Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто обвинил Украину в притеснении венгерского меньшинства и предупредил, что в таких обстоятельствах не может быть речи о членстве Украины в НАТО. Как выразился министр, чтобы стать членом НАТО, нужно соблюдать демократические стандарты, а Киев этого не делает.
Очевидно, что Будапешт таким образом ответил Киеву за его огульную критику контракта Венгрии и России на поставку газа в обход Украины. В Киеве опасаются, что соглашение Будапешта с «Газпромом» приведет к прекращению транзита газа через Украину в Венгрию, и взывают к помощи Еврокомиссии. «Считаем это исключительно политическим, экономически необоснованным решением, принятым в угоду Кремля и в ущерб национальным интересам Украины и украинско-венгерским отношениям», – заявили в украинском МИД.
Такое поведение Киева венгерские власти не приемлют. Петер Сийярто считает, что речь идет о «попытке вмешательства в дела Венгрии». Соглашение с «Газпромом», сказал он, - вопрос «безопасности, суверенитета и экономики, а не политический вопрос».
В ответ на вмешательство в их внутренние дела венгры намерены по-прежнему блокировать сближение Украины с НАТО и добиваться от украинского правительства соблюдения прав венгерского меньшинства.
Позиция Киева здесь заранее проигрышная. Во-первых, когда одна страна продаёт другой газ, третья не может претендовать в ультимативном порядке на роль транзитера-посредника. Украина же делает именно так - требует, чтобы российский газ тёк в Венгрию через её территорию, и не иначе. На каком основании?
Во-вторых, национальный вопрос на Украине пребывает в обострённом формате, и любая искра способна здесь зажечь пламя. Киевский режим умудрился испортить отношения сразу с несколькими национальными диаспорами – поляками, венграми, румынами, болгарами. Назвать диаспорой русских не поворачивается язык, потому что русские (великороссы) и украинцы (малороссы) - это один народ. Тем не менее Киев трактует 8-миллионное русское население страны как граждан второго сорта.
Венгров на Украине 156 тыс. Они проживают компактно в Закарпатье и в некоторых районах составляют большинство населения. Киев неоднократно предпринимал попытки задавить венгроязычное образование, но ничего не получилось. Будапешт финансирует венгерские организации в регионе, в т. ч. оказывающие опосредованные образовательные услуги. Также Будапешт поддерживает закарпатских русинов. В Венгрии проводятся языковые лагеря, где русины могут изучать родной язык, а в некоторых венгерских вузах этот язык преподают для студентов. Мнение Венгрии однозначно: русины - это не украинцы и русины - коренное население Закарпатья, в отличие от украинцев.
С польским меньшинством дела обстоят не лучше, а даже хуже, потому что Варшава, избрав Украину своим союзником в противостоянии России, намеренно закрывает глаза на ущемление прав 112-тысячного польского меньшинства. Самой "польской" областью Украины является Житомирская (4,5%). Традиционно считающиеся польскими Львовская, Тернопольская, Волынская области на самом деле представляют собой территории, вычищенные от большинства местных поляков. Живя в националистическом окружении, они предпочитают или ассимилироваться в украинцев, или уехать в Польшу. Причём для этого у них есть образец: униатский митрополит Андрей Шептицкий, кумир украинских националистов, был поляком и внуком польского драматурга Александра Фредро.
Румын на Украине 151 тыс., но румыны, как и поляки, уступают венграм по численности общественно-культурных и образовательных организаций и проектов, занимающихся при поддержке метрополии защитой и развитием родного языка. На Украине польские школы можно пересчитать на пальцах одной руки. Румынских школ больше, но это не снимает недовольства украинских румын отношением к ним центральных властей. Как и венгры, румыны требуют объединения территории их компактного проживания в Закарпатье в отдельный национальный административный район. В Черновицкой области в некоторых райсоветах этнические румыны составляют подавляющее большинство депутатов и сотрудников.
Украинские болгары (более 200 тыс.) компактно проживают в Одесской области. Их предки поселились в России, но после Гражданской войны советская власть оставила Одессу в составе Советской Украины. Когда Украина стала националистическим государством, болгары оказались в иной идеологической реальности, где героями считаются Бандера, Шухевич и прочие кровожадные злодеи. Болгарам удаётся сохранять свой язык, но Киев им навстречу в этом не идёт. Принятие в 2019 году закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" болгары, как и другие нацменьшинства, восприняли как юридический инструмент подавления их этнического самосознания.
Закон прозвали законом о тотальной украинизации. Он предусматривает сохранение возможности изучения языков нацменьшинств в младшей школе в виде отдельных групп или классов. В средней школе и в вузе такой возможности уже нет. Зато разрешается в вузах наряду с украинским языком преподавать предмет на одном из официальных языков ЕС! Венгерский, польский, румынский, болгарский обладают статусом официальных в ЕС, это означает, что на эти языки переводятся документы ЕС и на них обеспечивают синхронный перевод, если требуется. На практике большинство сотрудников ЕС общаются на английском, хотя выходцы из англоязычных стран составляют всего 2% от их числа. Франция уже выразила недовольство этим фактом и заявила о намерении повысить статус французского, который до XX в. был языком международной дипломатии.
На Украине нет технической возможности для преподавания физики, химии, математики и прочих предметов на венгерском, польском, румынском или болгарском. Нет ни преподавателей, ни учебников. Да и как представитель нацменьшинств сможет усвоить лекцию в вузе на родном языке, если ему разрешено законом "Об обеспечении функционирования украинского языка..." изучать родной язык только в младшей школе в отдельной группе и с учётом финансовых возможностей школы? Введение квотирования нацелено на вытеснение русского языка из максимально большего количества сфер – культурной, профессиональной, социально-бытовой, информационной и из документооборота.
Очевидно, что украинские власти проиграют очередную войну против русского языка. Проиграют из-за демографии. Руководитель Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины Элла Либанова неоднократно говорила о вероятности наплыва в страну мигрантов из Средней Азии. Восполнить демографические потери на рынке труда Киев сможет только за счёт привлечения оттуда дешёвой рабочей силы. Таджикистан ещё до госпереворота в Киеве в 2014 г. настаивал на подписании соглашения об официальном трудоустройстве своих граждан на Украине.
За границей временно или постоянно трудятся от 5 до 7 млн граждан Украины. Заполнить эту дыру могут только среднеазиатские республики с их повышенной рождаемостью и высоким уровнем безработицы. Мечта украинских националистов о том, чтобы Украина была моноэтничным государством, останется мечтой. Скорее Украина движется к росту национального многообразия, а не этнической унификации.
Уже сейчас наблюдается рост численности выходцев из Средней Азии в структуре её населения. Для провинциалов из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии условия жизни на Украине могут показаться вполне приемлемыми, а получение украинского гражданства для выезда по "безвизу" в Польшу или Чехию для работы по 12-13 часов в день почти без выходных за 50-80 тыс. рублей в месяц - вообще призом. Общаться с работодателями эти мигранты будут вовсе не по-украински, а по-русски.
Шаги украинского правительства по подавлению русского языка надо воспринимать как идеологию, а идеология проигрывает экономике. При пустых карманах, колоссальных платежах за коммунальные услуги и наплыве мигрантов из Средней Азии жителям самостийной державы придётся не забывать русский язык, а активно в нём практиковаться.
В Киеве до этой простой мысли не доходят. Иначе не стали бы искать новые поводы облаять даже своих союзников за «излишне» тесные контакты с Россией.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram