Процессы, происходящие в маленьком государстве под названием Республика Молдова, в значительной степени обусловлены ее географическим расположением. Находящаяся вблизи Черного моря, но не имеющая к нему полноценного выхода, она оказалась буквально зажата между Украиной и Румынией – странами с ярко выраженной антироссийской политикой. Это в значительной степени обусловило приход к власти в РМ политических сил, которые в унисон с соседними странами заняли антироссийскую позицию.
Именно в Киев нанесла свой первый визит новый президент Майя Санду практически сразу после инаугурации. И именно президент Румынии Карл Йоханнис стал первым иностранным лидером, который совершил визит в Кишинев, чтобы оказать моральную поддержку гражданке своей страны, ставшей главой соседнего государства.
Для ясности понимания отношений между Молдовой и Румынией необходимо учесть, что само провозглашение независимости Молдовы в 1991 году многими политическими силами рассматривалось как переходный этап к поглощению нового государства Румынией. Конституция Молдовы и символика нового государства – флаг и герб – разрабатывались румынскими эмиссарами и мало чем отличаются от символики соседнего государства с другого берега Прута.
Правда, потом, как говорится, «что-то пошло не так». Приднестровский конфликт, спровоцированный для того, чтобы отделаться от преимущественно русскоязычного Приднестровья, тяжелое экономическое положение в Румынии в начале 1990-х годов и ряд других причин не позволили осуществить идею «унири» – «воссоединения», как называют идею поглощения Молдовы Румынией. Однако эта идея продолжает питать убеждения целого ряда маргинальных политических деятелей в Молдове, которые и формируют несколько мелких унионистских партий, пусть и все время воюющих между собой и спорящих, кто из них является «настоящим унионистом».
Эти споры вовсе не означают, что никакой опасности для молодой молдавской государственности не существует. Существует, хотя можно с достаточно высокой долей вероятности утверждать, что «униря» в виде полной ликвидации государства под названием Республика Молдова сегодня маловероятна. В подтверждение этого тезиса есть целый ряд аргументов. Рассмотрим самые главные из них.
Во-первых, необходимо отметить, что если с вступлением Румынии в ЕС привлекательность этой страны и обладания ее паспортом для граждан Молдовы резко возросла, то при этом сама процедура возможной «унири» усложнилась, поскольку для этого Бухаресту пришлось бы заручиться согласием всех без исключения государств-членов ЕС. Трудно также предположить, что Евросоюз согласился «взвалить» на себе такой груз, как приведение присоединяемой территории в экономическое состояние, близкое хотя бы к той же Румынии. Очевидно, что самой Румынии, одной из самых бедных стран ЕС, такая задача не по силам.
В то же время благосклонность, с которой в ЕС встречают планы объединения столь же бедных Албании и Косово (о них на днях заявил албанский премьер-министр Эди Рама), говорит о том, что во имя реализации собственных геополитических планов Евросоюз может одобрить и поглощение Молдовы Румынией.
Во-вторых, нерешенный Приднестровский вопрос и наличие на юге Гагаузской автономии являются пока крепкими якорями, удерживающими Молдову от поглощения Румынией. В феврале 2014 года власти автономной республики провели референдум, в ходе которого 98% избирателей поддержали интеграцию в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и высказались за «отложенный статус автономии», который дает ей право выйти из состава Молдовы в случае утраты ею независимости. Но тот факт, что власти Молдовы объявили проведение референдума незаконным, а его результаты не имеющими юридической силы, говорит о том, что Кишинёв, а за ним и Брюссель могут, если посчитают момент «унири» подходящим, волеизъявление населения ПМР просто проигнорировать.
В-третьих, в самой Молдове уже ни для кого не является секретом, что Румыния не торопится форсировать события. Её вполне устраивает ситуация, когда в соседней стране главные государственные посты занимают лица, имеющие, кроме молдавского, также и румынский паспорт и давшие присягу на верность Румынии в процессе его получения. На сегодняшний день это президент Молдовы Майя Санду, премьер-министр Наталья Гаврилица, спикер парламента Игорь Гросу, председатель Конституционного суда Домника Маноле и целый ряд министров и депутатов парламента. Количество чиновников рангом ниже, имеющих румынский паспорт, назвать сложно из-за их большого количества.
Словом, Молдовой и так управляют граждане Румынии, так зачем Бухаресту брать на себя ответственность за происходящее между Прутом и Днестром и тратить деньги на население, проживающее там?
Для контроля процессов, происходящих в Молдове, Бухаресту вполне достаточно поддерживать те политические силы, которые ориентированы на Запад. При этом главную «тяжесть» этой задачи и основные расходы берёт на себя вовсе не Бухарест, который сам выступает в качестве бэк-вокалиста на подпевке у Брюсселя и Вашингтона.
Основные финансовые расходы по поддержке проевропейских сил в Молдове как в период их нахождения в оппозиции, так и во время пребывания во власти берут на себя Евросоюз и такие международные финансовые организации, как МВФ, ЕБРР и другие. В подавляющем большинстве эпизоды, когда власти Румынии оказывали прямую помощь Молдове, заканчивались достаточно крупными скандалами.
Наиболее громкой и значительной по уровню задействованных должностных лиц стала эпопея с предоставлением Молдове безвозмездной материальной и технической помощи на сумму в 100 млн евро в течении 10 лет. Соответствующий документ был подписан 11 лет назад – 27 апреля 2010 года, однако из обещанных 100 млн Кишинёв в итоге получил от Бухареста в различной форме только 40 млн евро. Деньги должны были поступить в Молдову в течение четырёх лет, начиная с 2010 года, четырьмя траншами по 25 млн евро каждый и пойти на реализацию проектов в области инфраструктуры, ремонта дорог, модернизации школ в сельской местности.
В июле 2015 года новый президент Румынии Клаус Йоханнис вдохнул новую жизнь в загибающийся проект «Румыния предоставит Молдове безвозмездную помощь в размере 100 млн евро». Тогда Йоханнис промульгировал «Закон о ратификации третьего дополнительного протокола к молдавско-румынскому межправительственному соглашению о реализации программы технической и финансовой поддержки на основе безвозмездной финансовой помощи в размере 100 млн евро от 27 апреля 2010 года». Однако и это не сдвинуло процесс с мертвой точки, а в апреле 2020 года румынская сторона объявила, что срок действия соглашения по предоставлению помощи истек.
В период пандемии коронавируса Румыния предприняла ряд акций помощи Молдове. Летом прошлого года в РМ прибыла гуманитарная помощь для преодоления кризиса, вызванного пандемией. Однако вскоре оказалось, что поставленные Бухарестом средства защиты для молдавских медиков не соответствуют необходимым требованиям. Адриану Ионелу – директору румынской компании Unifarm, заподозренной в поставке некачественных средств защиты для молдавских медиков, Национальным антикоррупционным управлением Румынии были предъявлены официальные обвинения в коррупции. По информации румынской прокуратуры, А. Ионел «претендовал на 760 000 евро через посредника, представляющего коммерческую компанию, чтобы государственная Unifarm SA заключила контракт на закупку средств защиты от вирусной инфекции COVID-19 (250 000 комбинезонов и 3 миллиона хирургических масок)».
Еще факт. Румыния поставила в РМ несколько партий вакцины AstraZeneca. Казалось бы, нужное дело. Однако оказалось, что дар – с «двойным дном». Румынские чиновники закупили для иммунизации населения гораздо больше доз вакцины, чем требовалось. Национальное управление по борьбе с антикоррупцией начало расследование по этому поводу, но на этом проблемы не закончились. На деньги, потраченные на вакцины, было вакцинировано лишь 30% населения (AstraZeneca не пользовалась популярностью в самой Румынии), прежде чем срок действия закупленной вакцины истёк. Однако ЕС решил, что крайний срок годности для неё может быть продлён. Было принято решение раздать нереализованные партии другим странам, в том числе Молдове. На днях РМ было пожертвовано еще 50 тыс. доз вакцины AstraZeneca с продленным сроком годности.
Итак, как было сказано выше, «униря» в виде полной ликвидации государства под названием Республика Молдова сегодня маловероятна. Но ничто нельзя исключать уже в ближайшей перспективе. На сегодняшний день Молдова представляет собой для Румынии своеобразный полигон, на котором под руководством румынских граждан из числа высших молдавских чиновников отрабатываются различные технологии управления, политические технологии и осуществляется утилизация различных некондиционных продуктов и медикаментов под видом гуманитарной помощи.
Такая роль Молдовы пока вполне устраивает Бухарест. Самое печальное, что подобное положение устраивает и значительную часть молдавских политиков, и поддерживающий их электорат. Иначе, наверное, результаты последних президентских и парламентских выборов были бы принципиально иными.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram