РФ и Казахстан обсудили, как защитить трансграничные реки и избавиться от углерода - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

РФ и Казахстан обсудили, как защитить трансграничные реки и избавиться от углерода

Москва и Нур-Султан будут укреплять дружбу на почве экологии и зелёной экономики. Об этом они договорились в ходе XVII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России.

Хотя Форум прошёл в онлайн формате, это не сказалось на эффективности его работы. Стороны подписали 13 документов в сфере защиты экологии, биоразнообразия, укрепления торгово-экономических связей. Кроме того, были подведены итоги сотрудничества и сделан прогноз на 2021 год.

Так, по словам президента РК Касым-Жомарта Токаева, за годы работы Форума было подписано около 200 соглашений и договоров, а товарооборот вырос в 3,5 раза и достиг 19 млрд долларов. За 15 лет объем российских инвестиций превысил 16 млрд долларов, казахстанских – 4,5 млрд. В свою очередь, президент РФ Владимир Путин обратил внимание участников на рост товарооборота за последние семь месяцев на 34%, что составило 14 млрд долларов. «Ожидается, что по итогам года взаимная торговля достигнет рекордных показателей в 20 млрд долларов, и в этом большая заслуга именно межрегионального сотрудничества», – отметил он.

Но все же не товарооборот стал главной темой Форума, которая звучала так: «Сотрудничество в области экологии и «зеленого» роста».

Трансграничная ситуация

Центральной темой встречи были трансграничные реки Урал и Иртыш, которые, по словам президента РФ, «имеют для наших стран действительно очень важное экономическое, природное и даже культурное значение». Увы, сегодня сложилась тревожная ситуация вокруг рек. Как сказал глава Оренбургской области Денис Паслер, заметно сократился средний многолетний сток Урала. «Если в 1991 году у города Оренбурга уровень реки составлял 8 метров, то на сегодняшний день около 4 метров», – сообщил он. Страдает не только река, но и население. В бассейне Урала проживает около 70% жителей Оренбуржья.

Для защиты экосистемы трансграничных рек был выработан план мероприятий. «Подготовлены проекты по реконструкции трех очистных сооружений, – отметил Д. Паслер. – Ведутся работы по расчистке русел рек, строительству и ремонту гидротехнических сооружений, проектные изыскания по берегоукреплению, проводятся экологические акции с участием жителей».

Глава Саратовской области Валерий Радаев подготовил доклад по режиму водопользования на реках Большой и Малый Узень. «Только в прошлом году было поставлено (в Казахстан. – Ред.) более 78 млн кубометров, а с начала текущего года – уже 66 млн кубометров», – сообщил В. Радаев. Чтобы сохранить экосистему рек Большой и Малый Узень, он предложил проводить совместный мониторинг.

Более жёстко вопрос ставится на казахстанской территории. «Водная безопасность Казахстана во многом зависит от гидрологического и экологического состояния трансграничных рек», – отметил президент РК. Учитывая обстоятельства, К-Ж. Токаев призвал уделить внимание «вопросу целесообразности строительства и эксплуатации плотин на малых реках, а также организации новых водозаборов». Он отметил, что разумный забор воды в верховьях рек и экономное водопользование в её истоках приобретает в наше время особую актуальность.

Стоит отметить, что проблема водопользования и сохранения трансграничных рек в текущем столетии обещает стать одной из самых злободневных. По оценкам экспертов, в том числе ООН, в ближайшие десятилетия государства столкнутся с нехваткой воды из-за изменения климата. Экологическая проблема способна политизироваться и ухудшить отношения между странами, через которые протекают реки. Уже сегодня можно говорить, что эффективное решение на межгосударственном уровне проблемы охраны и экологии трансграничных рек закладывает в XXI веке крепкий фундамент для добрососедских и доверительных отношений между странами.

Ядерная реакция

Не обделили вниманием на Форуме ядерную энергетику. Она неоднократно поднималась в повестке дня двухстороннего сотрудничества РФ и РК. В последний раз о ней К-Ж. Токаев говорил в сентябре в рамках Восточного экономического форума (Россия), отметив, что «пришло время предметно рассмотреть этот вопрос». По оценке президента РК, к 2030 году Казахстан столкнётся с энергодефицитом. Поэтому затягивать с принятием решения – это всё равно что закладывать почву для кризиса в энергокомплексе страны.

Как отметил В. Путин, Россия предлагает Казахстану не только готовую АЭС. По его словам, «речь идёт о создании целой отрасли, которая включает в себя обучение кадров в российских вузах на новых специальностях, связанных с использованием атомной энергетики». Однако подготовка кадров для будущей АЭС так или иначе включается в пакет сделки. Другое дело, что его можно расширить за счёт включения других аспектов сотрудничества в атомной энергетике. Например, совместного производства элементов и комплектующих для АЭС.

Более практичный разговор о строительстве АЭС Казахстан вёл только с Россией. В 2014 году был даже заключён меморандум с «Росатомом», который, по словам тогдашнего главы холдинга Сергея Кириенко, означал «принципиальное решение». Как он сказал в свое время, «до конца года надо будет подписать межправительственное соглашение, предусматривающее в том числе финансирование». Но, открыв дверь, стороны не переступили порог. Соглашение не было подписано ни в 2014 году, ни в последующем. Таким образом, решение о строительстве АЭС по российскому дизайну было отложено на неопределённый срок.

Казахстан находится на пороге принятия решения, но тянет с ним. Такая нерасторопность может быть вызвана рядом причин. Во-первых, внутри страны ведутся дискуссии. Главным образом, между атомщиками и энергетиками. Первые – сторонники АЭС, вторые исходят из топливного баланса Казахстана, где преобладают запасы угля – дешёвого источника энергии. Хотя очевидно, что международные климатические соглашения не оставляют выбор за углём.

Во-вторых, если будут строить АЭС, то какова будет её мощность и цена? Никому не хочется переплачивать за избыточную энергию. Поэтому надо ясно понимать, сколько нужно мегаватт в ближайшие 50 лет (столько составляет срок службы современных АЭС). Да и цена имеет значение. В 2014 году за реактор чуть более 1 тыс. мегаватт «Росатом» предлагал Казахстану за 5 млрд долларов, а Узбекистан в 2018 году договаривался уже за 11 млрд.

Третья проблема – радиофобия. Для населения, которое пережило последствие ядерных испытаний, вопрос атомной энергетики остаётся чувствительным. Но, как показывает дискуссия, дело не только в  радиофобии. Решение вопроса АЭС зависит от уровня доверия населения государству, поскольку в последнем люди видят всевидящее око, гарантирующее качество строительства и эксплуатации АЭС. Но такие инциденты, как систематические взрывы военных складов в стране, заставляют население сомневаться в возможностях государства, т. к. за разного рода ЧП в стране часто скрывается халатность чиновников.

Есть и другие проблемы, к примеру до сих пор не определено место для строительства будущей АЭС.

Солнечный круг

Россия и Казахстан, по словам К-Ж. Токаева, имеют потенциал сотрудничества в области зеленой экономики. «К 2030 году Казахстан намерен увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе с текущих 3% до 15%», – отметил он. Государство будет оказывать поддержку инвесторам. В Казахстане уже работает российская компания Hevel. «Общий объём проектов по производству солнечной генерации этой российской компании уже достиг 240 МГв», – отметил К-Ж. Токаев. По его словам, Казахстан обладает «высоким потенциалом ветровой энергии – около триллиона кВтч в год».

В России также озабочены вопросами развития альтернативной энергетики. До 2035 года на эти цели государство выделит 360 млрд рублей. Преимуществом ВИЭ является нулевой выброс углерода. Но есть и недостаток. Как отметил ранее министр энергетики РФ Николай Шульгинов, это неравномерная выдача мощности в сеть, что «обусловлено природно-климатическими факторами».

В Казахстане ситуация лучше. Из-за южных широт на севере страны количество солнечных дней в году доходит до 120, на юге – до 260. Потенциал солнечной энергии оценивается в 2,5 млрд кВтч в год. Кроме того, большая часть территории – это продуваемые степи, что позволяет получать энергию от ветра. Но есть и проблемы. Согласно исследованию PwC Kazakhstan «Рынок ВИЭ в Казахстане: потенциал, вызовы и перспективы», зелёную энергетику сдерживают несовершенство законодательства, колебание обменного курса валюты, сложности с интеграцией ВИЭ в энергосистему страны.

Тем не менее потенциал для межгосударственного сотрудничества есть. По данным PwC Kazakhstan, Россия занимает 6-е место среди инвесторов в зелёную энергетику РК. Её доля составляет 6% в общем объёме генерируемых мощностей ВИЭ. При этом есть условия для роста. По крайней мере, валютных рисков, которые приводились в исследовании PwC Kazakhstan, нет: рубль и тенге коррелируются друг с другом. Кроме того, в рамках ЕАЭС планируют создать общий энергетический рынок, что способствует интеграции альтернативных энергопроектов.

Водород без углерода

Последним «писком» моды стала водородная энергетика, которая появится в обозримом будущем. По оценке Н. Шульгинова, «к 2050 году доля водорода в мировом энергобалансе может увеличиться в разы и достичь от 7 до 24 % от общего объёма в конечном потреблении энергии». К 2035 году, считает глава Минэнерго РФ, доля России на водородном рынке, благодаря запасам газа, составит 20%. Экспорт водорода к этому моменту составит 2-12 млн тонн.

Потенциал есть и у Казахстана. Как сказал на Форуме К-Ж. Токаев, «наша страна входит в число восьми стран мира с высоким экспортным потенциалом зелёного водорода».

В свою очередь, президент РФ уверен, что низкоуглеродная экономика без газа невозможна. Поэтому идёт работа по увеличению производства сжиженного газа. «В этой отрасли также видим поле для совместной работы с казахстанскими друзьями», – сообщил В. Путин.

Угроза глобального потепления бросает вызов всем странам. Поэтому важно быть не конкурентами, а партнёрами в реализации проектов, связанных с зелёной экономикой и энергетикой. Сокращение выбросов парниковых газов заставит страны увеличивать финансирование «зелёных инноваций».

«Реализация проектов в сфере альтернативной энергетики требует формирование производственной и научной инфраструктуры, наличие высококвалифицированных кадров», – сказал на Форуме К-Ж. Токаев. Страны, которые сегодня экономят на науке, завтра окажутся не только в позиции аутсайдеров, догоняющих фаворитов, но и станут зависимыми от технически развитых государств. Не имея возможности производить «зелёные технологии», они вынуждены будут приобретать их за рубежом.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

__________________________

Фото: https://www.akorda.kz

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2090
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика