Легпром РФ и хлопкопроизводящих стран ЦА: востребованы совместные предприятия - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Легпром РФ и хлопкопроизводящих стран ЦА: востребованы совместные предприятия

Российско-узбекистанский проект по аренде в РФ сельхозземель для возделывания зерновых и масличных культур для нужд Узбекистана создаёт прецедент для аналогичного взаимодействия стран ЕАЭС и в целом СНГ в других отраслях. Что особенно актуально, например, для текстильной индустрии стран Союза.

В этой отрасли уже частично реализуются конкретные проекты, схожие с упомянутым выше. Текстильная и легкая промышленность России, Армении и Белоруссии более чем на 80% зависит от ввоза большинства видов натурального текстильного сырья. В хлопковой сфере эта зависимость 100%-ная.

С распадом же СССР разорвались кооперационные связи и в легпроме. Вдобавок основные страны-производители и поставщики этого сырья в экс-СССР – Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан – в своей внешней торговле перешли главным образом на мировые цены. Одновременно те же производители хлопкового сырья, особенно Узбекистан, с середины 2010-х быстро сокращают вывоз хлопка-сырца, как и большинства видов сырьевой продукции неэнергетического сектора.

В результате ежегодная суммарная нехватка данного вида сырья (включая его полуфабрикаты) оценивается в РФ как минимум в 30% от потребностей. Импорт же этой сырьевой продукции постоянно дорожает. По Белоруссии, Армении и Казахстану хлопковый дефицит тоже сохраняется, хотя он не столь высокий ввиду меньшей доли хлопкопереработки в национальном легпроме (и наличия хлопко-сырьевой базы на юге и юго-востоке Казахстана).

Отметим также, что, хотя в Нижнем Поволжье и в Ставрополье в последние годы восстанавливается промышленное хлопководство, максимальный уровень импортозамещения в РФ по этому сырью возможен не более чем в 15% от реального внутреннего спроса.

Тем временем в большинстве стран Центральной Азии растут площади неиспользуемых и потому деградирующих сельхозземель. А это обусловлено в том числе их перепрофилированием с хлопка на другие земледельческие культуры, притом что отнюдь не все их виды успешно приживаются на «экс-хлопковых» почвах. Кстати, этот фактор – в числе причин упомянутого выше проекта по аренде узбекистанской стороной сельхозземель в РФ.

С учетом упомянутых факторов в современной повестке бизнес-партнерства РФ со странами Центральной Азии обозначено создание совместных производств в странах региона по выработке хлопка-сырца, его первичной и глубокой переработке.

По многим экспертным оценкам, реализация этих направлений взаимодействия минимум на треть сократит расходы в РФ на импорт упомянутой продукции и стабилизирует хлопко-сырьевую обеспеченность российского легпрома. А также возвратит в хозяйственный оборот свыше трети площади сельхозземель, ныне неиспользуемых в «хлопковых» странах региона. Плюс к тому это еще и новые, притом стабильные рабочие места в легпроме РФ и Центральной Азии.

Упомянутые и смежные обоюдные выгоды отмечены в ходе состоявшейся 14 сентября онлайн-конференции «Сотрудничество России и Таджикистана в легкой промышленности». Александр Борисенко, генеральный директор комбината «Камышинский текстиль» (Нижнее Поволжье), сообщил, что предприятие потребляет до 13 тыс. тонн хлопковолокна в год, а мощности позволяют повысить эту планку до 15 тыс. тонн в год. «Камышинский текстиль», по словам А. Борисенко, готов увеличивать ввоз х/б-пряжи, в том числе из Таджикистана, на основе предоплаты. А также доработать вместе с таджикистанскими партнерами проект по совместному возделыванию сырца и его переработке.

Притом в обоих вариантах «партнерство целесообразно на долгосрочной основе», тем более при растущей конкуренции за таджикистанское хлопкосырье со стороны Китая, Ирана, Турции. Яркий пример взаимовыгодности такого сотрудничества, как отметил А. Борисенко, – недавно созданный с участием «Камышинского текстиля» хлопкоочистительный завод в г. Курган-Тюбе (юго-западный Таджикистан), поставляющий свою продукцию и в РФ.

В свою очередь, Фируз Юсупов, заместитель гендиректора ООО «Чавони» (г. Худжант на севере Таджикистана) высказался за более тесное взаимодействие с российскими предприятиями, особенно в сфере комплексной переработки в Таджикистане хлопкового сырья. А также за упрощение процедур растаможивания поставляемой продукции. Это предприятие планирует достичь до конца 2021 г., предложив варианты сотрудничества с российскими партнерами в производстве сырьевой и готовой продукции.

Другое крупное предприятие национального легпрома – таджикистанское ОАО «Колинхои Кайроккум» получает от российского холдинга «СИБУР» высококачественный полипропилен, перерабатываемый в ОАО в химическое волокно и пряжу. Абдумуталиб Абдуллоев, гендиректор «Колинхои Кайроккум», считает целесообразным создание совместного предприятия с российскими партнерами «по производству и сбыту широкого ассортимента текстильной продукции – промежуточной и готовой». 

Эта компания, по словам А. Абдуллоева, ждёт соответствующие предложения от российских производителей и инвесторов и, в свою очередь, направит свои предложения по совместным проектам не позже последнего квартала с. г.

Схожие приоритеты и у ООО «Насочи Хучанд» (производство тканевой продукции, верхней одежды, ряда видов спецодежды). От «Тверской мануфактуры» этот комбинат ежемесячно получает 5 тыс. тонн полиэфирного волокна; из Тамбовской области – химикаты (включая реагенты), красители, смежные вспомогательные изделия, запчасти для оборудования. Эта российская продукция, как отмечает гендиректор предприятия Иномджон Почоев, отличается высоким качеством, поставляется на взаимовыгодных условиях. А в целом, как считает И. Почоев, у предприятий легпрома в Ивановской области, Чебоксарах, Новосибирске, ряде других регионов РФ имеется «весомый потенциал для производства продукции в рамках СП в Таджикистане».

По оценке руководства этого предприятия, целесообразно совместное с российскими партнерами производство товаров не только легпрома, но и продукции химической промышленности, используемой в текстильной отрасли обеих стран. Поэтому ООО «Насочи Хучанд» разрабатывает соответствующие предложения для российских предприятий-партнеров, например в Тамбовской области.

Курируют эти направления двустороннего сотрудничества торгово-промышленные палаты России и Таджикистана.

Что касается узбекистанского направления, то, как сообщил СМИ в начале июня с. г. президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин, уже имеются примеры успешной, но пока ещё «начальной» работы российских компаний по производству, в частности, пряжи в РУз. С учетом статуса этой страны в ЕАЭС как страны-наблюдателя данный вектор обоюдовыгодного сотрудничества, по мнению А. Разбродина, нужно тем более развивать. Причем с одновременным решением вопросов межбанковского и таможенного сопровождения таких взаимосвязей.

По имеющейся информации, к настоящему времени прорабатывается до 10 проектов по организации совместного с российскими предприятиями производства в Узбекистане хлопка-сырца, х/б пряжи, хлопкового волокна, некоторых видов химических волокон. Реализация таких проектов с участием около 20 (в целом) предприятий обеих стран намечена с 2022-2023 гг.

Однако, по оценке Романа Батманова, директора российского направления Samarkand Eurasia Textile, сдерживающим фактором в данной сфере является то, что российский бизнес слабо информирован об условиях предпринимательства в Узбекистане. И зачастую пытается перенести российскую бизнес-практику на сотрудничество с узбекистанской стороной. Но «такой подход, как правило, не срабатывает». Поэтому, как считает Р. Батманов, нужно, прежде всего, детальное ознакомление с правовыми и экономическими условиями бизнеса в Узбекистане, чему должны способствовать обоюдные представительства отраслевых компаний в обеих странах.

Поддерживая такие оценки, заместитель директора компании STAMPA TEXTILE (г. Ташкент) Рустам Зафаров рекомендует изменить традиционную ранее кооперационную схему: поставки сырья – производство готовых изделий, ибо хлопкосырье Узбекистан практически уже не экспортирует. Новая схема в контексте статуса Узбекистана в качестве страны-наблюдателя в ЕАЭС должна предусматривать активное инвестирование российских партнеров в узбекистанский легпром, нацеленное, по словам Р. Зафарова, на создание совместных производств в сырьевом и других секторах этой отрасли.

На фабрике компании STAMPA TEXTIL», являющейся производителем гладкоокрашенных и печатных трикотажных полотен

Сотрудничество в той же сфере развивается и на южном фланге ЕАЭС-СНГ: специалисты из Таджикистана с 2018 г. содействуют восстановлению хлопководства в Араратской долине в Армении с использованием в основном таджикистанских сортов сырца. Здесь к середине 2020-х планируется наладить комплексную хлопкопереработку с последующим развитием экспорта пряжи и тканей.

Остается добавить, что развитию кооперационных трендов в хлопковой отрасли на постсоветском пространстве наверняка поспособствовала бы соответствующая межгосударственная программа в рамках ЕАЭС или зоны свободной торговли СНГ, в которой участвуют почти все упомянутые страны (кроме Азербайджана). Тем более что эту программу практически формируют бизнес-структуры тех же стран.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

________________________________

Фото: https://madeinuzbekistan.ru/StampaTextile

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4255
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика