Последние недели во многих странах мира отмечены резким подъемом заболеваемости коронавирусной инфекцией. Это в очередной раз поставило перед рядом государств вопрос о необходимости введения очередных ограничительных мер, вплоть до комендантского часа, как это произошло в Латвии. Белоруссия в данном случае продолжает выделяться своим отношением к COVID-19. При этом ситуация с распространением заболевания в стране в последние месяцы выглядит не лучшим образом.
Стоит напомнить, что с начала пандемии в Белоруссии, в отличие от большинства стран мира, не вводились никакие чрезвычайные меры. Страна продолжала жить и работать практически в том же ритме, что и до появления в ней коронавируса. Предприятия не были закрыты, заведения общепита, фитнес-центры, учреждения культуры и прочее продолжили свою работу, а руководство страны заявило и продолжает заявлять, что ситуация находится под полным контролем. Немаловажное место в этом сыграла позиция главы государства Александра Лукашенко, который изначально назвал происходящее в мире «коронапсихозом». Белорусский лидер неоднократно отмечал, что введения локдауна куда более опасно, чем сама болезнь, и призывал людей заниматься спортом, больше находиться на воздухе и своим примером показывал, что ничего страшного в стране не происходит.
Официальная статистка более года демонстрировала умеренный рост заболеваемости, а ежедневная смертность не превышала 5-7 человек. Все это уже давно вызывает сомнение в рядах оппонентов белорусской власти, особенно сегодня, когда в стране была объявлена четвертая волна коронавируса, а ежедневные случаи инфицирования стали превышать 2 тыс. со смертностью в 15-17 человек в сутки. Некоторые последние решения белорусских властей и вовсе заставили многих задуматься о том, что же на самом деле происходит в стране.
По последним данным, за все время пандемии в республике было зафиксировано около 590 тыс. случаев инфицирования, умерло более 4,5 тыс. пациентов. Более того, как сообщил заместитель министра здравоохранения – главный государственный санитарный врач Александр Тарасенко, в стране в конце октября было зафиксировано распространение нового, более заразного штамма коронавируса – «дельта лайт».
При этом население республики долгое время не прислушивалось к призывам властей пройти вакцинацию, которую в РБ, как и во всем мире, считают самым действенным способом борьбы с пандемией. По последним данным, первую дозу вакцины от коронавируса получили только 2,7 млн белорусов, из которых более 2,02 млн человек прошли полный курс из двух прививок. И это при том, что в стране развернуто более 850 пунктов вакцинации, а прививочные кабинеты есть не только в медучреждениях, но и в ряде торговых центров, на рынках, станциях метро, железнодорожных вокзалах и т. д.
Очередное повышение заболеваемости, а также невысокий уровень вакцинации населения привели к тому, что Минздрав принял решение ввести в стране с 9 октября обязательный масочный режим, за несоблюдение которого власти были готовы штрафовать простых белорусов. Стоит заметить, что сам по себе масочный режим был объявлен в Белоруссии еще год назад, однако наказание за его несоблюдение применялось только в отношении юридических лиц. Однако этого показалось мало и было решено его ужесточить.
Предполагалось, что за соблюдением мер борьбы с коронавирусом будут следить представители правоохранительных органов, которые на первоначальном этапе должны были лишь предупреждать белорусов о возможных последствиях нарушений. В ряде областей стали фиксироваться случаи, когда без масок не обслуживали в магазинах или высаживали из общественного транспорта, а в минском метро начались проверочные рейды милиции. Сами штрафы, которые могли быть применены к гражданам, оказались крайне высокими. За «нарушение санитарно-эпидемиологических требований, требований ограничительных мероприятий» и т. д. нарушивший масочный режим белорус мог лишиться до 870 белорусских рублей (около $350), индивидуальный предприниматель – до 5800 рублей (более $2320), а юридическое лицо – порядка 14500 рублей (около $5800).
Подобные жесткие меры вызвали определенное напряжение в обществе, которое в нынешних непростых условиях не могло не вызвать реакцию у А. Лукашенко. В стране, где продолжается общественно-политический кризис, начавшийся после президентских выборов августа 2020 года, крайне щепетильно относятся к тому, что говорят и делают белорусы. Особенно перед предстоящим референдумом по изменениям Конституции. Как итог, на проходившем 19 октября совещании по вопросам эпидемиологической обстановки белорусский лидер жестко раскритиковал своих подчиненных за самодеятельность. Он потребовал «не издеваться над людьми» и крайне негативно отнесся к попыткам привлечь милицию к контролю над масочным режимом, вплоть до вопроса о том, «кому подыгрывает» глава МВД в столь непростой политической обстановке.
Белорусский лидер уже не раз говорил о том, что коронавирус, как и ряд иных инструментов, используют страны Запада для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. «По маскам, защитным средствам, всякому дистанцированию и вакцинации я высказался. Принимайте это к неукоснительному исполнению. Никакого давления на людей», – заявил он.
Подобный разгром подействовал на чиновников даже сверх того, что ожидалось. Минздрав не только возобновил приостановленный им же плановый прием в больницах, но и своим документом от 20 октября исключил из санитарных норм и правил пункт 41, который обязывает носить маски и соблюдать социальную дистанцию в помещениях. Также этот пункт обязывал использовать средства защиты органов дыхания пассажиров транспорта и водителей такси. Взамен в белорусском ведомстве призвали белорусов к соблюдению всех мер предосторожности, ношению масок и разослали смс с призывом к вакцинации.
Стоит заметить, что сам белорусский лидер, который ранее переболел коронавирусом, заявил, что пока не будет вакцинироваться, вплоть до появления отечественной вакцины, которая может быть выпущена в оборот в 2023 году. Сейчас в республике доступны российский «Спутник V» и китайский препарат Vero Cell от Sinopharm. Примечательно, что в стране организована даже вакцинация иностранцев, однако особого интереса к этому жители других стран пока не проявили. Чего нельзя сказать о белорусах после последних сообщений из СМИ.
Несмотря на успокоительные речи чиновников, в средствах массовой информации, особенно негосударственных, все чаще стали появляться материалы о нехватке больничных коек, аппаратов ИВЛ, очередях в больницах, а также о том, что производимого в стране кислорода стало недоставать. В последнем случае к производству и поставкам кислорода в медучреждения подключились даже нефтепереработчики и военные. Например, 25 октября стало известно, что НПЗ «Нафтан» и предприятие «Полимир» отгрузили первые баллоны с кислородом для нужд пациентов Новополоцкой центральной городской больницы. Кроме того, начали развертывать дополнительные мощности на «СветлогорскХимволокно» и «Гродно Азоте».
Подобная информация, как и постоянный рост числа заболевших и умерших от коронавируса, заставили белорусов пойти вакцинироваться. Власти даже заявили, что при нынешних темпах смогут до конца года привить около 50% населения. Получится это или нет, покажет время, но возможности для этого есть: «Спутник V» уже с весны разливается в Минске, а закупки китайского препарата вскоре должны быть возобновлены. На этой волне Минздрав РБ уже заявил о необходимости вакцинации беременных, а со следующего года власти будут готовы прививать и молодежь старше 12 лет. Кроме того, сегодня уже было объявлено о начале ревакцинации, чего многие страны не могут себе позволить в принципе.
Особенностью борьбы с COVID-19 в Белоруссии является то, что данная тема в стране тесно связана с политикой. Любое заявление Лукашенко или действия властей получают двойную оценку его сторонников и противников, что отражается на общественном мнении, а через него и на саму ситуацию с коронавирусом. Противники белорусского лидера используют любую возможность, чтобы обвинить его в беспечном отношении к своим гражданам, намеренном искажении фактов и прочем. В очередной раз волна негатива со стороны оппозиции прокатилась после того, как президент Белоруссии заявил, что коронавирус может способствовать лечению онкологических больных. Его сразу же обвинили в некомпетентности, стремлении задурманить голову простым гражданам и оправдать бездействие властей в борьбе с коронавирусом, что на самом деле не так. Это даже заставило Лукашенко заявить, что он имел в виду совершенно иное и его слова являются лишь констатацией факта, на основе представленной ему статистики. Однако это никак не повлияло на отношение к нему его противников и их западных кураторов, которых не интересует, что на самом деле происходит в Белоруссии и почему власти страны стараются найти баланс между строгими ограничениями, которые могут ударить по экономике, и сохранением допустимого уровня заболеваемости.
С другой стороны, государственные СМИ и чиновники стараются убедить всех, что происходящее в Белоруссии абсолютно оправданно. Как заявила председатель постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Людмила Макарина-Кибак, «на сегодняшний день весь мир понимает, что именно наша модель оказания помощи была правильной». Еще дальше пошли государственные СМИ.
Например, в тот момент, когда в России было принято решение объявить нерабочими дни с 30 октября по 7 ноября, ведущий белорусского государственного телеканала СТВ Евгений Пустовой в своей передаче «Политика без галстуков и купюр» заявил, что Лукашенко – «единственный президент, который не прятался от народа по бункерам, а от министров и журналистов с помощью телеконференций» и он «ботоксом не пользуется». Это вызвало острую реакцию в России, где посчитали, что намек был сделан на Владимира Путина. Позже Пустовой заявил, что он не имел в виду российского лидера, «ботокс»» был отсылкой к президенту США Джо Байдену, а он считает президента РФ «красавчиком» и выступает за союз с Россией. Однако, как говорится, осадок остался, а сам репортаж прекрасно характеризует всю политизированность ситуации с коронавирусом в республике.
В конечном счете можно констатировать, что проблема коронавируса и борьбы с ним в Белоруссии уже давно вышли за пределы сферы здравоохранения. Белорусские медики, действительно, предпринимают все возможные и необходимые, с точки зрения властей, меры, направленные на противостояние COVID-19. При этом, в отличие от многих других стран, в Белоруссии стараются не забывать и о лечении других болезней, которые по-прежнему никуда не исчезли. И несмотря на то, что противники белорусского режима ищут любую возможность, чтобы в сложившихся обстоятельствах создать негативный образ Александра Лукашенко и всей системы государственного управления, борьба с коронавирусом в Белоруссии продолжается так, как считает нужным руководство.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
____________________________
Фото: https://www.belta.by