К чему приведет в России миграционная амнистия - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

К чему приведет в России миграционная амнистия

Решение МВД РФ о миграционной амнистии 300 тыс. граждан Узбекистана и Таджикистана произвело на российское общество шокирующее впечатление. В сочетании с планами по завозу к 2024 г. 5 млн. трудовых мигрантов, а также сдаче узбекским фермерам в аренду сельскохозяйственных земель в России оно порождает все больше вопросов о целях такой миграционной политики, а также ее обозримых последствиях.

О предстоящей миграционной амнистии 13 октября сообщил президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов, по информации которого МВД приняло решения амнистировать 150 тыс. граждан Узбекистана и 150 тыс. выходцев из Таджикистана, которым был запрещен въезд в Россию. Амнистия, по его словам, коснется только тех мигрантов, которые были высланы из страны по решению МВД, а не по приговорам судов. На следующий день эту информацию в отношении граждан Узбекистана подтвердило посольство республики в Москве, сообщившее об амнистии 158 тыс. узбекистанцев. По данным посольства, о предстоящей амнистии заявил первый зам главы МВД РФ генерал-полковник Александр Горовой в ходе встречи с узбекской делегацией во главе с советником премьер-министра Мехриддином Хайриддиновым, который находился с визитом в российской столице.

В этом же сообщении на сайте посольства РУз в России сообщается о запуске с 18 октября совместного пилотного проекта, в рамках которого на работу в Россию смогут приехать 10 тыс. граждан республики. Благодаря возможности оформить патент на работу в РФ прямо в Узбекистане срок оформления необходимых документов значительно сократится, а расходы на их оформление будут нести российские работодатели.

Однако думать, что все ограничится именно 10 тыс. трудовых мигрантов, не стоит, поскольку проект именно пилотный. По оценкам Минстроя РФ, который и является главным лоббистом проекта по привлечению мигрантов, их текущий дефицит на март этого года составлял 1,2 млн, а до 2024 г. РФ потребуется не менее 5 млн мигрантов, что сопоставимо с численностью населения трех-четырех регионов Центральной России и чуть меньше населения С.-Петербурга (5,4 млн).

Мотивы объявленной амнистии мигрантов из Узбекистана некоторые эксперты, как и чиновники, объясняют нехваткой рабочих рук. Такое мнение, в частности, высказал глава комиссии по миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский. По его словам, до начала пандемии в России было 2,3 млн иностранцев, приехавших на заработки, а к весне этого года осталось всего 1,7 млн, что и вынудило власти объявить миграционную амнистию.

В реальности трудовых мигрантов в России как до, так и после начала пандемии было на порядок больше, но само объяснение их амнистии дефицитом рабочих рук выглядит крайне натянутым. Почему для его восполнения пришлось объявлять амнистию тем, кому въезд был запрещен? Других трудовых мигрантов в республике с населением 35 млн человек не нашлось? И почему амнистировали именно граждан Узбекистана, а не, скажем, Украины, Молдавии или Казахстана?

       

Заявления, что эти люди были высланы из России за незначительные административные правонарушения типа превышения разрешенных сроков пребывания и реальной опасности для общества не представляют, также не выдерживают критики. В телеграм-каналах со ссылкой на силовиков вскоре после объявления об амнистии появилась информация о том, что многие из высланных МВД мигрантов как раз представляют реальную опасность. По данным этих источников, причастность многих тысяч мигрантов к террористическим организациям доказать не удалось. Поэтому момента, когда они совершат очередной теракт в метро, предпочитали не ждать, и находили другой повод для их депортации. Теперь все эти люди получили возможность вновь приехать в Россию, где их вновь будут вынуждены отслеживать силовики и доказывать их принадлежность к экстремистским структурам.

Помимо причастности к деятельности экстремистских организаций, именно трудовые мигранты после начала эпидемии стали участниками целой серии массовых беспорядков и акций протеста. Напомним, что в течение 2020 г. было зафиксировано не менее десяти случаев массовых акций протеста, беспорядков и столкновений мигрантов с российскими силовиками. Самыми взрывоопасными оказались места наибольшей концентрации мигрантов – столицы, крупные города, стройплощадки и приграничные территории, где оказались зажатыми не сумевшие вовремя покинуть Россию иностранцы. Причем обострение ситуации с мигрантами произошло в условиях закрытых границ, когда традиционного весеннего притока мигрантов не было. Однако их численность в условиях роста безработицы оказалась достаточной для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в отдельных населенных пунктах. Целая серия массовых драк с участием мигрантов произошла в Москве на протяжении 2021 г.

Участниками большинства этих акций протеста и беспорядков оказались выходцы из Средней Азии. Лишь одно столкновение с силовиками, произошедшее в июне 2021 г. на территории Дагестана, было вызвано гражданами Азербайджана. Среди выходцев из Средней Азии наиболее частыми участниками беспорядков оказались таджики и узбеки, на долю которых приходится три четверти всего объема трудовой миграции из этого региона. В условиях кризиса граждане этих стран, которые не входят в состав ЕАЭС, а потому не пользуются преимуществами общего рынка труда, оказались наиболее уязвимой группой мигрантов. По данным социологических опросов, выходцы из Средней Азии по социальной дистанции от населения РФ занимают одно из лидирующих мест. Такая отчужденность от принимающего общества не может не способствовать внутригрупповой сплоченности, которая побуждает мигрантов из Средней Азии в кризисной ситуации совместно защищать свои интересы.

Примечательно, что выходцы из западных регионов бывшего СССР заметного участия в массовых выступлениях и акциях протеста вообще не принимали. По данным Главного управления МВД РФ по вопросам миграции, среди граждан стран СНГ, поставленных в течение 2019 г. на миграционный учет, выходцы из стран Средней Азии (включая Казахстан) составили 70,2%, западных стран СНГ (Белоруссии, Молдавии, Украины) – 19,5%, а государств Закавказья (включая Грузию, Абхазию и Южную Осетию) – всего 10,3%. Между тем участие граждан Украины, Молдавии и Белоруссии в акциях протеста и беспорядках во время эпидемии зафиксировано не было, хотя по удельному весу в составе мигрантов они вдвое превосходят выходцев из Закавказья. Не имея значимых этнокультурных границ, отделявших их от большинства населения России, выходцы из западных стран СНГ оказались в гораздо более выигрышном положении, а потому конфликтогенной группой не стали.

       

Объявление в этой ситуации миграционной амнистии для граждан Узбекистана выглядит по меньшей мере странным, и ее причины остаются загадкой. Однако кроются они, возможно, не во внутренней, а во внешней политике. С августа этого года США, эвакуировавшие свои войска из Афганистана, стали оказывать активное давление на граничащие с ним страны Средней Азии с тем, чтобы побудить их согласиться разместить свои войска на своей территории. Причем попытки эти продолжаются до сих пор. Опасаясь повторного появления американцев в Средней Азии, Москва прикладывает огромные усилия для того, чтобы этого не допустить. Не случайно миграционная амнистия была объявлена именно для граждан Узбекистана – крупнейшей по территории и размеру экономики страны региона, которая к тому же граничит со всеми без исключения государствами Средней Азии и Афганистаном. В эту же логику укладывается и предоставление Узбекистану других миграционных «льгот»: запуска пилотного проекта по оргнабору мигрантов, а также планы Минсельхоза по сдаче в аренду сельскохозяйственных земель узбекским фермерам.

Однако расплатой за такую миграционную политику станет обострение внутренних проблем. В обозримом будущем России наверняка предстоит столкнуться с заметным усилением угроз в сфере внутренней безопасности со стороны экстремистских организаций исламистского толка, а также с массовыми беспорядками мигрантских сообществ и этническими конфликтами. В долгосрочном плане РФ предстоит дальнейшее изменение этнического состава населения в пользу тюрко-мусульманских народов, численность которых будет быстро расти как за счет более высокой рождаемости, так и трудовой миграции, постепенно превращающейся, как показывает опыт той же Франции, в постоянную.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3782
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика