
Российская энергетическая неделя (РЭН), состоявшаяся на днях в Москве, подтвердила свой общемировой статус. Статус авторитетной международной платформы для предметного обсуждения тенденций в общемировой энергетической отрасли, её экспортных приоритетов и возможностей.
Достаточно сказать, что в нынешнем форуме, совместно организованном (в гибридном формате) «Росконгрессом», Минэнерго РФ и правительством Москвы, участвовали до 2500 представителей энергобизнеса и экспертного сообщества из более чем 80 стран. В рамках деловой программы форума состоялось свыше 30 тематических дискуссий.
Повестка дня РЭН дышала злободневностью. Не случайно здесь проявились некоторые расхождения по ряду вопросов между странами-основными поставщиками трубопроводного и сжиженного газа на мировой рынок. Косвенно это нашло отражение и в центровом событии форума – выступлении Владимира Путина на пленарном заседании 13 октября «Мировая энергетика: трансформация для развития».
Российский президент подчеркнул, что последствия пандемии, прежде всего «встряска» региональных энергорынков, снова показали, «насколько значимо для современного мира снабжение потребителей доступной энергией при минимальном воздействии на окружающую среду». Президент РФ отметил в этой связи, что для обеспечения общемировой энергобезопасности «нужны взвешенные, ответственные действия всех участников рынка, как производителей, так и потребителей», сориентированные на длительную перспективу в интересах устойчивого развития государств и народов.
Что же касается резкого всплеска цен на газ в зарубежной Европе нынешней осенью, то глава РФ возложил ответственность за это на европейские структуры, политизирующие импорт российского газа. И вдобавок переоценивающие возможности возобновляемых энергоресурсов. Россия, являясь основным поставщиком газа в регион Евросоюза, «увеличила в 2021-м поставки в Европу на 15%». А в повышении цен на газ виновата «энергополитика европейских стран». Ибо после прошлогодней холодной зимы в ЕС-регионе, по словам В. Путина, там понадеялись на спотовые поставки газа (импорт вне долгосрочных контрактов. – Ред.) и потому не стали восполнять долгосрочные запасы. Так что попытками обвинить Россию в означенной ситуации «Европа просто прикрывает свои ошибки».
Говоря о маршрутах российских газопоставок, президент РФ отверг попытки «навязать» эти поставки преимущественно через Украину. А именно: в текущем году «мы увеличили поставки через газотранспортную систему Украины – сверх наших контрактных обязательств по транзиту – примерно на 10%. А нам намекают: увеличьте еще поставки через Украину». Но, как подчеркнул российский президент, украинская ГТС десятилетиями не ремонтировалась и, «если давление там увеличить, трубы там же лопнут вообще. И Европа совсем лишится этого маршрута».
Впрочем, «симпатии» в Евросоюзе к украинскому газотранзиту многие западноевропейские эксперты объясняют тем, что ЕС планирует получать через Украину газ и из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. Такие планы вынашиваются, чтобы не повышать зависимость ЕС-региона от транзита газа из этих стран через Турцию, ввиду сложных взаимоотношений с последней.
Но в любом случае закавказский или центральноазиатский газ поступить в украинскую ГТС может только по российским трубопроводам. Потому и лоббируется именно бессрочное сохранение газового транзита по маршруту РФ – Украина.
Но не все поставщики согласны с «антитурецкими» транзитными планами Брюсселя. Так, министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов заявил в ходе форума, что «мы поставляем газ в европейском направлении через Турцию… По Южному газовому коридору (действующему с мая 2018 г. маршруту Азербайджан–Грузия–Турция–Балканы/ЕС. – Ред.) у нас запланировано не меньше 16 млрд кубометров в год». Министр уточнил, что в полном объеме это «будет в следующем году: экспорт в Турцию – 6 млрд кубометров, в Европу – 10 млрд». Отмечено также, что поставки через Турцию в ЕС-регион Азербайджан в дальнейшем планирует увеличить.
В рамках Молодежного дня РЭН прошли интерактивные сессии по созданию молодежных проектов развития ТЭК
Относительно же «увлечённости», особенно в ЕС, возобновляемыми энергоресурсами (ВЭ) на форуме практически единогласно было отмечено: они не способны заменить даже на пятую часть реальную долю газа и нефти в энергоснабжении по крайней мере Европы. Потому ставка на ВЭ будет всё чаще воспроизводить кризисы в энергоснабжении. Причем с возвращением в оборот экологически ущербных энергоресурсов – первичных угля и горючих сланцев без их дорогостоящей переработки в аналоги нефтегазового сырья.
По динамике мировых цен на нефть в ходе РЭН высказано, по сути, единое мнение: цены должны иметь больший уровень предсказуемости и, соответственно, стабильности. Что выгодно и поставщикам, и импортерам. А такой сценарий зависит, прежде всего, от согласованной политики основных стран-экспортеров.
В этой связи не только российская сторона, но также, например, директор исследовательского департамента ОПЕК Айед аль-Кахтани и министр энергетики и инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи положительно оценили роль небезызвестной ассоциации ОПЕК+ для максимально эффективного регулирования мирового рынка нефти. Отмечена стратегическая роль достигнутого в прошлом году соглашения двух десятков стран – крупных добытчиков и экспортеров нефти о суммарном снижении добычи. Схожее мнение высказал Абдель Азиз бен Сальман, министр энергетики Саудовской Аравии, отметив возможности увеличения в перспективе числа стран-участниц ОПЕК+. Напомним, что в данной ассоциации (действует с 2017 г.) участвуют наряду с РФ, Азербайджаном и Казахстаном все 13 стран ОПЕК и еще 7 других стран – крупных поставщиков нефти.
Проблематика регулирования мирового рынка газа впервые в этом году вошла в число основных и на РЭН. Причем в аспекте возможного создания «газовой ОПЕК». Так, глава Минэнерго Саудовской Аравии бен Сальман высказал мнение, что «рынкам газа, включая сжиженный, и угля не хватает коллективного регулирования», отметив «весьма положительный пример» расширенного регулирования рынка нефти в рамках ОПЕК+. По его мнению, этот опыт можно перенять в газовой сфере.
Идея косвенно была поддержана главой Минэнерго Азербайджана П. Шахбазовым: «То, что происходит на мировом газовом рынке, показывает, что здесь нужно какое-то регулирование. Но что нужно делать в этой сфере, я сейчас не могу сказать».
Российская позиция по этому вопросу, похоже, пока не сформирована. Так, по мнению вице-премьера РФ Александра Новака, «в идее регулировать мировой рынок газа, как регулируется рынок нефти, есть рациональное зерно». В то же время Юрий Сентюрин, генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), заявил, что «пока такого решения нет у нас». Как считает эксперт, газовый рынок «в принципе так же регулироваться не может физически и технически». Потому насчет регулирования по аналогии с ОПЕК или ОПЕК+ «таких планов и документов нет». Хотя г-н Сентюрин и признал, что мировому рынку газа «нужна предсказуемость».
Впрочем, разве может быть предсказуемость какого-либо сектора мирового рынка в отсутствие координации экспортной политики стран-поставщиков? Так или иначе, представители других стран – крупных газоэкспортеров предпочли не развивать дискуссию по этой теме, вероятно, просто не готовы к ней.
ФСЭГ, напомним, включает 10 стран, в том числе РФ. Статус наблюдателей в этой структуре имеют 9 стран, включая Азербайджан и Казахстан. Совокупная доля всех этих стран в общемировых добыче и экспорте природного газа (включая сжиженный) – не меньше 70%.
Отметим, что дискуссии о формировании «газовой ОПЕК» ведутся упомянутыми странами с начала 2000-х. Казалось бы, позиции сторон сближаются: по завершении переговоров в рамках ФСЭГ в Москве в декабре 2008 г. министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес заявил, что «имеется возможность» создать на базе ФСЭГ организацию «примерно 10 стран по регулированию мирового рынка газа», в основе которой будут принципы, «действующие в ОПЕК». Но не случилось.
Словом, в ходе Российской энергетической недели - 2021 главный акцент был сделан на том, что скоординированная межгосударственная политика во всех звеньях общемирового ТЭК всё более востребована. Однако конкретных решений на этот счет еще не выработано.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
________________________
Фото: https://minenergo.gov.ru