Белоруссия: каким быть гражданскому обществу? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Белоруссия: каким быть гражданскому обществу?

Общественно-политический кризис в Белоруссии, который развернулся в 2020 году, привел к пересмотру отношения властей республики к институтам гражданского общества в стране. Значительная часть так называемых неправительственных и некоммерческих организаций (НПО и НКО) были названы агентами иностранного влияния, в результате чего началась их полномасштабная зачистка. Она коснулась тех структур, на которые ранее белорусские власти либо не обращали серьезного внимания, либо считали их деятельность относительно безопасной для государства.

В то же время очевидно, что в Белоруссии окончательно не определились, как в дальнейшем будет развиваться гражданское общество и что оно из себя должно представлять.

В классическом понимании негосударственные некоммерческие организации, которые получили название «третий сектор», ведут свою работу наряду с государственным и частным практически во всех сферах жизнедеятельности страны. Они позволяют создавать дополнительные связи между обществом и государством, а также прямо или опосредованно влиять на внутри- и внешнеполитические действия власти. Считается, что наличие разветвленной системы общественных организаций является показателем развитости гражданского общества и свидетельствует о многообразии и структурированности его интересов. Белоруссия в данном случае не исключение.

По данным Минюста республики, на начало нынешнего года в стране было зарегистрировано 15 политических партий, 25 профессиональных союзов, а также 3021 общественное объединение (227 международных, 789 республиканских и 2005 местных). Кроме того, имелось 1198 партийных организаций, 26522 профсоюзные организации и 43865 организационных структур общественных объединений, 42 союза (ассоциации) общественных объединений, 227 фондов (18 международных, 7 республиканских и 202 местных), 7 республиканских государственно-общественных объединений.

Даже в кризисный 2020 год в стране сумели зарегистрироваться 84 новых общественных объединений, из которых 3 были международными. Для сравнения: в 2010 году в республике было 749 республиканских, 233 международных и 1250 местных общественных объединений. Таким образом, по формальным признакам в Белоруссии существует разветвленная сеть институтов гражданского общества, в которую втянуты различные слои населения. В то же время на фоне происходящего сегодня следует отметить ряд нюансов, имеющих серьезное значение для развития данной сферы жизнедеятельности Белоруссии.

       

Во-первых, значительная часть зарегистрированных организаций, в том числе и ликвидированных, занимается не только общественно-политической деятельностью, но и защитой природы, вопросами гендерного равенства, правовой помощью, содействует профилактике и борьбе с наркоманией и алкоголизмом и пр. Их закрытие прямо или косвенно может ухудшить ситуацию по данным вопросам как минимум в краткосрочной перспективе.

Во-вторых, наиболее активными структурами гражданского общества в Белоруссии на практике всегда являлись организации и инициативы, жившие за счет западных грантов. Однако их ликвидация не означает прекращение финансирования прозападного крыла белорусского общества, а лишь уход его в серую зону. Теперь органам государственного управления будет сложнее контролировать действия участников данных структур, выявлять их связи с фондами ЕС и США, а также следить за финансовыми потоками, попадающими в страну.

В-третьих, прогосударственные структуры, к которым можно отнести профсоюзы, молодёжные организации, в первую очередь Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), общественные организации, например «Белая Русь», и пр. в большинстве случаев не выполняют в полной мере возложенные на них задачи по продвижению в обществе государственной идеологии. Об этом неоднократно говорил Александр Лукашенко, пеняя идеологам за то, что они полностью провалили работу с данными структурами. Кроме того, их деятельность годами в ряде случаев носила формальный характер, изменить который за короткое время будет крайне сложно. Это означает, что после зачистки НКО и НПО в ряде сфер образуется определенный вакуум, который может быть заполнен все теми же прозападными инициативами, но уже под иными названиями.

В-четвертых, в стране на сегодня все еще нет четкого понимания того, кто же на самом деле является представителями гражданского общества и на кого государство может опереться. Не случайно белорусский лидер неоднократно поднимал данный вопрос, говоря о своем видении данной проблемы. По мнению А. Лукашенко, в Белоруссии основой гражданского общества являются «Советы депутатов, профсоюзы, общественные ветеранская, женская и молодежная организации», а также организация «Белая Русь».

1 октября текущего года на совещании с руководством своей администрации президент Белоруссии предложил даже законодательно определить, кого в стране следует относить к гражданскому обществу. «Настало время принять закон и прописать, что наше гражданское общество – это не НПО, НКО и прочая дрянь. А что у нас есть общественные организации. И прямо прописать какие. Что у нас есть профсоюзы, БРСМ, что у нас есть ветеранские, женские организации. Те, которые показали, как настоящее гражданское общество. Они массовые и они являются опорами нашего общества», – заявил Лукашенко. Несмотря на то, что подобное предложение идет в определённый разрез с классическим пониманием сути гражданского общества и НПО, белорусский лидер имеет все основания так говорить.

Стоит напомнить, что именно созданная на средства Запада сеть неправительственных и некоммерческих организаций стала основой для прошлогодних протестов, в том числе и с точки зрения их информационного и идеологического обеспечения. Не случайно власти республики развернули теперь настоящую чистку их рядов, закрыв десятки из них, в том числе различные негосударственные СМИ, правозащитные организации и открыто русофобские структуры, где заправляли националисты и польская диаспора. Известно, что многие из них защищали только права своих сторонников, при этом порождая в стране социальную неприязнь к государственной власти и всему, что так или иначе связано с Россией и белорусско-российской интеграцией. Только в июле были закрыты около 60 неправительственных организаций, а процесс продолжается и по сей день. В октябре стало известно, что дела о ликвидации рассматриваются в отношении примерно 270 НПО, хотя еще совсем недавно А. Лукашенко говорил лишь о 185 деструктивных структурах, «представляющих потенциальную угрозу национальной безопасности».

В то же время прямой или опосредованный охват прозападными НПО и НКО белорусского общества был достаточно широк. Активность их членов и финансовая поддержка со стороны Запада компенсировали малочисленность данных структур, которые создавали внутри республики целые сети лидеров мнений, влияющих на общественное сознание. Сегодня весь этот процесс перешел в онлайн-режим и продолжает формировать нужную противникам белорусских властей общественно-политическую повестку дня. Поэтому точечные аресты активистов оппозиции и юридическая ликвидация неправительственных организаций не могут одномоментно изменить ситуацию. Особенно в условиях, когда государственным идеологам предложить обществу что-то новое взамен пока нечего. Долгие годы инерции привели к тому, что в Белоруссии не оказалось четкого плана, кем и насколько быстро можно заменить ликвидируемые прозападные структуры, а также какое должно быть наполнение в новых организациях, чтобы привлечь к ним интерес белорусов. Работа над этим сегодня в республике только начинается, однако когда она будет развернута в полном масштабе, пока не известно.

Таким образом, можно констатировать, что проходящий сегодня процесс переформатирования гражданского общества Белоруссии нельзя назвать окончательным. Властям республики предстоит провести широкомасштабные изменения не только в структуре НПО и НКО, но и провластных организаций, так как в настоящее время в стране угадывается потребность в новых, более эффективных способах организации связей между государством и обществом. Это потребует продолжительного времени, а также разработки четкого и идеологически выверенного плана, в том числе с использованием механизмов Конституции.

В настоящее время точно не известно, будут ли включены в предлагаемый к обсуждению новый вариант Основного закона республики положения, меняющие структуру гражданского общества. Однако ясно одно: властям Белоруссии крайне важно больше не допустить развертывания в стране агентурной сети иностранного влияния, чтобы не превратить республику в арену социально-политического конфликта по заказу извне.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1976
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика