Ситуацию на Южном Кавказе, даже после окончания военных действий в Нагорном Карабахе, сегодня до конца стабилизированной назвать трудно. Стороны периодически сообщают о тех или иных нарушениях, передвижениях или перестрелках, и, хотя в открытый конфликт все это не перерастает, напряженность остается. В начале октября свою лепту в эту напряженность внесли учения, проводимые у границ Армении, с одной стороны, и у границ Азербайджана – с другой.
В Нахичеванской автономной республике, входящей в состав Азербайджана и граничащей с Ираном и Арменией, с 5 по 8 октября проходили традиционные, как заявляют организаторы, азербайджано-турецкие военно-тактические учения под названием «Нерушимое братство – 2021». Согласно официальной информации турецкого оборонного ведомства, целью этих учений было «развитие сотрудничества и координации между сухопутными войсками Турции и Азербайджана».
Боевая техника ВС Азербайджана на марше
Почти параллельно в Тбилиси проходили командно-штабные учения Eternity 2021 с участием военнослужащих Грузии, Азербайджана и Турции. Их задачей называлась «организация охраны региональных экономических проектов». В ходе учений в Тбилиси состоялась встреча глав оборонных ведомств стран-участниц, а министры обороны Азербайджана и Грузии подписали меморандум о военном сотрудничестве.
Почти в это же самое время Иран стал стягивать свои войска к границам Азербайджана, а 1 октября начал крупномасштабные учения под названием «Завоеватели Хайбара» с применением бронетанковых частей, артиллерии, беспилотников и боевых вертолетов. 7 октября поступили сообщения о переброске Ираном своих воздушно-десантных сил к границе с Азербайджаном.
На учениях сухопутные войска Ирана применили бронетанковые части, артиллерию, беспилотники и боевые вертолёты
До начала учений Тегеран обвинил Баку в сотрудничестве с Израилем и размещении в Азербаджане израильских подразделений. Объясняя необходимость проведения учений, глава МИД Ирана заявил, что в Азербайджане находятся «сионисты и террористы», которые пытаются «приблизиться к иранской границе».
Такая ситуация в регионе вызвала серьезную обеспокоенность у грузинских аналитиков. По их мнению, Иран и Турция занимаются «демонстрацией силы» и ведут борьбу за сферы влияния на Южном Кавказе. Несколько постов на своей странице в соцсети Facebook проходящим в соседних странах учениям посвятил сотрудник Фонда стратегических и международных исследований Грузии (Фонда Рондели) Зураб Батиашвили. По его мнению, решение о проведении азербайджано-турецких учений стало ответом на учения, начатые Ираном у границ Азербайджана.
«В ответ на начатые Ираном у границ Азербайджана военные учения (в которые вовлечены 4 иранские дивизии, в общей сложности 50 000 иранских военнослужащих) было решено, что турецко-азербайджанские учения «Мусульманское братство» пройдут 5-7 октября в Нахичевани. Это уже вторые турецко-азербайджанские учения за последние два месяца (в предыдущих участвовал еще один член антииранской коалиции – Пакистан)», – пояснил грузинский аналитик в своей публикации в соцсети от 3 октября. По его оценке, происходящее – это очередная фаза эскалации, которая обязательно будет иметь свое продолжение.
В Тбилиси опасаются, что в случае возникновения нового очага конфликта в регионе в него прямо или косвенно будет втянута и Грузия.
В Армении заявляют, что к проводимым соседями учениям, в общем-то, уже привыкли, хотя и не скрывают, что угроза со стороны Азербайджана и Турции существует.
«В определенной мере в Армении к этим учениям (турецко-азербайджанским) привыкли, потому что они уже становятся нормой. Хотя, как мне кажется, в данном контексте эти учения – больше месседж Ирану, чем Еревану», – заявил корреспонденту «Ритма Евразии» армянский эксперт Айк Халатян.
По его же оценке, проведением учений у границ Азербайджана и Армении Турция и Иран как бы обменялись взаимными предупреждениями. «Иранские учения можно расценить как предупреждение Азербайджану, а в ответ Турция и Азербайджан проводят учения с целью предупредить Иран», – отметил А. Халатян.
Интересно, что на этот раз в правительстве Армении на проводимые у ее границ учения не отреагировали. Во всяком случае, официальных заявлений на этот счет ни МИД, ни другие госструктуры и политики не сделали.
Однако в первых числах октября в Тегеране побывал министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, который, по информации армянского внешнеполитического ведомства, обсудил со своим иранским коллегой «широкий круг вопросов сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах, а также региональные события». Согласно этой же информации, министры не обошли стороной и «провокационные действия» соседей.
«Касаясь ситуации, возникшей в результате проникновения ВС Азербайджана на суверенную территорию Армении и продолжающихся провокационных действий, армянский министр высоко оценил позицию Ирана по части территориальной целостности Армении. Министры иностранных дел двух стран подчеркнули недопустимость действий, угрожающих региональной стабильности, и подчеркнули важность сотрудничества для решения новых региональных вызовов», – говорится в сообщении МИД Армении о встрече, состоявшейся 4 октября в Тегеране.
В Тбилиси вначале удивлялись тому, что Москва молчит в ответ на действия Ирана и Турции на Южном Кавказе. Однако после вылета главы МИД Ирана в Москву грузинский аналитик З. Батиашвили опубликовал очередной пост.
«На фоне крайнего обострения ирано-азербайджанских отношений и переброски турецких вооруженных сил в Азербайджан министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдуллахиян в срочном порядке вылетел в Москву. Сейчас главное, что предпримет Москва в такой напряженной ситуации на Кавказе. О том, где в этой ситуации находимся мы, о чем думаем и чем заняты, я уже не говорю», – написал З. Батиашвили, оппозиционно настроенный к нынешним властям Грузии.
В Баку учения Ирана у границ Азербайджана, судя по сообщениям местных СМИ, особой реакции не вызвали. Во всяком случае, официальных заявлений на этот счет не делалось. Только в МИД Азербайджана откликнулись на интервью главы иранского внешнеполитического ведомства относительно присутствия на территории Азербайджана израильских сил и террористов.
Руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева в комментарии для местных СМИ повторила слова самого Хоссейна Амира Абдуллахияна, который ранее заявил, что отношения между Ираном и Азербайджаном находятся на самом высоком уровне, и добавила, что эти отношения «основаны на прочных исторических связях, дружбе и сотрудничестве».
«Мы не принимаем утверждения о присутствии каких-либо третьих сил вблизи азербайджано-иранской границы, а также провокационные попытки этих сил, поскольку эти мнения не имеют под собой никаких оснований. В целом существование на территории Азербайджана каких-либо сил, в том числе террористических элементов, которые могли бы представлять угрозу для нашего государства или соседних стран, даже не может быть предметом обсуждения», – заявила Л. Абдуллаева.
Как заявил «Ритму Евразии» азербайджанский аналитик Ильгар Велизаде, ситуация сложилась таким образом, что в регионе одновременно проводятся несколько учений: в Грузии, в Нахичеванской автономной республике и на границе между Ираном и Азербайджаном. Но первые два мероприятия, по оценке эксперта, отличаются от иранских задачами и масштабами.
«Если посмотреть на характер учений, то учения, которые проводят Турция и Азербайджан в Нахичеване, – это традиционные учения, которые проходят каждую осень, и они носят мирный характер. Это командно-штабные учения с ограниченным числом участников, которые продолжаются всего 3 дня. Что касается учений, которые проводит Иран, они были организованы внезапно. Это нетрадиционные, неплановые, широкомасштабные учения с участием всех родов войск, в том числе сил противовоздушной обороны и отработкой очень многих навыков ведения военных действий», – пояснил И. Велизаде.
По его мнению, цель Ирана в данном случае – это демонстрация своих военных возможностей на фоне обострения ситуации в отношениях с Азербайджаном.
Учения в Грузии и Азербайджане закончились примерно одновременно, а иранские продолжаются, но азербайджанский аналитик перерастания «демонстрации возможностей» в открытый конфликт не ожидает. «С точки зрения развития военно-политической ситуации, риски прямого столкновения Азербайджана с Ираном минимальны, потому что для этого либо Азербайджан должен перейти иранскую границу, либо Иран – азербайджанскую. Думаю, что обе стороны этого не допустят, потому что это бесперспективное развитие событий», – заявил И. Велизаде.
По его словам, выход для разрешения возникшей напряженности предложил глава МИД России в ходе недавней встречи с министром иностранных дел Ирана в Москве, и это – развитие сотрудничества в формате «3+3».
Отвечая на вопросы журналистов после встречи с иранским коллегой в Москве, министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что именно при посредничестве и по инициативе России в прошлом году удалось остановить войну между Азербайджаном и Арменией и подписать трехстороннее заявление, в соответствии с которым в зону конфликта введен российский миротворческий контингент, обеспечивающий мир в регионе.
Российский министр заострил внимание на формате «три плюс три» и сообщил, что у Ирана, так же как у Азербайджана и Турции, положительное отношение к этой инициативе. По словам С. Лаврова, в России продолжают работать с армянскими коллегами относительно их подключения к этому формату, а также надеются, что интерес к сотрудничеству на новой платформе «увидят» и в Грузии.
Отметим, что официальный Тбилиси сегодня большей частью занят внутриполитическими проблемами и, продолжая оставаться под влиянием и «покровительством» ЕС и США, на новый формат с участием России смотрит с настороженностью. А потому особых шагов или словесных заявлений на этот счет не делает. Тем не менее в возникшей между соседями недавней напряженности и в экспертных кругах Тбилиси решение или развязку опять-таки увидели в Москве.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
____________________________
Фото: https://mod.gov.az