между Минском и странами ЕС, что может довести ее до невиданных ранее размеров. При этом решение всех вопросов возможно только при политической воле руководства соседних с Белоруссией стран, которого сегодня, к сожалению, не видно. Варшава, Вильнюс и Рига в надежде на нерешительность Минска продолжают нагнетать обстановку, абсолютно не думая о последствиях.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5446
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика