С конца сентября отношения Ирана и Азербайджана стали ухудшаться. Да так, что две соседние страны едва не оказались на грани войны друг с другом. Причиной стали слишком тесные отношения Баку с Тель-Авивом, в Тегеране сочли, что Израиль может использовать азербайджанскую территорию для агрессии против него.
МИД Исламской Республики заявил, что «не потерпит присутствия Израиля у своих границ». Представитель верховного лидера Ирана в провинции Ардебил аятолла Сейид Хасан Амули пригрозил Баку: «Не играйте с хвостом льва»!
А сам аятолла Хаменеи заявил следующее: «Страны нашего региона не должны позволять иностранным армиям присутствовать или вмешиваться в свои дела. Полагаться на обеспечение безопасности с их стороны – иллюзия. И те, кто страдает от этой иллюзии, скоро будут удостоены пощечины, потому что прямое или косвенное вмешательство других стран обернется катастрофой».
Не обремененные обязательным для госслужащего политесом депутаты с обеих сторон выразились еще жестче. «Азербайджан с прогнившей веревкой бросается в пучину больших проблем. Столица северного соседа находится в пределах досягаемости артиллерии Вооруженных сил Ирана (если они выйдут за рамки дружбы)», – заявил иранский депутат Ардашир Моттахари. А его коллега Ахмади Бигес и вовсе открыто пригрозил Баку отобрать территории: «Если Анкара и Баку продолжат такое поведение, мы присоединим Карабах и Нахичевань к их исконным землям – Ирану».
В Баку в долгу не остались, депутат Хусейн Калиев в интервью турецкой ежедневной газете Yeni Safak пригрозил разделить Иран. «Если Иран не обращает внимания на требования правительства Азербайджана и не получает разрешения от Азербайджанской Республики на въезд в Армению, он должен позаботиться о своих северо-западных турецких провинциях», – сказал он. Материал вышел под заголовком: Мы устраним Иран с карты!
Словами все не ограничилось, и стороны перешли уже к откровенному поигрыванию «мускулами». Турция и Азербайджан начали новый этап совместных войсковых учений «Нерушимое братство – 2021» на границе с Ираном, а тот в ответ начал свои маневры на границе с Азербайджаном.
Причем Тегеран сосредоточил там весьма внушительную группировку: 16-я бронетанковая и 21-я Тебризская пехотная дивизии, 64-я пехотная бригада Урмия, батальон Революционной гвардии «Ашура-31», 65-я воздушно-десантная бригада специального назначения и коммандос 25-й бригады специального назначения. На приграничные аэродромы начали сосредотачивать авиацию, в том числе фронтовые бомбардировщики, многоцелевые истребители, военно-транспортные самолеты и вертолеты. К границе выдвинулись ОТРК с дальностью поражения до 700 километров и беспилотники.
При этом свои учения иранцы пафосно назвали «Покорители Хайбара». Хайбар – исторический иудейский оазис, захваченный мусульманским отрядом во главе с самим пророком Мухаммедом в 629 году. И это важный момент – название учений означает не только апелляцию к исламской солидарности в борьбе с сионизмом, но и попытку подчеркнуть сотрудничество Азербайджана с Израилем, что в глазах мусульман – страшный грех.
Азербайджан, действительно, в последнее время слишком близко сошелся с Израилем, в частности стал одним из главных покупателей израильского оружия, которое очень показательно проявило себя в 44-дневной войне. В прошлом году доля Израиля в азербайджанском оружейном импорте составила 60%. В свою очередь, Тель-Авив – второй по величине потребитель азербайджанской нефти в мире.
Название иранских учений содержало весьма прозрачный намек на Израиль
В Тегеране уверены, что Израиль планирует использовать территорию соседней с ним страны для удара по научно-производственным центрам ядерной программы страны. Надо отметить, что опасения не лишены оснований, равно как и опасения Израиля того, что Иран может-таки создать ядерное оружие. Несмотря на то, что Тегеран отрицает такую возможность, некоторые израильские эксперты уверены, что атомная бомба может появиться у Ирана уже в этом году. Даже если допустить такое, это не значит, что Тегеран ее немедленно применит против Израиля, но тот за десятилетия выживания во враждебном окружении привык подстраховываться, нанося превентивные удары.
«Ядерная программа Ирана достигла критической точки, и наше терпение тоже… Красные линии уже пересечены. Международные надзорные организации игнорируются. Надежды оказались ложными», – заявил в начале сентября премьер-министр Израиля Нафтали Беннет.
А как Израилю лучше бить по Ирану? Если смотреть на карту, то для этого необходимо направить самолеты через воздушное пространство Сирии или Турции. Ни одна из стран этого не разрешит. Через Иорданию и Ирак – откровенно далековато, да и тут могут возникнуть проблемы. Выходит, что лучший вариант – Азербайджан, имеющий с Ираном 700 километров общей границы. Учитывая особо теплые отношения, сложившиеся между Тель-Авивом и Баку, это не выглядит фантастикой. Тем более что, если верить западным СМИ, Израиль уже давно там начал осваиваться.
Так The New York Times еще в 2019-м писала, что спутники США периодически засекали израильские беспилотники, взлетающие с военно-воздушных баз в Азербайджане и направляющиеся к иранской границе. Если это так, очевидно, речь идет о разведке и съемке ядерных объектов Ирана. И что в таком случае мешает направить ударные дроны, тем более если цели определены?
А вот уже из самых свежих публикаций. Неизвестный ударный беспилотник «со стороны Каспийского моря» вошел в воздушное пространство Ирана и нанес удар по секретному ядерному объекту КСИР вблизи Тегерана. Публикация была подкреплена кадрами космической съемки объекта до и после удара.
Дальше больше. Арабская Elaph, ссылаясь на израильские военные источники, пишет, что ЦАХАЛ перебросил в Азербайджан не менее двух истребителей F-35 специально для ударов по ядерному объекту Тегерана.
Пока, правда, нет никаких подтверждений ни от Израиля (разумеется), ни тем более от Азербайджана, ни от Ирана (которому тоже не хочется объясняться, как его ПВО пропустили атаку, если та имела место), но все это создает крайне нервозную атмосферу. Смущают Тегеран и израильские РЛС, которые, по мнению иранской стороны, ЦАХАЛ установил в Карабахе (Зангелан). Такие системы Баку ранее приобрел для себя, но в Иране считают, что непонятно, кто ими управляет.
В этой обстановке СМИ вовсю обсуждают перспективы ирано-азербайджанской войны. Конечно, Иран сильнее и выиграл бы войну, если бы не два «но». Первое: у Баку заключен оборонительный союз с Анкарой, так что нападение Ирана на Азербайджан означало бы войну с Турцией. А этой ситуацией уж совершенно точно воспользовался бы Израиль. И второе: в Иране живет немало азербайджанцев и власти страны могут опасаться использования их в качестве пятой колонны.
Трудно сказать, действительно ли Тегеран был готов воевать, но 6 октября министр иностранных дел Хосейн Амир Абдуллахиян срочно прилетел в Россию, как считают многие эксперты, для того, чтобы выяснить отношение Москвы к такому сценарию. Очевидно, что в Москве ему дали понять, что для России новая война в регионе неприемлема.
Затем Абдоллахиян разговаривал с азербайджанским коллегой, после чего его риторика уже поменялась: он стал говорить о том, что стороны должны предотвратить недопонимание в отношениях и что для них целесообразно продолжать свои отношения в правильном и растущем направлении. Его коллега Джейхун Байрамов заявляет, что Азербайджан и Иран связывают дружеские отношения и «проблемы должны решаться путем диалога, в спокойной и искренней обстановке».
Абдоллахиян и вовсе заговорил о возможности поездки в Баку в ближайшее время. При этом, рассуждая о внешнеполитической линии Тегерана, он говорит: «Концентрация внимания на соседях, включая северных соседей, является одним из приоритетов внешней политики нового иранского правительства». По его словам, его страну волнует то, что «некоторые иностранные силы пытаются влиять» на Закавказье, чтобы изменить региональные границы, закрыть погранпереходы или сместить их локацию.
Таким образом, можно предположить, что Тегеран, не получив поддержки Москвы, отказался обсуждать идею силовой операции на территории Азербайджана. Однако напряженность, а главное, недоверие не снимаются. Тем более если опасения Тегерана верны, то от Израиля в любой момент можно ждать чего угодно.
Тем более надо понимать, что возможное военное присутствие Тель-Авива на северной границе Ирана – не единственная претензия Исламской Республики к Баку. Вторая претензия, на первый взгляд, чисто экономическая: Баку взимает пошлину с иранских грузовиков, следующих в Армению, останавливает их, штрафует и даже арестовывает водителей. Азербайджанские власти уверяют, что иранские грузовики годами незаконно проникали на территорию Карабаха, что там процветали контрабанда и наркотрафик.
Насколько это реально, сказать так же сложно, как и то, есть ли на территории Азербайджана израильская техника, подготовленная к нападению на Иран. Но обе стороны считают свои аргументы железобетонными.
В любом случае стоит отметить, что Иран оказался одной из сторон, которую результат прошлогодней войны в Карабахе категорически не устраивает. И дело не только в усилении присутствия в регионе извечного врага и конкурента – Турции. В случае полной имплементации соглашений России, Армении и Азербайджана от 10 ноября 2020 года т. н. зангезурский коридор пройдет фактически по ирано-армянской границе, что отрежет Иран от Армении. Кроме того, соединение коридором Баку с Нахичеванью, а главное с Турцией, которая получает выход к Каспийскому морю и к Центральной Азии, фактически лишает Иран статуса регионального игрока, по крайней мере серьезно его снижает.
Все это также невыгодно России, которую год назад фактически поставили перед фактом: обстановка изменилась и придется терпеть в регионе не только присутствие, но и дальнейшее продвижение Турции. Здесь мы с Ираном – союзники. С той лишь разницей, что Иран реально готов воевать. Однако России вторая война в Закавказье, которая может или усилить Иран, или еще больше усилить Турцию, не нужна категорически. И, кажется, нам удалось ее хотя бы отложить.
Но отложить – не отменить. Увы, в регионе теперь стало слишком тесно, и его будущее уже зависит не только от нашего желания.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram